Верь минуте текущей – будь счастлив теперь»
(Омар Хайям).
Все приведённые суждения, на наш взгляд, не бесспорны, т.к. в них в системе времени человека абсолютизируется роль настоящего и принижается роль прошлого и будущего. Для определения разумного отношения человека к соотношению модусов (в переводе с латинского означает мера, образ, способ) времени надо исходить из их объективного взаимоотношения в жизни человека. Что представляет его настоящее? Настоящее – это реальная деятельность человека здесь и теперь, в которой в той или иной мере интегрировано его прошлое и будущее. Его прошлое в настоящем выступает как тот опыт, который он накопил в предшествующей жизнедеятельности, а будущее в настоящем выступает в виде проекта, который отражает возможности прошлого и настоящего, а также окружающей среды и упорядочивает его жизнедеятельность сегодня. Значит и прошлое, и будущее существуют и в настоящем человека.
Следует учитывать и то, что прошлое – это настоящее, прекратившее своё существование, перешедшее в несуществующее.
Нельзя в полной мере согласиться и с утверждением, что прошлое и будущее существуют только в нашем сознании. Действительно, с одной стороны, наше прошлое существует только в нашем сознании в виде памяти о нём. Но, с другой стороны, в своём прошлом каждый человек своей жизнедеятельностью вызывал вполне определённые материальные результаты в окружающей среде и в самом себе: человек в прошлом построил дом, который стоит и сейчас; воспитанием своих детей сформировал у них определённые качества; многие годы пьянствовал и курил, чем подорвал своё здоровье; написал книгу, которую читают и спустя десятилетия после её выхода в свет и т.д. Эти примеры – свидетельство существования нашего прошлого в реальном мире.
Наше будущее тоже существует не только в нашем сознании в виде идеальных образов, но и объективно, в виде реальных возможностей, которые содержатся в нашем настоящем.
О совете «не оглядывайся в прошлое, живи настоящим и помни о будущем!» Но почему надо помнить только о будущем и не помнить о прошлом? Нам надо помнить о прошлом, во-первых, для того, чтобы не допускать тех ошибок, которые мы допустили в прошлом, так как в противном случае мы их будем повторять, во-вторых, чтобы не забывать о своём положительном опыте и в очередной раз не изобретать велосипед. Помнить же о будущем – значит помнить о тех последствиях (они могут быть как положительными, так и отрицательными), которые наша практическая деятельность вызывает в нас самих и в окружающем нас мире. Но если мы в настоящем помним о прошлом и будущем, то мы, живя в настоящем, одновременно живём и в прошлом и в будущем.
Далее. Известно, что непрерывная переработка человеком огромной информации о своём прошлом, его описание, объяснение, оценка и переоценка (её основанием является непрерывное расширение и углубление человеком знаний о человеке вообще), выступают важнейшими условиями достижения человеком внутренней свободы и развития креативности. Но эту работу человек осуществляет в настоящем. Возникает вопрос: «В процессе этой работы он живёт в настоящем или в прошлом?» Нам представляется, что однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Человек здесь живёт и в прошлом и в настоящем. Когда человек, отражая будущее, разрабатывает проект, то он также живёт и в будущем и в настоящем.
Из сказанного следует, что каждый человек, разумно строящий свою жизнь, одновременно живёт и в своём прошлом, и в настоящем, и в будущем. Однако модусы времени жизни человека не равнозначны. Целью его жизни является его практическая самореализация, которая осуществляется только в настоящем, только сегодня, здесь и теперь. А чтобы она осуществлялась успешно, он, во-первых, должен непрерывно опираться на опыт своего прошлого, критически осмысливая и переосмысливая его, во-вторых, он постоянно должен в процессе самопроектирования познавать своё будущее и «заглядывать» в него в процессе практической деятельности.
Таким образом, настоящее человека в виде практической самореализации есть цель жизни, а познаваемое им своё прошлое и будущее выступают как средства достижения этой цели. «Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы, руководствуясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего» (Л.Н.Толстой). В сведении времени жизни человека к настоящему, как её цели, на наш взгляд, заключены корни абсолютизации в жизни человека настоящего, отрыва от него прошлого и будущего, и фактически превращение их в некие призраки.
3.16. Обратная сторона закона 16 – шестнадцатая причина неудач.
Она связана с явной недооценкой человеком значимости времени своей жизни, следствием чего является расточительное к нему отношение. «Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством» (Б.Франклин, американский политический деятель, писатель, учёный. 1706-1890). «Время, которое так быстротечно, время, уходящее безвозвратно, - вот драгоценное состояние человека и выбрасывать его на ветер есть самая изощрённая форма расточительности». (С.Моэм, английский писатель, эссеист. 1874-1965). «Терять время – это постоянно совершать самоубийство» (Э.Юнг, английский поэт. 1683-1765).
«Скажи, мой друг, зачем мы так беспечны