Слово 9. О Воздержании
Четвертая добродетель — это Воздержание — мать и союз всех добродетелей!
Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо Воздержание — это убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай благ вечных.
Пресыщение же лишает человека духовного дарования, потому что сытый желудок клонит ко сну и возбуждает скверные помыслы. Человек не может ни читать, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять. Легко, прекрасно, трезво удаляют голод и жажду хлеб и вода теплая, а также сухари, толокно житное и кисель. Все это быстро переваривается и особенно подходит в качестве пищи во время праздника или ужина.
Кто удержит чрево, не лишится райского пребывания. Кто же не удержит — тот добыча смерти; всех добродетелей лишается и бывает поруган.
Слово 10. О бдении
Пятая добродетель — бдение (бодрствование). Начальная мера — половину ночи бодрствовать и половину ночи до утра спать, то есть шесть часов бодрствовать и шесть или пять часов спать. Средняя мера — четыре или три часа спать, а восемь бодрствовать. Совершенная мера — один час спать, а остальные — всенощное стояние и внимательное бодрствование. Среди дня вы должны один час спать.
Бдение с размышлениями очищает ум от разных помыслов, делает его легким и вводит в молитву. Как чувственные глаза просвяшают тело и освещают все его члены, так неусыпное внимание и бодрствование просвящают душу духовным зрением, ибо напоминают человеку о неизреченных благах, которые уготовил Господь любящим его, показывает муки вечные, уготованные грешникам, и бодрствующий человек удивляется Творцу всегда, как сменяются день и ночь, как светят солнце, луна и звезды, как сменяются мороз, снег, зной, гром, дождь; напоминает человеку о проходящей жизни, о кончине смертной и извлекает у него обильные слезы; и как сторож на высоком месте, ясно освещает духовному оку состояние человека, как он живет, — праведником или нет.
Слово 11. О молитве Иисусовой
Шестая добродетель — молитва Иисусова. Это общее дело у человека с ангелами, этой молитвой люди быстрее приближаются к ангельской жизни.
Молитва начало всякому доброму делу; отгоняет от человека тьму страстей.
Приобретешь ее — и будет душа твоя прежде смерти равноангельною.
Молитва есть божественное веселье. Это единственный драгоценный меч.
Нет иного такого оружия, которое более бы посекло бесов. Она опаляет их, как огонь испепеляет тернии. Молитва разжигает всего человека, приносит ему огромную радость, так, что он забывает об этой жизни.
Слово 12. О смирении и смиренномудрии
Седьмая добродетель смирение и смиренномудрие. Сердечное смирение без труда спасает человека старого, больного, убогого, нищего и необразованного, ради него прощаются все прегрешения.
Через смиренномудрие все вражеские силы и замыслы разрушаются, оно укрепляет жизнь духовную и предохраняет от падения.
Слово 13. О безмолвии и молчании
Восьмая добродетель безмолвие, то есть удаление от всякого житейскою попечения и смущения, или безответное молчание среди многолюдства. Обуздавший и сдерживающий свой язык все тело свое воздержит.
Но сдержанный на язык избежит и всякого зла, происходящего от него. Язык неудержимое зло, многие пали от острия меча, но не так, как от языка своего, ибо язык обоюдоострый меч, невидимо разящий душу и чело пустословящих на праздных сборищах.
О, язык враг праведности моей! О, язык погибель моя и дух сатанинский! Многим трудом созидает человек духовное здание (спасение), а ты, язык, одним словом, в один час разрушаешь его. Мудрый муж безмолвие водит!
Слово 15. О рассуждении
Десятая добродетель благорассмотрительное рассуждение но всяком деле, потому что безрассуждение даже добро приводит ко злу, а посему добром не бывает.
Без них десяти добродетелей невозможно спастись. Отцы святые разъяснили о них в различных обширных беседах, здесь же о них сказано кратко.
Три из них добродетелей: во-первых, пост, то есть Воздержание рассудительное и неизменное; во -вторых, непрестанное упражнение и изучении Божественных Писаний с бдением рассудителъным, то есть по совести, силе и бодрости каждого; и, в-третьих, молитва Иисусова разумная, то есть внимание ума к словам молитвы и внутреннее хранение сердца.
Эти добродетели — самая основательная суть — должны исполняться разумно и ради Бога безо всякого лицемерия, человекоугодия и тщеславия, иначе исполняющий их ничем не отличается от неисполняющего.
Лучше оставить ту добродетель, через которую мы произвольно высокоумствуем. Ведь награда подается не столько за труды, сколько за смирение. Лучше быть согрешившим и кающимся, чем исправляющимся и возносящимся. Господь Бог вразумит и утвердит нас совершать волю его, священные заповеди и добродетели. Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слово 17. О телесных страстях. Отчего они происходят
И чем побеждаются
Телесная похоть у человека происходит или от теплого растворения, или от многоедения и безмерного сна, или от действий сатаны, или от осуждения других и тщеславия своего, телесной красоты, или от праздных бесед, щегольства и нехранения очей.
Если приходят блудные помыслы и мечтание ночное сонное или дневное, или плотское разжение, то ничем нельзя от сего избавиться, как только постом, Воздержанием и молитвою со слезами, во всенощном бдении. Когда кто познает душевную и телесную силу изнеможения, то вскоре получит покой от страстей.