Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)
Первое полугодие
Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и состояние здоровья.Беседы и упражнения на закрепление представлений учащихся об уходе за волосами. Введение понятия «здоровые волосы». Закрепление понимания учащимися необходимости стрижки волос и мытья головы с использованием предметов и косметических средств по уходу за волосами (расческа, щетка для волос, шампунь, бальзам для волос, фен). Основные правила ухода за волосами. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Беседы и закрепление представлений о необходимости носить чистую одежду. Уточнение ранее усвоенных представлений о способах ухода за одеждой: ручная и машинная стирка, химчистка, виды ремонта одежды. Упражнения в определении способа ухода за одеждой: ручная стирка, машинная стирка, ремонт одежды, химчистка. Знакомство с пиктограммами, отражающими способы ухода за одеждой. Чтение пиктограмм на бирке одежды (с помощью учителя).
Упражнения в выборе средств для стирки белья: стиральный порошок, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья. Упражнения по уходу за одеждой с помощью разнообразных щеток. Рассказ педагога с использованием вербальных и невербальных средств общения о том, как надо чистить одежду. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Беседы и закрепление представлений учащихся о необходимости носить обувь, соответствующую размеру ноги, удобную и чистую. Способы ухода за обувью: мытье и чистка обуви, ремонт обуви в мастерской. Средства и предметы для ухода за обувью; назначение средств и предметов по уходу за обувью.
В процессе бесед и упражнений формирование у учащихся понятий «признаки простуды», «профилактика простудных заболеваний». Беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, журналов типа «Здоровье», «Лечебные вести» и др. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Знакомство с основными лекарственными средствами домашней аптечки и перевязочными материалами: рассматривание лекарств, их упаковок и т. п. Беседы с учащимися о необходимости использования лекарств только по назначению врача и приема их под присмотром старших или врачей (медсестер).
Дыхательные упражнения, упражнения для глаз — гимнастика для глаз. Беседы с учащимися о роли гимнастики. Гимнастика в домашних условиях: санитарные правила и правила безопасности.
Уход за жилищем. Отработка алгоритма действий в различных образовательных ситуациях: вызов врача на дом, поведение в квартире (в доме), где есть больной гриппом (с кашлем, насморком и т. п.). Знакомство учащихся с элементарными правилами ухода за больным в доме в ходе специально созданных образовательных ситуаций.
Проветривание: необходимость периодического проветривания для здорового дыхания. Отработка правил поведения и действий при открывании, закрывании окон. Рассматривание иллюстраций, беседы о здоровом образе жизни человека.
Питание.Беседы с учащимися о правильном питании — здоровое питание. Рассказы о пользе сырых овощей, фруктов, ягод для здоровья человека. Практические действия: приготовле ние салатов из сырых овощей. Понятие «витамины». Выбор карточек, где изображены сюжеты, рассказывающие о пользе витаминов, и беседы с учащимися об этом.
Знакомство учащихся с правилами приготовления салата с соблюдением мер гигиены: тщательное мытье рук перед приготовлением салата, мытье овощей и сушка их на чистом полотенце (льняном, бумажном), разделка овощей на специальной доске (доске для резки овощей). Обучение учащихся правилам безопасности при пользовании ножом, чтобы не нанести себе травму. Практические действия: приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур и правил безопасности.
Безопасность в доме, на улице, в природе.Практические действия (последовательность и безопасность) с бытовыми техническими приборами, с которыми учащиеся познакомились ранее (см. пятый—восьмой классы и первое полугодие девятого).
Ознакомление учащихся с правилами безопасного использования микроволновой печи. Элементарные действия с микроволновой печью и обучение правилам разогрева в ней продуктов.
Беседы, наблюдения и практические действия (при участии учителя) по эксплуатации электрической и газовой плиты с соблюдением правил противопожарной безопасности.
Создание образовательных ситуаций, в которых учащимся необходимо следовать правилам безопасного обращения с бытовыми приборами и рассказывать об этом, используя вербальные и невербальные средства общения. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Расширение ранее сформированных представлений о поведении на улице, о правилах перехода через дорогу, о правилах обращения с огнеопасными предметами, о поведении в природе.
Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Продолжение занятий по пособиям, например, по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах»
Закрепление умения учащихся определять относительность расстояния и движения: от себя, от объекта (движущегося автомобиля, поезда, горящего дома и т. п.).
Второе полугодие
Состояниездоровья. Экскурсия в аптеку. Наблюдение за покупателями и работой фармацевта. Покупка лекарственных средств. Обучение учащихся умению обратиться с просьбой к фармацевту.
Беседы, рассматривание иллюстраций, видеосюжетов о поведении людей во время болезни, в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью. Участие в ролевом диалоге: называние себя в игровой роли, ведение диалога от имени своего персонажа (игры «Доктор», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.).
Экскурсия в поликлинику с последующими образовательными ситуациями на уроках: «Вызов врача на дом», «Как попасть на прием к врачу», «Как вызвать врача по телефону», «У меня болит...» (описание своего недомогания), «Как получить в поликлинике свою медицинскую карточку в регистратуре» и т. п.
Диалоги и упражнения при оказании первой медицинской помощи. Диалоги у постели больного.
Тренинги по оказанию первой медицинской помощи. Измерение температуры. Первичная обработка раны.
Уход за жилищем.Беседы с учащимися о значении уборки помещения для сохранения здоровья: сухая и влажная уборка. Знакомство учащихся с увлажнителем воздуха. Наблюдение за его работой. Беседы о воздухе в помещении: проветривание, влажная уборка, использование увлажнителей воздуха и т. п.
Питание.Обучение учащихся приготовлению простых бутербродов с соблюдением гигиенических правил и правил безопасного обращения с ножом. Беседы с учащимися о питании бутербродами и их месте в рационе здорового питания.
Расширение представлений учащихся о витаминах в ходе упражнений на определение полезности или вредности продуктов (учитель рассказывает учащимся, какие витамины содержатся в тех продуктах, которые едят люди).
Безопасность в доме, на улице, в природе.Беседы с учащимися о возможных неполадках системы подачи воды, образовательные ситуации «Если в доме сломался водопровод, отопительная система», «Если в доме сломался лифт». Обучение уча щихся навыкам экстренного вызова помощи (самостоятельно или попросить об этом людей, живущих рядом).
В специально организованных ситуациях побуждение учащихся к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о безопасности поведения в природе. Знакомство с информационными, предупреждающими знаками о возможности купания в водоемах: «Место для купания», «Купаться запрещено» и др.
Расширение ранее сформированных представлений учащихся о поведении на улице, о правилах перехода через дорогу, о правилах обращения с огнеопасными предметами, о поведении в природе.
Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Продолжение занятий по пособиям, например по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах» (разд. «Переходы», «Перекрестки», «Сигналы водителей автомобилей», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»).
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Ай, лады, лады, лады», «Алека маленька шустра, быстра...», «Барашенька», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Божья коровка», «Буренушка», «Валенки», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Дождик, дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Друзья-помощники», «Жили у бабуси», «Заинька», «Заяц Егорка», «Иванушка», «Как без дудки, без дуды», «Кукушечка», «Ласточка», «Лето», «Наши уточки», «Пастух», «Перекликание петухов», «Петушок», «Под горкой на речке», «Поедем, сыночек, в деревню с тобой», «Совушка», «Солнышко-ведрышко!», «Стучит, бренчит», «Тили-бом», «Травка-муравка», «Уж ты, зимушка», «Уж ты, радуга-дуга», «Улита, улита» и др.
Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка» (венг. нар.), «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «У солнышка в гостях» (словацк. нар.) и др.
Произведения классической и современной литературы для детей:
Александрова 3. «Прятки».
Аким Я. «Случай про детей».
Андерсен Г.-X. «Гадкий утенок».
Арефьева И. «Стихи по машины».
Еарто А. «Мишка», «Мы с Тамарой», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит».
Благинина Е. «Вот какая мама», «Катя леечку взяла», «Научу обуваться я братца», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Посидим в тишине», «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри».
Бианки В. «Кто чем поет», «Купанье медвежат», «Синичкин календарь», «Хвосты».
БурмистроваЛ., Мороз В. «С Новым годом!»
Васильева С. «Пожарный».
Волынский Т. «Кошкин дом».
Гурина И. «Вот как мы играем», «Новогодние забавы».
Демченко Г. «Пастушок».
Дисней У. «Приключения маленького щенка» (англ.).
Драч Я. «Врач».
Дрожжин С. «Опять зима на саночках», «Пройдет зима холодная».
Зайцев Г. «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».
Заходер Б. «Ежик», «Шофер», «Переплетчица», «Портниха», «Сапожник».
Воронько П. «Обновки».
Есенин С. «Белая береза» (в сокр.).
Жуковский В. «Котик и козлик», «Птичка».
Забила Н. «Маленькая школьница», «Ребята! На лыжи!..».
Калинина Н. «В лесу», «Как ребята переходили улицу», «Помощники», «Утром».
Кардашова А. «Дождевой автомобиль», «Наш дворец для всех открыт!..», «Наш доктор» (отрывки), «Семена», «Уборка».
Клокова М. «Белые гуси», «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка».
Козлов С. «Доверчивый ежик», «Ежик в тумане» и др.
Кольцов А. «Дуют ветры буйные».
Коростылёв В. «Королева Зубная щётка».
Котова Е. «Лесной мастер».
Ладонщиков Г. «Зазвонил будильник», «Медведь проснулся», «Помощники весны».
Лебедева Л. «Мишутка».
Лермонтов М «Спи, младенец мой прекрасный».
Майков А. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась».
Мазнин И. «Давайте дружить».
Маршак С. «Багаж», «Ванька-встанька», «Весенняя песенка», «Два котенка», «Детки в клетке», «Дрозд-богатырь», «Елка», «Кошкин дом», «Круглый год», «Кто колечко найдет?», «Мяч», «Перчатки» (пер. с англ.), «Песня о елке», «Пожар», «Тихая сказка», «Усатый-полосатый» и др.
Манакова М. «Мы — пешеходы», «Дорожные знаки», «Азбука дорожного движения»74 «Если начался пожар», «Знаки безопасности»75.
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Мигунова Н «Считалка про зверей».
Михалков С. «Бездельник светофор», «Дядя Степа», «Грипп», «Мой щенок», «Моя улица», «Прививки», «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки», «Песенка друзей», «Три поросенка» и др.
Могилевская М. «Наш первый разговор».
Мориц Ю. «Ежик резиновый», «Ручеек».
Мошковская Э. «Веселый магазин», «Мы играем в школу», «Уши».
Муравейка И. «Я сама», «Я сам пахал».
Найденова Н «Наши полотенца».
Никонова Е. «Пожарные истории рассказанные детям», «Чтобы не было беды»76.
Павлова Н «Земляничка».
Пишу мое Я. «Машины», «Это моя улица».
Плещеев А. «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!..», «Осень наступила», «Сельская песенка», «Травка зеленеет», «Уж тает снег».
Подлесова Н. «Трусливый огурчик».
Полякова Н «Доброе лето».
Пришвин М. «Разговор деревьев», «Ребята и утята».
Прокофьева С, Сатир Г. «Мой приятель — светофор».
Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / Авт.-сост. О. В. Калашникова.
Пушкин А. «Зимнее утро», «У лукоморья дуб зеленый» (фрагм. поэмы «Руслан и Людмила»).
Руссу В. «Моя мама».
Саконская Н. «Иголка, иголка».
Серова Е. «Волчонок» (в сокр.), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш».
Сенчищев Т. «Дом и все, что в нем».
Синявский П. «Вкусная азбука».
Скребицкий Г. «На лесной полянке», «Снеговики».
Соколов-Микитов И. «Весна красна» (в сокр.), «Зима вьюжная» (в сокр.), «Золотая осень» (в сокр.), «Красное лето» (в сокр.).
Суриков И. «Детство», «Первый снег пушистый».
Тамбиев А. «Кто барабанит в лесу?», «Кто в муравейнике живет?»
Теплоухова Н. «Барабанщик».
Токмакова И. «Весна», «Где спит рыбка», «Глубоко ли, мелко», «Голуби», «Как на горке снег, снег»,
Толстой А. «Грибы», «Осень».
Толстой Л. «Воробей на часах», «Как волки учат своих детей», «Котенок», «Лев и собачка», «Мыши», «Нашли дети ежа», «Пожарные собаки» и др.
Трутнева Е. «Дед Мороз».
Тувим Ю. «Овощи» (в обр. С. Михалкова).
Тютчев Ф. «В небе тают облака», «Зима недаром злится».
Усачев А. «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».
Ушинский К «Еж и заяц», «Как строят дома», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Стол и стул», «Утренние лучи» и др.
Цыферов Г. «Жил на свете слоненок».
Фет А. «Чудная картина», «Ласточки пропали».
Фетисова Т. «Куда спешат красные машины».
Хоринская Е. «Спичка-невеличка».
Чарушин Е. «Белка», «Волк», «Воробей», «Заяц», «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Медвежонок», «Собака», «Утка с утятами», «Что за зверь?» и др.
Чуковский К. «Айболит», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Телефон», «Федорино горе» и др.
Яковлев Ю. «Умка» (сценарий мультфильма).