Технология обработки материала
КАФЕДРА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Попков А.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения
Института гражданской защиты
специальности 0333300 «Безопасность жизнедеятельности».
Ижевск
Составитель:
доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Института гражданской защиты Попков А.В.
Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор Пугачёва А.Б.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/Сост. И.М. Вельм, А.В. Попков. Ижевск 2006. ХХХ с.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы предназначены для студентов специальности 0333300 «Безопасность жизнедеятельности» всех форм обучения.
Сост. А.В. Попков
Институт гражданской защиты, 2013
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ.
Курсовая работа студента Института гражданской защиты, специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» – это самостоятельное научное исследование по одному из актуальных вопросов образовательной области «безопасность жизнедеятельности».
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и углубить знания об изучаемом предмете исследования, овладеть навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
При выполнении курсовой работы студент должен самостоятельно сделать теоретический анализ литературы по теме исследования, изучить передовой педагогический опыт учителей ОБЖ, обобщить личный опыт работы в школе, провести собственный педагогический эксперимент.
Студент выбирает тему курсовой работы в соответствии со своими интересами и опытом. Предлагаемая в пособии тематика курсовых работ является примерной. По согласованию с научным руководителем возможно изменение содержания тем, а также студентом может быть предложена тема, которая не вошла в рекомендуемый список.
После выбора темы составляется список литературы, куда включаются учебные и научные источники по педагогике, психологии, безопасности жизнедеятельности, специальная монографическая и периодическая литература по исследуемой проблеме.
СБОР МАТЕРИАЛА.
Для того чтобы обладать собственной концепцией, нужно, прежде всего, тщательно изучить исследуемую проблему на основе накопления материала.
Первичное изучение литературы по теме должно привести студента к предварительной рабочей гипотезе, которая позднее проверяется и уточняется уже на более высоком уровне владения материалом. Начальный этап работы, таким образом, характеризуется кропотливым сбором фактов и их осмыслением.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА.
Отобранный для работы материал должен быть не только усвоен в общих чертах, но и обработан таким образом, чтобы прочитанное можно было восстановить в памяти и использовать, не прибегая при этом к повторному перечитыванию. Из каждого текста нужно взять главным образом то, что пригодится при написании курсовой работы.
При обработке материала практикуются такие формы его записи как план, выписки, тезисы, заметки и конспект.
План. Обычно выстраивают последовательную схему подразумеваемых вопросов, которые дают представления о содержании изученного текста. План может быть простым и развёрнутым, подробным, т.е. содержащим подвопросы.
Выписки – это, как правило, цитаты, то есть дословные извлечения из текста, касающиеся основных положений интересующей студента проблемы.
Тезисы содержат самостоятельно сформулированные сжатые выводы о прочитанном, обычно располагающиеся в соответствии с развитием логики изучаемого текста.
Заметки отражают впечатления, суждения и размышления о прочитанном.
Конспект представляет собой наиболее совершенную форму записи. В конспекте сжато излагается основное содержание изучаемой работы с привлечением примеров и цитат из текста. Те места, которые приводятся дословно, могут позднее войти в текст курсовой работы в качестве цитат, поэтому их необходимо помещать в кавычки и снабжать указанием страниц текста.
Лучше начать поиск основной литературы по теме исследования с современных источников: последних учебных пособий, новейших публикаций в журналах и газетах. При этом целесообразно на отдельных карточках записывать основные положения, примеры, выводы, указывая название работы, автора, номера страниц.
Опираясь на полученные знания и свой педагогический опыт, студент должен подходить к материалу критически, высказывая собственное мнение по тому или иному изученному вопросу.
Одновременно следует проводить исследовательскую работу в образовательном учреждении. Практическая работа в образовательном учреждении заключается в организации наблюдений за учащимися, анкетирования и бесед с учителями, учащимися и их родителями, изучения результатов творчества, письменных работ, в составлении психолого-педагогических характеристик, выявления условий формирования определённых качеств учащихся и общего развития личности.
Результаты исследований фиксируются в дневнике исследователя и обрабатываются методами математической статистики.