Глава viii нерадивые ученики мудрого учителя
Поспешай медленно
Я уже упоминала, что человек запрограммирован на потребление овощей, фруктов, бобовых, злаковых, круп, ягод, съедобных трав, семечек, орехов, меда, для грудных детей—материнского молока. В период перехода на целебное питание иногда дополнительно остаются яйца и рыба, а также при явных признаках неблагополучия микрофлоры толстого кишечника—кисло-молочные продукты, обогащенные болгарской палочкой.
Переходный этап может занимать несколько недель и даже месяцев. Не забывайте, что в это время происходит лечебный процесс восстановления здоровья, и торопиться здесь нельзя. Дело в том, что, как я уже упоминала, подсознание, сформировавшееся в процессе всей предыдущей жизни, включая период внутриутробного развития, зафиксировало отклонения от предписанных природой условий существования человека как норму и в соответствии с этой нормой выработало программы управления деятельностью различных систем и организма в целом. Причем программы эти включают в себя, если можно так выразиться, весь «производственный цикл» жизнедеятельности организма: поддержание стабильности химического состава клеток, частоты пульса и дыхания, ритм работы желудочно-кишечного тракта и т. д. и т. п. Можно одну за другой перебрать функции мельчайших «деталей» организма и не найти ни одной, которая не была бы записана в программах, хранящихся в подсознании. Таким образом, организм и в своем деформированном, противоестественном виде представляет собой слаженное, предельно автоматизированное производство, конечной целью которого является создание условий для выживания человека.
Из предыдущих глав мы уже знаем, что такое «производство» работает неэффективно, сокращая продолжительность жизни по меньшей мере вдвое, отравляя к тому же вторую половину укороченной жизни многочисленными хроническими болезнями. Но мы не можем не считаться с тем, что производство все же действует. И изменить программу его работы, «отключив» организм на какое-то время, нельзя. Надо постепенно, шаг за шагом, с помощью специальных методик изменить режим его жизнедеятельности, чтобы хранящиеся в подсознании программы управления организмом привести в соответствие с теми, которые были заложены природой в его генетической памяти. Ошибкой было бы думать, что деградация человека в результате уродливого, противоестественного характера развития нынешней цивилизации стерла эти природные программы, записанные в структурах нашего генетического аппарата. Сегодня они действуют не в полной мере, так как искусственные условия жизни, созданные для себя человеком, не позволяют им реализоваться полностью. От нас зависит, дадим ли мы им такую возможность.
Процесс этот, как я уже сказала, может быть достаточно длительным, но искусственно ускорять его, насилуя свой организм, нельзя ни в коем случае. Только постепенность, только терпение и ясность конечной цели. И самое главное—не терзать себя голодом.
Голод и аппетит
А почему, собственно говоря, терзать себя голодом это плохо? Может быть, дело как раз обстоит наоборот? Неслучайно же и в наши дни многие стали соблюдать посты, разгрузочные дни, «садятся» на жесткую диету, чтобы сбросить избыточный вес, испытывая при этом нешуточные муки голода.
Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем уяснить, что же все-таки представляет собой голод? Возможно кому-то это покажется странным, но единого четкого представления об этом не существует до сих пор. Очень часто голод отождествляют с аппетитом, хотя и физиологическая, и психоэмоциональная природа этих двух понятий абсолютно различна.
— А какая, собственно говоря, разница,—воскликнете вы,— если и голод, и аппетит характеризуются одним и тем же признаком—желанием есть?
Между тем разница существует и весьма значительная. Всемирно известный диетолог Г. Шелтон как-то назвал голод великим стражем нашей жизни. Это то естественное, врожденное чувство, которое напоминает человеку, что ему для продолжения жизни необходимо принять пищу. Не будь у человека этого стража, точнее своего рода ангела-хранителя, он попросту забыл бы о еде, увлеченный своими делами, погруженный в повседневные заботы.
А что же в таком случае представляет собой аппетит? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним и, главное, заново осмыслим хорошо известную поговорку: «Аппетит приходит во время еды».
Вспомните о словах духовно обогащенных людей,— риши, посвятивших себя истинным знаниям о человеке. Риши еще 5 тысяч лет назад говорили, что аппетит—это волшебный огонь, который загорается в момент еды и переваривания пищи. Пищеварительный огонь действительно разливается по всему телу человека и согревает его душу в великом таинстве общения с природой в питании.
Французы говорят, что следует вставать из-за стола с легким чувством голода. Голода или аппетита? Как близки и как далеки друг от друга эти два различных чувства, оберегающие жизнь и здоровье людей.
В школах здоровья, которые я провожу каждый год в различных уголках нашей страны, где традиции застолья как бы рождаются заново, собираются за обеденным столом не просто проголодавшиеся сотрапезники, а добрые, открытые для общения со своими товарищами и с природой люди, получающие истинное наслаждение и от дружеских, откровенных застольных бесед, и от неповторимого вкуса естественных продуктов питания, предписанных человеку природой.
РЮМКА ВОДКИ ДЛЯ АППЕТИТА И ОСТРЫЕ ЗАКУСКИ ПЕРЕД ЕДОЙ СОЗДАЮТ НЕКОТОРОЕ ПОДОБИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО АППЕТИТА, НО ЭТО ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИШЬ ОГОНЬ ОБЖОРСТВА!
В естественных продуктах растительного происхождения вкусовые вещества содержатся в правильной и достаточной пропорции. Вспомните, какой букет таких веществ имеется, например, в яблоках, дыне, огородной зелени, кореньях, злаках. Вызывает ли такое желание запах богатого белками сырого мяса? Нет, поскольку вкусовые вещества мяса имеют к потребности в нем такое же отношение, как вкусовые вещества табака к неудержимой тяге к курению. Здесь мы имеем дело с разновидностями наркомании, вызываемой потреблением возбуждающих веществ. Только в табаке они содержатся в их естественном виде, а в мясе появляются после соответствующей кулинарной обработки. Известны и многие другие примеры, когда тепловая обработка естественных продуктов меняет их свойства. Кофе целебен в сыром виде, а после обжаривания превращается в вещество, обладающее наркотическим действием. Цикорий в сыром виде содержит вещества, излечивающие суставы, а после того как побывает на горячей сковородке, напротив, вызывает в них болезненные изменения.