Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)

Первое полугодие

Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслужи­вания и состояние здоровья.Беседы и упражнения на закрепле­ние представлений учащихся об уходе за волосами. Введение по­нятия «здоровые волосы». Закрепление понимания учащимися необходимости стрижки волос и мытья головы с использованием предметов и косметических средств по уходу за волосами (рас­ческа, щетка для волос, шампунь, бальзам для волос, фен). Ос­новные правила ухода за волосами. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Беседы и закрепление представлений о необходимости но­сить чистую одежду. Уточнение ранее усвоенных представлений о способах ухода за одеждой: ручная и машинная стирка, хим­чистка, виды ремонта одежды. Упражнения в определении спо­соба ухода за одеждой: ручная стирка, машинная стирка, ремонт одежды, химчистка. Знакомство с пиктограммами, отражающими способы ухода за одеждой. Чтение пиктограмм на бирке одежды (с помощью учителя).

Упражнения в выборе средств для стирки белья: стиральный порошок, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья. Упражнения по уходу за одеждой с помощью разнообразных ще­ток. Рассказ педагога с использованием вербальных и невербаль­ных средств общения о том, как надо чистить одежду. (Интегра­ция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Беседы и закрепление представлений учащихся о необходи­мости носить обувь, соответствующую размеру ноги, удобную и чистую. Способы ухода за обувью: мытье и чистка обуви, ремонт обуви в мастерской. Средства и предметы для ухода за обувью; назначение средств и предметов по уходу за обувью.

В процессе бесед и упражнений формирование у учащихся понятий «признаки простуды», «профилактика простудных забо­леваний». Беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, журналов типа «Здоровье», «Лечебные вести» и др. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Знакомство с основными лекарственными средствами до­машней аптечки и перевязочными материалами: рассматривание лекарств, их упаковок и т. п. Беседы с учащимися о необходимо­сти использования лекарств только по назначению врача и прие­ма их под присмотром старших или врачей (медсестер).

Дыхательные упражнения, упражнения для глаз — гимнастика для глаз. Беседы с учащимися о роли гимнастики. Гимнастика в домашних условиях: санитарные правила и правила безопасности.

Уход за жилищем. Отработка алгоритма действий в различ­ных образовательных ситуациях: вызов врача на дом, поведение в квартире (в доме), где есть больной гриппом (с кашлем, насмор­ком и т. п.). Знакомство учащихся с элементарными правилами ухода за больным в доме в ходе специально созданных образова­тельных ситуаций.

Проветривание: необходимость периодического проветрива­ния для здорового дыхания. Отработка правил поведения и дей­ствий при открывании, закрывании окон. Рассматривание иллю­страций, беседы о здоровом образе жизни человека.

Питание.Беседы с учащимися о правильном питании — здоровое питание. Рассказы о пользе сырых овощей, фруктов, ягод для здоровья человека. Практические действия: приготовле ние салатов из сырых овощей. Понятие «витамины». Выбор кар­точек, где изображены сюжеты, рассказывающие о пользе вита­минов, и беседы с учащимися об этом.

Знакомство учащихся с правилами приготовления салата с соблюдением мер гигиены: тщательное мытье рук перед приго­товлением салата, мытье овощей и сушка их на чистом полотенце (льняном, бумажном), разделка овощей на специальной доске (доске для резки овощей). Обучение учащихся правилам безопас­ности при пользовании ножом, чтобы не нанести себе травму. Практические действия: приготовление салата с соблюдением ги­гиенических процедур и правил безопасности.

Безопасность в доме, на улице, в природе.Практические действия (последовательность и безопасность) с бытовыми тех­ническими приборами, с которыми учащиеся познакомились ра­нее (см. пятый—восьмой классы и первое полугодие девятого).

Ознакомление учащихся с правилами безопасного использо­вания микроволновой печи. Элементарные действия с микровол­новой печью и обучение правилам разогрева в ней продуктов.

Беседы, наблюдения и практические действия (при участии учителя) по эксплуатации электрической и газовой плиты с со­блюдением правил противопожарной безопасности.

Создание образовательных ситуаций, в которых учащимся необходимо следовать правилам безопасного обращения с быто­выми приборами и рассказывать об этом, используя вербальные и невербальные средства общения. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Расширение ранее сформированных представлений о поведе­нии на улице, о правилах перехода через дорогу, о правилах об­ращения с огнеопасными предметами, о поведении в природе.

Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и за­прещающие знаки. Продолжение занятий по пособиям, например, по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах»

Закрепление умения учащихся определять относительность расстояния и движения: от себя, от объекта (движущегося авто­мобиля, поезда, горящего дома и т. п.).

Второе полугодие

Состояниездоровья. Экскурсия в аптеку. Наблюдение за покупателями и работой фармацевта. Покупка лекарственных средств. Обучение учащихся умению обратиться с просьбой к фармацевту.

Беседы, рассматривание иллюстраций, видеосюжетов о пове­дении людей во время болезни, в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью. Участие в ролевом диалоге: называние себя в игровой роли, ведение диалога от имени своего персонажа (игры «Доктор», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.).

Экскурсия в поликлинику с последующими образовательны­ми ситуациями на уроках: «Вызов врача на дом», «Как попасть на прием к врачу», «Как вызвать врача по телефону», «У меня бо­лит...» (описание своего недомогания), «Как получить в поли­клинике свою медицинскую карточку в регистратуре» и т. п.

Диалоги и упражнения при оказании первой медицинской помощи. Диалоги у постели больного.

Тренинги по оказанию первой медицинской помощи. Изме­рение температуры. Первичная обработка раны.

Уход за жилищем.Беседы с учащимися о значении уборки помещения для сохранения здоровья: сухая и влажная уборка. Знакомство учащихся с увлажнителем воздуха. Наблюдение за его работой. Беседы о воздухе в помещении: проветривание, влажная уборка, использование увлажнителей воздуха и т. п.

Питание.Обучение учащихся приготовлению простых бутер­бродов с соблюдением гигиенических правил и правил безопасного обращения с ножом. Беседы с учащимися о питании бутербродами и их месте в рационе здорового питания.

Расширение представлений учащихся о витаминах в ходе упражнений на определение полезности или вредности продуктов (учитель рассказывает учащимся, какие витамины содержатся в тех продуктах, которые едят люди).

Безопасность в доме, на улице, в природе.Беседы с уча­щимися о возможных неполадках системы подачи воды, образо­вательные ситуации «Если в доме сломался водопровод, отопи­тельная система», «Если в доме сломался лифт». Обучение уча щихся навыкам экстренного вызова помощи (самостоятельно или попросить об этом людей, живущих рядом).

В специально организованных ситуациях побуждение уча­щихся к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о безопасности поведения в природе. Знакомство с информацион­ными, предупреждающими знаками о возможности купания в во­доемах: «Место для купания», «Купаться запрещено» и др.

Расширение ранее сформированных представлений учащихся о поведении на улице, о правилах перехода через дорогу, о пра­вилах обращения с огнеопасными предметами, о поведении в природе.

Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и за­прещающие знаки. Продолжение занятий по пособиям, например по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах» (разд. «Переходы», «Перекрестки», «Сигналы водителей автомобилей», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Ай, лады, лады, лады», «Але­ка маленька шустра, быстра...», «Барашенька», «Бежала лесочком ли­са с кузовочком», «Божья коровка», «Буренушка», «Валенки», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Дож­дик, дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Друзья-помощники», «Жили у бабуси», «Заинька», «Заяц Егорка», «Иванушка», «Как без дудки, без дуды», «Кукушечка», «Ласточка», «Лето», «Наши уточки», «Пастух», «Перекликание петухов», «Петушок», «Под горкой на реч­ке», «Поедем, сыночек, в деревню с тобой», «Совушка», «Солнышко-ведрышко!», «Стучит, бренчит», «Тили-бом», «Травка-муравка», «Уж ты, зимушка», «Уж ты, радуга-дуга», «Улита, улита» и др.

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка» (венг. нар.), «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «У сол­нышка в гостях» (словацк. нар.) и др.

Произведения классической и современной литературы для детей:

Александрова 3. «Прятки».

Аким Я. «Случай про детей».

Андерсен Г.-X. «Гадкий утенок».

Арефьева И. «Стихи по машины».

Еарто А. «Мишка», «Мы с Тамарой», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зай­ка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Со­бака», «Кто как кричит».

Благинина Е. «Вот какая мама», «Катя леечку взяла», «Научу обуваться я братца», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Посидим в тишине», «С доб­рым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри».

Бианки В. «Кто чем поет», «Купанье медвежат», «Синичкин календарь», «Хвосты».

БурмистроваЛ., Мороз В. «С Новым годом!»

Васильева С. «Пожарный».

Волынский Т. «Кошкин дом».

Гурина И. «Вот как мы играем», «Новогодние забавы».

Демченко Г. «Пастушок».

Дисней У. «Приключения маленького щенка» (англ.).

Драч Я. «Врач».

Дрожжин С. «Опять зима на саночках», «Пройдет зима холодная».

Зайцев Г. «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».

Заходер Б. «Ежик», «Шофер», «Переплетчица», «Портниха», «Сапожник».

Воронько П. «Обновки».

Есенин С. «Белая береза» (в сокр.).

Жуковский В. «Котик и козлик», «Птичка».

Забила Н. «Маленькая школьница», «Ребята! На лыжи!..».

Калинина Н. «В лесу», «Как ребята переходили улицу», «Помощники», «Утром».

Кардашова А. «Дождевой автомобиль», «Наш дворец для всех открыт!..», «Наш доктор» (отрывки), «Семена», «Уборка».

Клокова М. «Белые гуси», «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка».

Козлов С. «Доверчивый ежик», «Ежик в тумане» и др.

Кольцов А. «Дуют ветры буйные».

Коростылёв В. «Королева Зубная щётка».

Котова Е. «Лесной мастер».

Ладонщиков Г. «Зазвонил будильник», «Медведь проснулся», «Помощни­ки весны».

Лебедева Л. «Мишутка».

Лермонтов М «Спи, младенец мой прекрасный».

Майков А. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась».

Мазнин И. «Давайте дружить».

Маршак С. «Багаж», «Ванька-встанька», «Весенняя песенка», «Два котен­ка», «Детки в клетке», «Дрозд-богатырь», «Елка», «Кошкин дом», «Круглый год», «Кто колечко найдет?», «Мяч», «Перчатки» (пер. с англ.), «Песня о елке», «Пожар», «Тихая сказка», «Усатый-полосатый» и др.

Манакова М. «Мы — пешеходы», «Дорожные знаки», «Азбука дорожного движения»74 «Если начался пожар», «Знаки безопасности»75.

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Мигунова Н «Считалка про зверей».

Михалков С. «Бездельник светофор», «Дядя Степа», «Грипп», «Мой ще­нок», «Моя улица», «Прививки», «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки», «Песенка друзей», «Три поро­сенка» и др.

Могилевская М. «Наш первый разговор».

Мориц Ю. «Ежик резиновый», «Ручеек».

Мошковская Э. «Веселый магазин», «Мы играем в школу», «Уши».

Муравейка И. «Я сама», «Я сам пахал».

Найденова Н «Наши полотенца».

Никонова Е. «Пожарные истории рассказанные детям», «Чтобы не было беды»76.

Павлова Н «Земляничка».

Пишу мое Я. «Машины», «Это моя улица».

Плещеев А. «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!..», «Осень наступи­ла», «Сельская песенка», «Травка зеленеет», «Уж тает снег».

Подлесова Н. «Трусливый огурчик».

Полякова Н «Доброе лето».

Пришвин М. «Разговор деревьев», «Ребята и утята».

Прокофьева С, Сатир Г. «Мой приятель — светофор».

Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / Авт.-сост. О. В. Калашникова.

Пушкин А. «Зимнее утро», «У лукоморья дуб зеленый» (фрагм. поэмы «Руслан и Людмила»).

Руссу В. «Моя мама».

Саконская Н. «Иголка, иголка».

Серова Е. «Волчонок» (в сокр.), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш».

Сенчищев Т. «Дом и все, что в нем».

Синявский П. «Вкусная азбука».

Скребицкий Г. «На лесной полянке», «Снеговики».

Соколов-Микитов И. «Весна красна» (в сокр.), «Зима вьюжная» (в сокр.), «Золотая осень» (в сокр.), «Красное лето» (в сокр.).

Суриков И. «Детство», «Первый снег пушистый».

Тамбиев А. «Кто барабанит в лесу?», «Кто в муравейнике живет?»

Теплоухова Н. «Барабанщик».

Токмакова И. «Весна», «Где спит рыбка», «Глубоко ли, мелко», «Голуби», «Как на горке снег, снег»,

Толстой А. «Грибы», «Осень».

Толстой Л. «Воробей на часах», «Как волки учат своих детей», «Котенок», «Лев и собачка», «Мыши», «Нашли дети ежа», «Пожарные собаки» и др.

Трутнева Е. «Дед Мороз».

Тувим Ю. «Овощи» (в обр. С. Михалкова).

Тютчев Ф. «В небе тают облака», «Зима недаром злится».

Усачев А. «Правила дорожного движения для будущих водителей и их ро­дителей».

Ушинский К «Еж и заяц», «Как строят дома», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Стол и стул», «Утренние лучи» и др.

Цыферов Г. «Жил на свете слоненок».

Фет А. «Чудная картина», «Ласточки пропали».

Фетисова Т. «Куда спешат красные машины».

Хоринская Е. «Спичка-невеличка».

Чарушин Е. «Белка», «Волк», «Воробей», «Заяц», «Кошка», «Курочка», «Ли­са», «Медвежонок», «Собака», «Утка с утятами», «Что за зверь?» и др.

Чуковский К. «Айболит», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Му­ха-цокотуха», «Путаница», «Телефон», «Федорино горе» и др.

Яковлев Ю. «Умка» (сценарий мультфильма).

Наши рекомендации