Психофизиологические основы безопасности
Виды и условия трудовой деятельности
Все виды трудовой деятельности делятся на две группы:
1) физический труд;
2) умственный (интеллектуальный).
Физический труд характеризуется:
· Повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и на функциональную систему, обеспечивающую его работу (дыхательная, сердечнососудистая системы).
· Физический труд развивает мышечную систему.
· Стимулирует обмен веществ.
· Физический труд низко эффективен, при этом необходимо высокое напряжение сил.
· Необходима потребность в длительном отдыхе.
Умственный труд:
· Объединяет работы, связанные с приемом и обработкой информации, при этом задействованы органы чувств, процессы мышления, памяти, внимания (нагрузка на центральную нервную систему).
· Характерна гипокинезия (ограничение двигательной активности).Она влияет на сердечнососудистую систему, на опорно-двигательную, на дыхательную систему и т.д.
· Отдых должен быть активным при умственном труде.
· Длительная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность (ухудшаются восприятие, память и внимание).
Классификация форм труда
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности.
Характерны высокие затраты энергии.
2. Механизированные формы труда.
Действия работников однообразны и большей частью локальны. Характерна монотонность.
3. Конвейерная форма.
Процесс труда разделен на строгие, четкие операции. Характерна монотонность.
4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.
Человек выполняет операции по обслуживанию механизмов. Этот механизм обрабатывает предмет труда. Характерна монотонность.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением.
Человек включен в систему управления как оперативное звено. У работника функции снижения, контроля и регулирования управления.
6. Формы интеллектуального труда.
- Управленческий труд (большой объем информации, дефицит времени для ее обработки, повышенная личная ответственность, периодически возникающие конфликты).
- Труд учащихся, преподавателей и медицинских работников (непосредственный контакт с людьми, дефицит времени, повышенная ответственность, периодическое возникновение стрессовых ситуаций).
- Творческий труд (требует значительного напряжения, стрессовые ситуации, дефицит времени).
Тяжесть и напряженность труда
Характеризуются степенью функционального напряжения организма.
Функциональное напряжение может быть:
- энергетическим (при физическом труде),
- эмоциональным (при умственном труде).
Тяжесть труда – характеристика труда, отражающая в основном нагрузку на опорно-двигательный аппарат и системы, обеспечивающие его работу.
Характеризуется:
· массой груза, поднимаемого человеком,
· величиной статической нагрузки,
· характером рабочей позы,
· перемещениями в пространстве.
Напряженность труда – характеристика труда, отражающая в основном нагрузку на центральную нервную систему.
Факторы, которые характеризуют напряженность:
· Эмоциональные нагрузки,
· Режим работы,
· Степень монотонности,
· Интеллектуальные нагрузки.
Рабочие позы:
1. Вынужденные (приводят быстро к усталости) – лежа, на коленях, на корточках.
2. Неудобные – с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками.
3. Свободные – сидя.
4. Фиксированные (невозможно изменение положения частей тела).
Работоспособность и ее динамика
Работоспособность – это величина функциональных возможностей организма.
С 16 до 18 часов идет повышение работоспособности. Далее работоспособность снова понижается, организм готовится ко сну.
Должен быть оптимальным режим работы и отдыха:
1. Введение обеденного перерыва
2. Тяжелые физические нагрузки (перерыв 20-30 мин), при умственной работе перерывы 5-10 минут.
Три основных фазы состояния человека в процессе труда:
· Фаза «врабатывания» (вхождения в работу): уровень работоспособности постепенно повышается (занимает от нескольких минут до 2-2,5 часов);
· Фаза высокой устойчивости (человек стабильно делает свою работу: 2-2,5 часа);
· Фаза снижения (сопровождается чувством усталости): во второй половине рабочего дня фаза «врабатывания» укорачивается, а фаза снижения убыстряется;
· Фаза «конечного порыва» (за час - полчаса до окончания работы).
В течение суток примерно до 13 часов дня идёт повышение работоспособности. Далее с 14 и до 15 часов дня идёт спад. С 16 до 18 часов – повышение работоспособности. Далее работоспособность понижается, организм устаёт и готовится ко сну.
Чтобы поддерживать работоспособность, нужно поддерживать режим работы и отдыха:
- введение обеденного перерыва (не менее 30 минут и не более 2 часов)
- тяжёлые физические работы: 20-30 минут работы и примерно столько же минут отдыха
- при умственном труде: 40-60 минут работы и примерно 5-10 минут перерыва (большие перерывы не нужно делать, т.к. потом увеличивается фаза «врабатывания»).
Принципы восстановления работоспособности:
· Производственная гимнастика
· Кабинеты (комнаты) релаксации
· Функциональная музыка
· Массаж
· Сон
22.10.15г.
_____________________