Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)
Первое полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни.Уход за руками, лицом: закрепление умений мыть лицо, руки в определенной последовательности (с помощью учителя, по образцу и по словесной инструкции). Тренировочные упражнения с использованием предметов личной гигиены в процессе умывания (мыла жидкого и твердого, полотенец: бумажных, махровых, льняных, крема для рук).
Беседы о необходимости ухода за волосами и упражнения с предметами для ухода за волосами (расческой, массажной щеткой, шампунем). Упражнения по расчесыванию волос. Обучение учащихся приемам использования фена при укладке волос.
Отработка на вербальном и невербальном уровне правил гигиены (индивидуальные: расческа, зубная щетка, полотенце, носовой платок).
Кинезиотерапевтические процедуры, которые осуществляются в процессе игровых упражнений на сенсорных ковриках и дорожках, на сенсорном (набивном) мяче и другом оборудовании. Кинезиотерапевтические процедуры направлены на профилактику и коррекцию нарушений общей моторики (на развитие координации движений в крупных мышечных группах), на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений, на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, на формирование свода стопы и укрепление ее связочно-мышечного аппарата. Систематическая гимнастика для глаз с учащимися. (Интеграция с различными уроками по программе.)
Беседы с учащимися о необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног (на доступном для восприятия учащихся уровне).
Совместная с учащимися отработка приемов комментированного рисования, сюжетного рисования по теме здоровья и здорового образа жизни.
Настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, в которых проигрываются ситуации правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Чтение учащимся литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) о здоровье, о правильном и неправильном поведении в разных ситуациях, приводящих к болезни. Стимуляция желания учащихся совместно с учителем пересказывать эти сказки, рассказы и стихи, объясняя ситуации, описанные в них. Побуждение учащихся с минимальной помощью учителя обыгрывать эти ситуации, используя персонажи пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо и др.
Рассматривание с учащимися картинок и картин, изображающих природу, животных, прогулки в разное время года, иллюстрации к литературным произведениям, наглядные модели, символические средства (знаки безопасности) по теме раздела.
Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах и иллюстрациях, в «деловых» играх. Стимуляция учащихся к использованию вербальных и невербальных средств общения по ходу разыгрывания по ролям коротких рассказов, стихотворений по Данной тематике.
Знакомство учащихся с пословицами о здоровье и здоро-вьесбережении.
Специально организованные обучающие и проблемные ситуации, побуждающие учащихся к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о здоровьесбережении: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук» (с использованием элементарных мУДр), «Гимнастика для стоп», «Гимнастика для шеи и плеч», «Если на улице температура ниже нуля градусов...», «Задуй свечу», «Как я буду закаляться...», «Когда нельзя наступать в лужи, даже если это очень интересно...», «Обувь для дождливой, теплой сухой и морозной (снежной) погоды», «Одежда для мальчиков и для девочек», «Помоги другу», «Рассмотрим под лупу наши ногти», «Снежинки», «Уши мыть или не мыть...» (правила ухода за ушами) и др.
Уход за жилищем.Формирование представлений учащихся о необходимости уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Знакомство с понятием «пыль в доме». Упражнения в переноске, раскатывании и скатывании коврика . Способы уборки пыли: влажной тряпочкой, специальными средствами и т. п. Способы чистки ковров. Упражнения в уходе за ковриком: чистка пылесосом (при активном участии учителя). Беседы о необходимости чистки мягких изделий: ковров, пледов, подушек для сохранения их чистоты.
Дидактические упражнения с бытовыми предметами: узнавание и называние (посуда, гигиенические средства, телевизор, утюг, пылесос, гладильная доска). Использование вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографических кодов, словесных и жестовых обозначений) для называния и показа этих предметов. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Питание.Уточнение и закрепление знаний учащимися правил поведения во время еды: надевать специальные фартуки (по необходимости), удерживать ложку, чашку, брать в ложку требуемое количество еды, есть аккуратно, жевать медленно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Составление рассказов по пиктограммам58.
Беседы с учащимися о роли воды в жизни человека, растений, животных. Роль воды для питания человека. Чистая и грязная вода. Вода, которую можно употреблять в пищу. Знакомство со знаками безопасности: «Питьевая вода», «Запрещается использовать в качестве питьевой воды». Понятия «сырая вода» и «кипяченая вода». Вода для приготовления пищи.
Упражнения, в которых учащиеся обучаются включать электрический чайник, понимать сигнал «Вода вскипела», наливать из чайника в чашку кипяток (с обучением мерам безопасности).
Безопасность в доме, на улице, в природе.Правила правильного и безопасного пользования туалетом. Пиктограмма «туалет». Упражнения в открывании и закрывании двери. Отработка алгоритма и словесное пояснение необходимости правильного, аккуратного использования кнопок слива на смывном бачке. Рассказ учителя о последствиях неправильного их использования.
Упражнения на ориентировку в пространстве комнаты, во время переноса различных предметов60.
Наблюдение за работой пылесоса и выполнение действий с пылесосом при участии учителя. Правила пользования пылесосом (включить пылесос может только старший, работать с пылесосом можно только в присутствии старшего). Применение речевых и неречевых средств общения с использованием пиктограмм «пылесос», «пылесосить», «подметать»: «Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Найди нужное изображение, соедини их стрелками». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Обучающие игры по ознакомлению учащихся с пожароопасными предметами и средствами пожаротушения. Знакомство со знаками пожарной безопасности, запрещающими и эвакуационными знаками (два-три знака)
Расширение практических действий учащихся с бытовыми приборами, при этом учитель постоянно напоминает о правилах безопасного их использования.
Прогулки с учащимися по школе и на пришкольном участке, рассматривание растений (комнатных и уличных) с пояснениями о способах ухода за ними и безопасного обращения с ними. Ядовитые растения.
Продолжение ознакомления учащихся во время экскурсий и в специально созданных образовательных ситуациях с элементарными правилами поведения на улице, с дорожными знаками. Закрепление названий и умений ориентироваться по ним совместно со учителем (см. шестой класс).
Уточнение представлений учащихся о труде пожарных, сотрудников ГИБДД, их значимости для безопасности окружающих. Моделирование обучающих ситуаций, в которых учащиеся играют роли людей этих профессий, выполняют действия по предупреждению опасности или по ее ликвидации.
Ориентировка в пространстве и познавательные действия с материалами, необходимыми для организации игр на темы безопасности в различных ситуациях: реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности); отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки пожарной безопасности), в образных игрушках; условных, символических (в воображаемой игровой ситуации).
Чтение доступных учащимся литературных произведений на темы безопасности жизнедеятельности и проведение по их содержанию театрализованных, сюжетных, дидактических и подвижных игр. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Второе полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Формирование у учащихся навыков ухода за носом .
Дыхательные упражнения. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Развитие общих речевых навыков».) Упражнения с носовыми платками, в процессе которых учащиеся с помощью дыхательных упражнений учатся чистить нос. Уточнение названий и способов покупки средств ухода за носом (носовой платок, тканевый, бумажный). Беседы, упражнения по формированию представлений учащихся о возможности использования воды для ухода за носом.
Организация обучающих ситуаций с использованием реальных предметов личной гигиены и предметов-заместителей.
Беседа с учащимися, направленная на отработку алгоритма пользования туалетом (использование туалетной бумаги, мытье рук после туалета) с помощью вербальных и невербальных
средств общения. Закрепление названия — пиктограмма «туалет». Упражнения с пиктограммами : «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди и покажи».
Свойства воды. Вода как важное средство поддержания чистоты тела и жилища. Работа с пиктограммами «мыться», «ванная», «туалет»: «Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Найди нужное изображение, соедини их стрелками». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Специально организованные упражнения на развитие общей и тонкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации в процессе умывания, раздевания и одевания, приема пищи. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Уход за жилищем.Беседы с учащимися о необходимости уборки в доме. Уточнение понятия «пыль в доме». Отработка в ходе практических действий способов уборки помещения: протирание пыли влажной тряпочкой, подметание пола, уборка с использованием пылесоса. Работа с пиктограммами «подметать», «убирать со стола», «пылесос», «пылесосить»: «Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Найди нужные изображения, соедини их стрелками». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Питание.Уточнение представлений учащихся о правилах, хранения продуктов. Знакомство с местами хранения продуктов: холодильником, шкафчиком и емкостями для хранения сухих продуктов (крупы, макаронных изделий, муки). Знакомство со способами хранения продуктов. Определение сроков реализации молочных продуктов по специальному обозначению на упаковке. Обучение учащихся навыкам обращения к учителю с просьбой сказать, годен продукт или нет.
Знакомство учащихся с понятием «чай». Показ иллюстраций, видеороликов о выращивании чая. Рассматривание разных чайников. Заварочный чайник и способы заварки чая. Практическое занятие по использованию чайника. Упражнения в выборе чая (россыпь, в пакетиках) и способов его заварки.
Безопасность в доме, на улице, в природе. Расширение обучающих и проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения (на улице, в доме, в природе) в сюжетных подвижных играх с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги».
Аудиальные упражнения (отработка реакций на звуки), позволяющие скорректировать поведение учащихся на улице. «Чтение» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущийся транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора); сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков; восприятие звуков разной громкости (с использованием CD-дисков «Звуки улицы», «Театральные шумы» и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Упражнения, в ходе которых активизируется использование учащимися вербальных и невербальных средств общения по теме «Безопасность», закрепляется понимание слов улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, информационные знаки: больница, детский сад и др.