КОММЕНТАРИЙ (Триада До Первой)

SUB FIGURA CCCXXXIII

КНИГА ЛЖЕЙ

ИЗВЕСТНАЯ ТАК ЖЕ ПОД ЛОЖНЫМ НАЗВАНИЕМ

РАЗРЫВЫ

ОТВЕТВЛЕНИЯ И ИСКАЖЕНИЯ ОДНОЙ МЫСЛИ

БРАТА PERDURABO АЛИСТЕРА КРОУЛИ

ЛОЖНОЙ УЖЕ САМОЙ ПО СЕБЕ

НОВОЕ ИЗДАНИЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КОММЕНТАРИЯМИ К КАЖДОЙ ГЛАВЕ

РВИ, РВИ, РВИ

СВОЮ ТКАНЬ О СКАЛЫ, О, МОРЕ!

О, ЕСЛИ Б Я ВЫРАЗИТЬ МОГ

ВСЮ ГЛУБИНУ МОИХ МЫСЛЕЙ!

ЛОНДОНСКОЕ ИЗДАНИЕ 1921г.

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

За названием этой книги, давно уже ставшей одним из классических трудов современного эзотеризма, не кроется никакой мистики и чёрной магии: всем известно, что "мысль изречённая есть ложь". Лишь мысль, ещё не облечённая в слова, может быть истинной. Отсюда - надежда на то, что слово, намеренно искажённое, может оказаться ближе к Истине...

Перевод второго названия, "Разрывы", представляет собой попытку передать хотя бы отчасти значение английского слова BREAKS, означающего и прорывы, и перемены, и ошибки, и (компьютерные) прерывания, и даже нарушение приличий.

Тема каждой главы задана её нумерологическим значением и значением соответствующего Аркана Таро, если она с ним связана.

Автор книги, принявший орденское имя брата PERDURABO , - крупнейший философ-эзотерик ХХ века Алистер Кроули. Сама книга впервые была опубликованна

в 1913 году без комментариев; комментарии Кроули добавил лишь в 1921 году. Эти комментарии приводятся на нечётных (правых) страницах. Весь текст набран в ручную с печатного издания "Острожье. Москва 1998. Перевод. Е. Колесов, 1998.

Подстрочные примечания принадлежат самому Алистеру Кроули, а так же нескольким поколениям комментаторов и переводчиков на разные языки.

Стихотворный эпиграф на титульном листе взят Алистером Кроули из Альфреда Теннисона.

Hs. Fra: E.U.L.

Тем не менее я хотел бы упомянуть об одной работе, хотя и состоящей из более или менее разрозненных элементов. Это Книга Лжей, насчитывающая 93 главы. Первые страницы, на которых изображены лишь вопросительный и восклицательный знаки, в сущности, тоже суть главы.

Другие главы содержат иногдо всего по одному слову, но в среднем - от полудюжины до двух десятков стихов. Тема каждой главы обычно довольно тесно связанна с каббалистическим значением её номера. Так глава 25 содержит ритуал Пентограммы; 72 - рондо с рефреном "Шемхамфораш", этим семидесятидвухчастным божественным Именем; 77 посвящена Лэйле, буквы имени которой складываются в эту сумму; а глава 80 представляет собой апологию войны, ибо 80 - число буквы Пе, подчинённой Марсу. Иногда текст предельно прост и ясен, иногда - сложен, так как требует хорошего знания Каббалы.

В нём встречаются так же каламбуры, криптограммы, намёки с двойным и тройным смыслом, которые все следует учитывать, чтобы понять, о чём идёт речь на самом деле. Некоторые вещи написаны просто для разрядки, их следует воспринимать с хорошей толикой юмора, иронии и даже цынизма. На первый взгляд книга кажется беспорядочным набором глупостей, собранных воедино ради издёвки над читателем, но это не так: она требует глубокого изучения, симпатии, интуиции - и Посвящения.

Сказав всё это, я не могу не закончить тем, чтобы признаться: ни в одном из своих произведений я не излагал так глубоко и полно всю суть моего мiровоззрения...

Aleister Crowley. Confessions.

?

!

KEFALH H OUK ESTI KEFALH

О! *

Триада До Первой, которая есть НЕ-БОГ

Ничего нет.

Ничто не возникает.

Есть лишь Ничто.

Триада Первая, которая есть БОГ

АЗ ЕСМЬ.

Я выражаю Слово.

Я слушаю Слово.

Бездна

Слово прорвалось.

Знание существует.

Знание есть связь.

Прорывы суть творение.

Разрывы открывают путь Свету.**

Триада Вторая, которая есть БОГ

БОГ Отец и Мать сокрыты в зачатии.

БОГ сокрыт в круговороте сил Природы.

БОГ открывается в соборе: гармонии: созерцании: зерцале Солнца и Сердца.

Триада Третья

Продолжительность: уготовление.

Нестабильность: течение: вспышки.

Стабильность: зачатие.

Десятая Эманация:

Мир.

КОММЕНТАРИЙ (Глава, которая не есть глава)

Эта глава с числовым значением 0 толкует об Отрицательном, которое в каббалистической системе идёт перед Кетер. Вопросительный и восклицательный знаки на предыдущих страницах суть два следующих покрова. Значение этих символов полностью разъясняется в "Солдате и Горбуне".*** Глава начинается с буквы О, за которой следует восклицательный знак. Связь их с теогонией Книги Закона объясняется в примечании, однако они связаны также [понятиями] KTEIS, PHALLOS и SPERMA, символизируя возглас удивления и восторга, который есть окончательная природа вещей.

КОММЕНТАРИЙ (Триада До Первой)

Это отрицательная Троица, три её постулата в окончательном смысле тождественны. Они гармонизируют Бытие, Возникновение и Небытие, эти три возможных способа созерцания мiра.

Формальная равнозначность утверждений "Ничто не существует" и "Ничто существует" подробно разъяснена в эссэ "Берашит". В остальной части главы рассматривается система сфирот, это как бы комментарий к данной системе. Те, кто знаком с ней, узнают в Первой Триаде Кетер, Хохму и Бину; Бездна - это Даат; Вторая Триада - Хесед, Гебура и Тиферет; Третья Триада - Нецах, Ход и Йесод; Десятая Эманация - Малхут. Нельзя не заметить, что эта космогония обладает полнотой; до Тиферет ничто не проявляется, даже Бог; до Малхут не проявляется мир. Таким образом, эту главу можно рассматривать как наивозможно полный трактат о Бытии, который когда-либо был написан.

*- Молчание, Нюит, 0; Хадит; Ра-Гор-Куит, Я (англ. I).

**- Неразорванное, впитывающее всё в себя, именуется Тьмою.

***- Басня А. Кроули о встрече восклицательного и вопросительного знаков как символов силы и слабости, уверенности и неуверенности и т.п. - Equinox, I.

KEFALH А

ШАБАШ КОЗ

О! Сердце N.O.X., Ночь Пана.

ПАN: двоичность: энергия: смерть.

Смерть: зачатие: продолжатели [возгласа] О!

Зачать значит умереть; умереть значит зачать.

Брось семя в поле Ночи.

Жизнь и Смерть - два имени [знака] А.

Умертви самого себя.

Ничто из этого недостаточно, взятое порознь.

КОММЕНТАРИЙ (А)

Форма единицы и буквы I указывает на фаллос; отсюда название этой главы - "Шабаш коз", т.е. ведьм, на котором почитают фаллос. Глава начинается с повторения возгласа О!, о котором говорилось в предыдущей. Далее разъясняется, что обитель этой триады ночь, Ночь Пана, мистическое имя которой, N.O.X., содержит тот же знак О. N - это символ Смерти из Арканов Таро, а Х или крест означает фаллос. Более подробный комментарий см. в Книге VII, гл. I. N.O.X. складывается в 210, что символизирует редукцию двоичности до единичности, а от неё - к отрицательному, служа, таким образом, иероглифом Великого Делания. Дальше разъясняется [греческое] слово Пан: П - буква Марса, иероглиф из двух столбов, указывающий на двоичность; А - в силу своей формы символизирует пентаграмму, а N в символике Таро означает Смерть. Nox объясняется так же далее, и становится ясно, что последняя троица, О!, поддерживается или подпитывается в процессе Смерти и Зачатия, составляющих [важнейшие] законы мироздания. Далее указывается на тождественность Смерти и Зачатия. Пятая строка требует от учащегося понять духовное значение описываемого физического процесса. Затем указывается, что последняя буква, А, имеет два имени или две фазы: жизнь и смерть. Седьмая строка уравновешивает пятую. Тут нельзя не заметить, что обе эти строки сформулированы так, что в каждой из них содержится больше от другой, чем от самой себя. Восьмая строка подчёркивает необходимость [понимать и ] совершать то и другое вместе.

KEFALH B

КРИК СОКОЛА

У Гора есть тайное четверичное имя:

Оно звучит ПОСТУПАЙ СОГЛАСНО СВОЕЙ ВОЛЕ.

(DO WHAT THOU WILT)

Четыре слова:

Ничто - Единичное - Многое - Всё.

Ты - Дитя!

Твоё имя свято.

Твоё царствие пришло.

Твоя воля свершилась.

Вот хлеб твой.

Вот кровь твоя.

Введи нас во искушение!

Избави нас от добра и зла!

Ибо моё и твоё суть царство и венец его уже сейчас.

АБРАХАДАБРА.

Вот десять слов, коих [на самом деле] четыре, имя Единичного.

КОММЕНТАРИЙ (В)

Упоминаемый здесь Сокол - Гор.

Глава начинается с комментария к Книге Закона III, 49.

Четыре слова, Do What Thou Wilt, отождествляются также с четырьмя способами восприятия мiра: Гор объединяет их. Далее следует приспособленная к Гору версия "Отче наш". Сравни её с версией в главе 44. В этой молитве десять стихов и, поскольку она обращена к Гору, они названы "четырьмя", как объясняется выше; однако это лишь имя Гора, которое четверично, сам же Он - Единица. Это можно сравнить скаббалистическим учением о десяти сефирот как выражении тетраграммы (1+2+3+4=10). Отсюда ясно, что сокол соответствует не Солнцу, но Меркурию; и слова Его ,"Крик Сокола", ибо голос -существеннейшая часть Меркурия; и число главы В, Бет, это буква Меркурия, Мага в картах Таро, обладающего четырьмя видами оружия, и можно вспомнить, что число этой карты 1, а это опять-таки связывает все эти символы с фаллосом. Существеннейшим оружием Меркурия считают кадуцей.

KEFALH G

УСТРИЦА

Братья [ордена] Argenteum Astrum (Серебряной Звезды) и Мать Ребёнка - одно.(Они учат мужчин чтить его (т.е.Ребёнка))

Многое столь же высокочтимо для Единицы, сколь высокочтима Единица для Многого. В этом любовь их; в творении-рождении блаженство Единицы;

в коитусе-разрешении - блаженство Многого.

В соединении Всего с ними таким же образом -

блаженство Всего.

За проделами блаженства - лишь Ничто.

Радость мужчины - в соединении с женщиной;

радость женщины - в отъодинении от ребёнка.

Братья [ордена] А. А.- женщины, ищущие же его - мужчины.

КОММЕНТАРИЙ (Г)

Гимель - это Жрица в Таро. Эта глава олицетворяет женскую инициацию; её название,"Устрица", есть символ Йони. В "Храме Царя Соломона"(Equinox,X) разъясняется, как Магистры Храма или Братья А.А. изменили формулы своего перехода [со ступени на ступень]. Здесь объяснены эти две формулы, Solve et Coagula (разделяй и соединяй), и Вселенная представлена как их взаимное влияние друг на друга. Отсюда ясен также смысл изречений 28-30 в Книге Закона.

KEFALH D

ПЕРСИКИ

О Мягкое и Полое, насколько же ты сильнее Твёрдого и Полного!

Оно умирает, отдавая самого себя: твоё же есть Плод!

Будь Невестой; потом же стань Матерью.

[Воспринимай же] так и все впечатления. Да не станут они сильнее тебя; но пусть оставят в тебе зародыш. И малейшее из впечатлений - достигший совершенства Пан.

Восприми же тысячу любовников; роди же лишь Одного Ребёнка.

Да будет этот Ребёнок наследником судьбы Отца.

КОММЕНТАРИЙ (D)

Далет - это Императрица в Таро, буква Венеры, заглавие же "Персики" вновь олицетворяет Йони.

Эта глава - совет воспринимать все впечатления; это - формула Багряной Жены; но ни одно из впечатлений не должно обладать тобою, позволь ему лишь оплодотворить тебя, как художника, который видит предмет, но не чтит его, а порождает из него шедевр. Этот процесс раскрывается как один из аспектов Великого Творения. Последние же два параграфа связаны с Тринадцатым Эфиром (см."Видение и Голос" Liber CCCCXVIII).

KEFALH E

БИТВА МУРАВЬЁВ

То, что есть, того нет.

Существует лишь одно Слово: Молчание.

У Слова не существует значения.

Любая мысль ложна.

Отцовство есть Единичность в одежде Двоичности.

В мире таится война.

Во власти таится война.

В гармонии таится война.

В победе таится война.

В красоте таится война.

Горе тому царству, где всё охвачено войной.

КОММЕНТАРИЙ (Е)

Хе - буква Овна, это марсианский знак (здесь не учитывается указание, полученное Кроули в Откровении 4.04.1904, что буква Императора - Цаде), заглавие же указывает на войну. Муравьи олицетворяют [множество] мелких усердных существ. Как священная буква [тетраграммы], Хе возводит начало главы до уровня созерцания пентаграммы, служа знаком Окончательного. В строке 1 Бытие отождествляется с Небытием. В строке 2 Речь отождествляется с Молчанием. Строка 3 содержит отрицательный Логос.

Строка 4 лишь иное выражение известного мнения индийцев, что всё мыслимое не истинно. Пятая строка содержит постулат очень важный, это намёк на самый смелый из тезисов этой книги: Отец и Сын на самом деле не составляют диады, это Единица, и соединяет их Святой Дух, т.е. семя; человеческое же существо есть лишь несущественное добавление к их квинтэссенции.

Таким образом в главе прослеживается последовательность сфирот от Кетер до Хесед, Хесед же связывается с Небесной Триадой силою своей фаллической натуры; и не потому только, что Амон - фаллический бог, а Юпитер - Отец Всего, но также потому, что 4 - это Далет, Венера, а Хесед связана с водой, из которой Венера вышла, вода же в тетраграмме [Хе, вторая буква имени, но первая из Хе] служит символом Матери. Ср. главу 0: "Бог Отец и Мать сокрыты в зачатии". Однако в низшем своём значении Хесед связана с Микропрозопом. Вот истинная связь между высшими и низшими образами, Даат же - ложная. Сравни это с учением о высшем и низшем Манасе в теософии. В остальной своей части глава трактует о двоичности и вытекающем из неё несовершенстве всех низших сефирот в их сущностных проявлениях.

KEFALH F

ИКРА

Слово было сказано, и Единица распалась на тысячу миллионов миров.

Каждый мир содержит тысячу миллионов сфер.

Каждая сфера содержит тысячу миллионов планов.

Каждый план содержит тысячу миллионов звёзд.

Каждая звезда содержит многие тысячи миллионов вещей.

И выбрал задумавшийся шесть из них и сказал, напыжевшись: Вот Единица и вот Всё.

И гармонизировал Адепт эти шесть и сказал: Вот Сердце Единицы и Всего.

И разрушил Магистр Храма эти шесть и не сказал ничего.

Пепел же от них был заключён Магом в Слове.

Что из всего этого стало известно Высочайшему? Ничто.

КОММЕНТАРИЙ (F)

Название этой главы, вероятно, объясняется тем, что икра состоит из множества сфер.

Рассказ о творении совпадает с тем, который известен учащимся христианской традиции: Логос превращает Единичное во Многое. Далее мы видим, что люди разного рода делают с этим Многим.

Рационалист рассматривает эти шесть сфирот Микропрозопа в их грубом состоянии и делает вывод, что они и есть Вселенная. Подобная глупость объяснима лишь гордыней разума. Адепт сосредотачивает Микропрозопа в [сфире] Тиферет, обнаруживая единичное даже в микрокосме, однако, как и положено Адепту, дальше он пойти не в состоянии. Магистр Храма (Magister Templi,-lat., Восьмая ступень в ордене) разрушает все эти иллюзии, храня Молчание. См. описание его функции в Equinox, в Книге 418 и др.

На следующей ступени Слово благодаря Магу в Хокму, в Двоицу, в Логос. Высочайший, достигший высшей ступени [ордена] Серебряной Звезды, вообще не осознаёт этого процесса или, лучше сказать, он осознаёт его как Ничто в том положительном смысле Слова, понять который можно лишь из Самасамадхи.

ПРИМЕЧАНИЯ

Буква "F" в заглавии - греческая "дигамма", буква, уже в позднем греческом языке вышедшая из употребления, однако сохранённая для обозначения числа 6.

KEFALH Z

ДИНОЗАВРЫ

Ничто те, число коих шесть*: иначе их было бы действительно шесть.

Семеро** тех шестерых, что не жили в граде пирамид во времена Ночи Пана.

То был Лаоцзы.

То был Сиддхартха.

То был Кришна.

То был Тахути.

То был Моше.

То был Дионис.***

То был Мухаммед.

Седьмого же из них звали PERDURABO, ибо выдержавшему всё до конца нечего больше выдерживать - кроме того, что называют Ничто****.

Аминь.

* - Адепты, имеющие степень не ниже мистического числа 6(=1+2+3)

** - Их не восемь, как кажется, ибо у Лаоцзы число 0.

*** - Ср. с легендой о Христе, имеющей много общего с легендой о Дионисе.

**** - Последняя буква имени Perdurabo - О, Ничто.

КОММЕНТАРИЙ (Z)

Эта глава даёт перечень тех особых посланников Бесконечного, которые инициировали целые периоды [истории]. Их называют динозаврами, так как они кажутся всепоглощающими. Они - Магистры Храма, ибо число их 6 (1+2+3), мистическое число [сфиры] Бина: но их называют "Ничто", так как они дошли. Если бы это было не так, их называли бы "Шестерыми" в дурном значении [шестёрки] как чистого интелекта.

Их называют Семерыми, хотя их восьмеро, потому что Лаоцзы не в счёт, согласно его же учению. Толкование на его понятие "небытия" можно найти в Книге 418. Слово Perdurabo означает "выдержу до конца". Намёк объясняется в примечании. Сиддхартха или Гаутама - имя последнего Будды.Кришна - главная инкарнация индийского Вишну, Хранителя, важнейшего разъяснителя ведантизма. Тахути или Тот - египетский бог мудрости. Моше, Моисей - основатель еврейской системы. Дионис - вероятно один из экстатиков Востока. Мухаммед - Магомет. Все они были люди; их божественность есть лишь следствие мифологизации.

KEFALH H

СМОЧЕННАЯ ГРИВА

Ум есть беспокойство семени*.

В этом заключено всё, чем человек становится или может стать.

Телесные функции суть части машины - молчащие, пока она в покое.

Ум же, никогда не пребывающий в покое, скрипит: "Я".

Это "Я" нестабильно, оно не переходит [через рубежи] поколений, меняется каждый миг и в конце концов умирает.

Поэтому человек, самозабвенно правящий Колесницей, есть лишь он сам, и Ничто больше.

______

* - В оригинале dis-ease of the sperm; disease означает "болезнь" и буквально "непокой", поэтому в третьем стихе слово ease передано словом "покой".

КОММЕНТАРИЙ (Н)

Хет - Колесница (Повозка) в Таро. Возничий - носитель Святого Грааля. Обо всём этом читайте в Двенадцатом эфире Книги 418. Глава называется "Смоченная Грива", так как по средневековой традиции считалось, что из смоченной лошадиной гривы зарождаются змеи, а змея - иероглифический символ семени, особенно у гностиков и древних египтян. Значение главы довольно ясно; в ней таится сознание расы - всемогущее, всеведущее, вездесущее. Поэтому человек, если только он не Адепт [или выше], способен достичь лишь порога универсального сознания, когда его ум растворяется в оргазме.

KEFALH Q

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

Бытие есть существительное; Форма - прилагательное.

Материя есть существительное; Движение - глагол.

Зачем Бытию Форма?

Зачем Материи Движение?

Не отвечай, о Молчащий! Ибо Здешнее не содержит ни "зачем", ни "затем".

Имена же Потустороннего не известны; местоимения лишь возмещают, а точнее, возмущают его.

Время и Пространство суть наречия.

Двоичность порождает союз.

Возделанность* порождает предлог.

Артикль означает различение; междометие же есть звук, оканчивающийся тишиной.

Поэтому - разрушь восемь частей речи, и девятая приблизится к Истине.

Но, чтобы войти в Молчание, нужно разрушить и её.

Аум.

_____

* - Лат. Cultura. Известно, что предлоги появляются лишь в развитых языках.

КОММЕНТАРИЙ (Q)

Тет - Аркан Силы в Таро. изображающий женщину, смыкающую пасть льва. Глава называется "Укрощение Строптивых" - символ ещё более мощный, ибо он подразумевает устройство, надевавшееся на рот сварливым женщинам в Шотландии (и нигде больше). Формально эта глава посвящена разбору частей речи. Из них единственной, заслуживающей внимания, можно считать лишь междометие, это ничего не означающее выражение восторга; однако и его следует считать ошибкой. "Аум" олицетворяет вход в Молчание, что может заметить каждый, его выговаривающий.

KEFALH I

Наши рекомендации