Организационно-педагогические основы деятельности
Программа рассчитана на 2 года. Учебные темы на второй год обучения повторяются на усложнённом уровне. Часть первая – в спортзале – рассчитана на 180 часов при 6-часовой недельной нагрузке (3 раза в неделю), часть вторая – походы и экскурсии на природу – на 36 часов, в том числе из 216 часов программы ШВиС на теоретическую часть (беседы, лекции) приходится 8 часов, на практические занятия – 208 часов.
Программа рассчитана на девушек старших классов, способных по своим физическим данным к нагрузкам, необходимым для выполнения поставленных учебных задач. Но её можно адаптировать и для других категорий обучающихся в соответствии с их физическими возможностями.
Набор производится на добровольной основе по желанию. Занятия по обучению части № 1 программы проводятся в специально оборудованных спортзалах, по обучению части № 2 – на природе с подготовленным заранее или на месте дидактическим материалом.
Работа с родителями
Работа с родителями предполагает привлечение их к участию в походах и экскурсиях на природу, а также, при необходимости, и индивидуальную работу с ними.
Методическое обоснование программы
Теоретической основой данной программы является концепция личностно ориентированного образования и принципы педагогики деятельного развития. Методической основой построения программы ШВиС является последовательная смена состояний развития личности, ее самоопределения и самореализации.
Обучение по программе основано на следующих принципах:
системность;
последовательность;
непрерывность;
доступность;
наглядность;
Индивидуализация
Гражданственность.
Программа предполагает прохождение учащихся через 3 основных уровня обучения: поисково-диагностический и практико-ориентированный, рассчитанные на 2 года обучения, и профессионально-ориентированнный (преимущественно для успешно прошедших курс детей, которые могут проводить занятия с начинающими в качестве инструкторов-общественников).
Программа предусматривает переход ребенка с одного уровня на другой; на каждом уровне решаются следующие задачи:
1) поисково-диагностический уровень:
а) знать основные приемы реагирования на предполагаемую экстремальную ситуацию и уметь точно выполнять их за педагогом;
б) выработать способность действовать по известному алгоритму;
в) увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию, желание регулярно посещать занятия по данномупредмету.
2) практико-ориентированный уровень:
а) закрепить внутреннюю содержательную мотивацию, стремление учащегося к реальному результату обучения;
б) принимать активное участие в коллективной деятельности,
в) сформировать умение искать средства для успешного выполнения поставленного конкретного задания в конкретной ситуации;
3) профессионально-ориентированный уровень:
а) создать условия для реализации творческого потенциала;
б) уметь комплексно применять приобретенные знания и умения в новых условиях, помогать педагогу в обучении начинающих.
Задачи программы решаются с помощью различных форм и методов обучения. Это в основном практические занятия по отработке конкретных умений, их сочетания, развития, применения в различных ситуациях. Основой теоретических занятий являются беседы, рассказы, аналитический разбор конкретных случаев.
Освоение темы проходит по алгоритму:
1. Введение в деятельность и повторение
пройденного материала - 20 %
2. Освоение нового материала – теория и практика - 60%
3. Упражнения на восстановление и расслабление - 5 %
4. Закрепление пройденного материала - 10 %
5. Рефлексия (анализ педагога, взаимный анализ и создание перспектив
дальнейшей деятельности) - 5% времени
Этапы педагогического контроля
Цель педагогического контроля – оценка состояния образовательного процесса в соответствии с планируемым, коррекция процесса и выстраивание индивидуальной линии физического развития каждого учащегося.
Вводный контроль
Сроки | Задачи | Содержание | Форма | Критерии |
На вводном занятии | Определение стартового состояния обучающегося | Контроль исходной функциональной готовности | Тестовые упражнения на силу, гибкость, выносливость, скорость | Сравнение с нормативными требованиями |
Первый год обучения
Сроки | Задачи | Содержание | Форма | Критерии |
Декабрь | Определение фактического состояния объекта | Контрольный срез по теме | Формальные Упражнения | Качество выполнения |
Май | Определение качества выполнения программы | Работа по заданию | Условный спарринг | Умение выполнить задание |
Второй год обучения
Сроки | Задачи | Содержание | Форма | Критерии |
Декабрь | Определение качества выработанных навыков | Контрольный срез по теме | Условная ситуация | Адекватная реакция |
Май | Определение качества и полноты освоения программы ШВиС | Работы по заданиям | а) свободный бой б) обустройство жизни в лесу | Умение свободно действовать по обстановке |
Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники достигли высоких результатов. В этом случае занятия проводятся по индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным, рассчитан на уровень определенного мастерства, поэтому в данной программе не прорабатывается.