Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Данная дисциплина способствует подготовке студентов к решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием полученных знаний и современных технологий; готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций.

С самого начала изучения дисциплины «Опасные ситуации природного характера» студент знакомится с последовательностью тем дисциплины и должен уяснить для себя, что такая очередность определяется последовательным накоплением базовых знаний. Последовательность тем такова:

Понятие опасной и ЧС природного характера.

Геофизические опасные природные явления.

Геологические опасные природные явления.

Гидрологические опасные природные явления.

Метеорологические опасные природные явления.

Инфекционные заболевания людей.

Инфекционные заболевания человека и животных.

Заболевания растений.

Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и ЧС природного происхождения.

Самостоятельную работу студента надо направлять на то, чтобы после изучения дисциплины Опасные ситуации природного характера»

Знать:

- Федеральные законы Российской федерации, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты о подготовке и защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

- организацию и деятельность служб спасения на местном и Федеральном уровнях в области устранения опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

- определения, характеристики, причины, признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.

Уметь:

- разработать алгоритм безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

- пользоваться основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при стихийных бедствиях.

Владеть:

- навыками поведения и обеспечения безопасности в конкретных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

Навыками использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты

Текущий контроль успеваемости включает в себя коллоквиумы, срезовые контрольные работы. Студент заранее должен ознакомится с предложенными преподавателем вопросов к коллоквиуму, и выяснить в какой форме он будет проходить. Коллоквиум может проходить в форме диалога, когда преподаватель обсуждает со студентом поставленные вопросы и выставляет оценку. Также, коллоквиум может проводиться в форме тестирования по изучаемым на данный период разделам.

Один раз в семестр проводится срезовая контрольная работа и три раза в семестр аттестации. Она может быть в виде теста или в виде вопросов по вариантам. Студент узнает у преподавателя время проведения работы и темы, вынесенные на аттестацию или срезовую контрольную работу. Также студент узнает объем времени, которым он может располагать для выполнения задания.

Студент должен помнить, что для всестороннего изучения дисциплины, кроме практического курса и предложенного списка литературы, можно использовать информационные технологии со следующими видами обучающих программ:

ü демонстрационные программы;

ü мультимедийные программы;

ü электронные учебники;

ü предметные поурочные курсы;

ü программы – тренажеры;

ü моделирующие программы;

ü контролирующие программы.

Формами промежуточной аттестации студентов по «Опасным ситуациям природного характера» является экзамен. Для подготовки к экзамену студент заранее знакомится с предложенным списком вопросов. После чего находит ответы в лекционном материале, основной и дополнительной литературе и узнает у преподавателя время, отведенное на подготовку к ответу.

Характер заданий по СРС различен. Необходимо внимательно прочитать задание, выяснить форму и сроки отчетности, уточнить у преподавателя детали содержания.

· Изучение тем и вопросов, выделенных на самостоятельное изучение.Студент должен ознакомиться с вопросами по основной литературе и законспектировать этот материал. Конспект может быть полный, в виде опорного конспекта и т.п.

· Выполнение рефератов, докладов, сообщений. Студент может по желанию выбрать тему реферата и выступить с докладом на семинарском занятии. Материалы реферата могут быть изложены также на лекции как фрагментарно, так и в виде презентации, если преподаватель сочтет это важным и нужным.

· Подготовка к практическому занятию. На каждом занятии рассматриваются теоретические вопросы. Студент должен подготовиться к ним и принять участие в обсуждении теоретических вопросов. При подготовке к практическому занятию студент в тетради для практических работ записывает название работы, чертит необходимые графики, таблицы, схемы, рисунки и оставляет место для выводов.

· Выполнение домашних наблюдений. Некоторые наблюдения можно провести в домашних условиях, они просты в выполнении, не требуют специального оборудования и материалов. Студент выполняет наблюдение, оформляет результаты и докладывает их на занятии.

· Изучение дополнительной литературы. Некоторые вопросы практического и теоретического характера можно найти в дополнительной литературе. Студент оформляет этот вид СРС в тетради для практических работ в виде краткого конспекта, схемы, таблицы и т.п. Некоторые вопросы включены в задания для срезовых контрольных работ или в тесты.

· Составление схем, таблиц, рисунков, презентаций. На лекции преподаватель использует схемы, таблицы, рисунки. Переписывание их на лекции не рационально, т.к. тратится время. Поэтому студент в тетрадях для лекций оставляет место и по учебникам по данной дисциплине вносит их в текст лекции. Презентации составляются в зависимости от специфики и фантазии студента.

· Подготовка к коллоквиуму. По основным разделам дисциплины проводятся коллоквиумы: «Геологические опасные природные явления», «Геофизические опасные природные явления », «Гидрологические опасные природные явления », «Способы защиты в опасных ЧС природного характера».Студент готовится по вопросам коллоквиума и приходит на собеседование. Преподаватель в форме диалога обсуждает вопросы и выставляет оценку.

· Подготовка к срезовой контрольной работе, тестированию. Один раз в семестр проводится срезовая контрольная работа, она может быть в виде теста или в виде вопросов по вариантам. Преподаватель назначает дату проведения работы и обговаривает тематику. Студент повторяет теоретические вопросы, готовится к контрольной работе.

Наши рекомендации