Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры

1. Сущностные черты игры.

2. Основные типы игры.

3. Основные функции игры.

Используемые методы: анализ и обсуждение темы на основе подготовленных докладов и презентаций.

Тема 3. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности

  1. Игра и коммуникация.
  2. Игра и труд.
  3. Игра, господство и политика.

Используемые методы: анализ и обсуждение темы на основе подготовленных докладов и презентаций.

Тема 4. Место и роль игры в трансляции и сохранении социокультурного опыта

1. Трикстер как универсальный образ в культуре

2. Праздник: понятие, основные типы и функции.

3. Игровые компоненты в переходных обрядах.

Используемые методы: анализ и обсуждение темы на основе подготовленных докладов и презентаций, подготовка проектных заданий.

Тема 5. Игровые начала русской культуры

  1. Игровые начала в русской народной культуре
  2. Игровые элементы дворянской культуры

Используемые методы: анализ и обсуждение темы на основе подготовленных докладов и презентаций, подготовка проектных заданий.

Тема 6. Игровые компоненты современной культуры

  1. Место и роль игры в жизни современного общества.
  2. Игровые технологии в социально-культурной деятельности.
  3. Игра и досуговая деятельность.
  4. Новые игровые технологии в индустрии досуга и развлечений

Используемые методы: анализ и обсуждение темы на основе подготовленных докладов и презентаций, подготовка проектных заданий.

методики: анализ и обсуждение темыдокладов и презентаций

Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины.

Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры

3.1. Методические рекомендации преподавателям.

Лекции

Главное звено дидактического цикла обучения – вузовская лекция. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

На лекциях студенты должны овладеть основными категориями курса в пассивном и диалоговом режиме, уметь объяснять содержание понятий, и понимать основные проблемы, рассматриваемые в рамках изучения дисциплины. На практических занятиях происходит закрепление и углубление полученных знаний, которые студенты должны научиться использовать в активном режиме. Лекции по темам желательно по возможности сопровождать презентациями.

Лекции строятся в основном по схеме проблемного обучения и представляют собой последовательность процедур, включающих:

1. Постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации, т. е познавательной задачи, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями;

2. Осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

· Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

· Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.

· Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

· Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Также надо учитывать, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. Помимо этого следует иметь ввиду, что большинство первокурсников еще не имеют должного навыка и опыта конспектирования лекций, поэтому чтение лекции осуществляется медленнее, чем на старших курсах.

С целью активизации внимания студентов на лекции можно использовать метод диалога с аудиторией. Самым главным при этом является получение согласия аудитории с выдвигаемой на лекции аргументацией. Поскольку аргументация предназначена для того, чтобы убедить аудиторию, то получение ее согласия с излагаемыми утверждениями, предположениями и решениями, с одной стороны, и аргументами или доводами в их защиту и обоснование – с другой, приобретает решающее значение. Очевидно, что такое согласие во многом определяется составом аудитории, ее подготовленностью. Так, при обсуждении вопросов, непосредственно связанных с общественной и культурной жизнью можно ссылаться на общеизвестные доводы и соображения, о которых судят по непосредственному жизненному опыту и здравому смыслу. Именно опираясь на этот опыт и здравый смысл, можно получить согласие студентов с предлагаемыми решениями этих вопросов. Когда же приходится обсуждать специальные вопросы научного характера, то следует ориентироваться на полученные знания, теоретическую подготовку и навыки профессионалов.

Практические занятия

Практические занятия проводятся по узловым, наиболее значимым темам курса, требующим углубленного изучения и закрепления изученного материала. Главная и определяющая особенность практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами, видится необходимым использование интерактивных элементов обучения (в частности, работа в группах).

При подготовке практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и государственному стандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения занятия;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана занятия;

- предоставление студентам времени для подготовки к занятию;

- консультирование студентов по вопросам последовательности изучения литературы (первоисточники, учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи, справочники, словари и т. п.).

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- уровень культуры речи;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие образовательные технологии: выступления докладчиков, групповое обсуждение, учебная дискуссия; метод «круглого стола», совместный анализ текстов.

Темы для выступления докладчиков желательно формулировать не просто с целью воспроизводства информации, а стараться развивать творчество студентов. Темы таких докладов содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько «правильных ответов», иногда «правильный ответ» неизвестен, в том числе преподавателю. Примерами таких занятий могут служить обсуждения дискуссионных вопросов и т.д. Работа с докладами предполагает постепенный переход от простых упражнений к более сложным заданиям.

Групповое обсуждение вопросов практического занятия желательно проводить в виде работы в малых группах.Это предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий).

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному заданию. Это может быть, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны преподавателя. Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией носит коммуникативный характер. Во-вторых, преподаватель управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т. е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Совместный анализ участниками семинара отдельных фрагментов культурологических текстов и его корректировка производятся посредством постановки преподавателем уточняющих вопросов в процессе его осуществления и подведения итогов проделанной группой работы.

Наши рекомендации