Этап IV. Хребты Тянь-Шаня
Этап II. Уральские горы.
<Приложение 1> (карта маршрутов). <Приложение 3 > (презентация).
На этом этапе учащиеся должны ответить на вопрос: “Атомам, каких элементов соответствуют представленные электронные конфигурации?”
Учащиеся записывают ответ в тетради. По окончании выполнения этого задания осуществляем проверку, вызывая к доске представителей от каждой группы, которые оформляют и комментируют ответ.
Пример ответа группыА- медь: + 29Cu 1S2/2S22p6/3S2 3p63d10/4S1 т. к. в атомах меди десятый d - электрон поместился на третий d-подуровень в результате «провала» с четвертого s-подуровня, то этот электрон подвижный. Поэтому медь в соединениях проявляет степени окисления +1 (например, Сu2О) и +2 (например, СuО).
Говорит учитель: “ В результате этого этапа мы выполнили поставленную с вами задачу - т.е. определили атомам, каких элементов соответствуют представленные конфигурации. Итак, в результате этого мы свой путь через Уральские горы прошли успешно.
Перед следующим этапом объявляем привал - проверяем домашнюю работу «химиков - писателей», которые попытаются реализовать свои способности, представив сведения о меди, цинке, хроме в виде интересного рассказа (представитель от каждой группы рассказывает интересный рассказ о своем металле).
Этап III. Саянские хребты. <Приложение 1> (карта маршрутов). <Приложение 3> (презентация).
Вызываем к доске представителей от каждой группы, которые берут конверты с тестовыми заданиями, которые соответствуют названию каждой группы. Число тестовых заданий в конверте соответствует числу учащихся в каждой группе.
Представители, получившие конверты, раздают тестовые задания всем членам своей группы, которые по мере готовности отвечают на вопросы, остальные учащиеся проверяют правильность ответа.
Примерные тестовые задания, находящиеся в конвертах для группы А – медь:
1. Какие физические свойства характеризуют медь:
А) Металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы. (+)
Б) Серебристо-белый металл.
В) Металл голубовато-серебристого цвета.
2. Выберите свойства, которые характерны для меди:
А) Отличный проводник электрического тока (уступает только серебру). (+)
Б) При температуре 100-150С хорошо прокатывается в листы. Выше 200С становится очень хрупким.
В) Сравнительно легкий, немного тяжелее алюминия, но в три раза прочнее его.
3. Какова температура плавления меди?
А) Температура плавления 1890С.
Б) Температура плавления 1083С. (+)
В) Тугоплавкий металл, температура плавления1665С, в обычных условиях отличается высокой прочностью и вязкостью.
4. С каким из перечисленных веществ будет реагировать медь?
А) H2S04 конц. (+) Г) H2O
Б) Cl2 (+) Д) O2 (+)
В) NaOH Е) HNO3 конц. (+)
5.Какими двумя веществами, из перечисленных, вы воспользовались бы для получения меди?
А) O2 (+) Г) HNO3
Б) Fe Д) Сu2S (+)
В) Al Е) SO2
6. Каким соединением меди определяют альдегидную группу в органических соединениях?
А) СuCl2
Б) СuO
В) Сu(OH)2 (+)
Этап IV. Хребты Тянь-Шаня.
<Приложение 1> (карта маршрутов). <Приложение 3> (презентация).
На этом этапе учащиеся должны выписать формулы веществ, в состав которых входят медь, цинк, хром. Назвать эти вещества, указать к какому классу неорганических соединений они относятся. Указать какие из этих соединений встречаются в природе в виде минералов? Ответ учащиеся оформляют в тетрадях, по мере готовности представитель от каждой группы выходит к доске и записывает его на ней и комментирует ответ.
Пример ответа группыА- медь: <Приложение 2 > (таблица с ответами).
Говорит учитель:“В результате этого этапа мы вновь выполнили поставленную задачу, а именно дали названия химическим соединениям, определили к какому классу неорганических соединений, они относятся и какие из них являются составной частью минералов”.
После выполнения этого задания объявляем привал «Химия и жизнь», на котором от каждой группы выходят 1-3 представителя и начинают свой рассказ, подготовленный дома, со слов: «Знаете ли вы, что медь входит в состав…..; цинк входит в состав…...;
хром входит в состав……; применяются …….. .
Кроме того учащиеся , они должны продемонстрировать эти вещества (если они имеются).
Пример ответа группыА- медь:
1) 4-3-тысячелетие до н. э. переходный период от каменного века к бронзовому (бронза - сплав меди с другими металлами);
2) медь используется для производства кабелей, проводов, котлов, перегонных кубов;
3) медь образует сплав с Zn(45%), который называется латунь, он используется для изготовления труб для конденсаторов, радиаторов, деталей часовых механизмов, в судостроении;
4) латунь с высоким содержанием меди - томпак - благодаря своему внешнему сходству с золотом используется для изготовления ювелирных и декоративных изделий;
5) медноникеливые сплавы: конструкционные (мельхиоры (Си, 20-30% Ni, Fe, Mn),
нейзильберы (Си, 5-35%Ni,13-45% Zn)) они используются в судостроении и энергетической промышленности, из них изготавливают радиаторы, трубопроводы, дистилляционные установки для получения питьевой воды из морской;
медноникеливые сплавы: электротехнические (манганин (Си, 3%Ni,12% Mn)
константан (Си, 40%Ni, 1.5%Mn)) они используются для изготовления магазинов сопротивления; копель (Си, 43%Ni, 0.5%Mn) используется для изготовления термопар;
6) медь входит в состав бронзы, бронзы подразделяются на оловянные, алюминиевые, кремнистые, применяются в машиностроении;
7) Cu(CH3COO)2.H2O- ацетат меди (II) – ярь-медянка применяется для получения ярко зеленой масляной краски;
8) СиО – черное вещество, встречается в природе (например, в виде минерала тенорита);
9) (СиОН)2СОз - карбонат гидроксомеди(II)- встречается в природе в виде минерала малахита, используется для приготовления синих и зеленых минеральных красок, а также в пиротехнике;
10) соли меди используют для уничтожения вредителей растений;
11) смешанный ацетат-арсенит меди(II) Cu(CH3COO)2.Сu3(AsO3)2 –применяется под названием парижская зелень для уничтожения вредителей растений;
12) все соли меди ядовиты, поэтому медную посуду лудят, т.е. покрывают внутри слоем олова, чтобы предотвратить возможность образования медных солей;
13) Си - микроэлемент, необходимый растениям для нормальной жизнедеятельности;
14) входят в состав пестицидов, удобрения содержащие медь, способствует росту растений на малоплодородных почвах, что повышает их устойчивость против засухи, холода и некоторых заболеваний;
15) оксиды меди используются в производстве стекла и эмали;
16) если в почву под куст розы внести мелкие медные стружки - ее лепестки приобретут голубой оттенок, разве это не сигнал для поисков месторождений.
Говорит учитель:“Нелегок труд геолога. За плечами рюкзак. Впереди десятки километров лесов, степей, болот и холмов. А тут еще прошагает несколько сот метров - остановка. Нужно взять очередную пробу. К концу маршрута рюкзак полон. Вечером у костра необходимо разобрать все мешочки проверить правильность записи. Позже пробы отправляют в лабораторию, затем их подсчитывают, составляют специальные геологические карты. А сейчас открыватели земных тайн покажут нам геологические карты полезных ископаемых, в состав которых входят: цинк, медь и хром, составленные в ходе экспедиции и зачитают основные месторождения”.
Пример ответа группыА- медь: Богатые месторождения меди: Урал, Казахстан, Закавказье, Сибирь, Заполярье, США, Чили, Перу, Канада, ЮАР, Замбия.
Далее учитель делает вывод: “Итак, мы узнали много интересного о металлах, об их применении, об их основных месторождениях.