Организационно-педагогические основы деятельности

Программа рассчитана на 2 года. Учебные темы на второй год обучения повторяются на усложнённом уровне. Часть первая – в спортзале – рассчитана на 180 часов при 6-часовой недельной нагрузке (3 раза в неделю), часть вторая – походы и экскурсии на природу – на 36 часов, в том числе из 216 часов программы ШВиС на теоретическую часть (беседы, лекции) приходится 8 часов, на практические занятия – 208 часов.

Программа рассчитана на девушек старших классов, способных по своим физическим данным к нагрузкам, необходимым для выполнения поставленных учебных задач. Но её можно адаптировать и для других категорий обучающихся в соответствии с их физическими возможностями.

Набор производится на добровольной основе по желанию. Занятия по обучению части № 1 программы проводятся в специально оборудованных спортзалах, по обучению части № 2 – на природе с подготовленным заранее или на месте дидактическим материалом.

Работа с родителями

Работа с родителями предполагает привлечение их к участию в походах и экскурсиях на природу, а также, при необходимости, и индивидуальную работу с ними.

Методическое обоснование программы

Теоретической основой данной программы является концепция личностно ориентированного образования и принципы педагогики деятельного развития. Методической основой построения программы ШВиС является последовательная смена состояний развития личности, ее самоопределения и самореализации.

Обучение по программе основано на следующих принципах:

системность;

последовательность;

непрерывность;

доступность;

наглядность;

Индивидуализация

Гражданственность.

Программа предполагает прохождение учащихся через 3 основных уровня обучения: поисково-диагностический и практико-ориентированный, рассчитанные на 2 года обучения, и профессионально-ориентированнный (преимущественно для успешно прошедших курс детей, которые могут проводить занятия с начинающими в качестве инструкторов-общественников).

Программа предусматривает переход ребенка с одного уровня на другой; на каждом уровне решаются следующие задачи:

1) поисково-диагностический уровень:

а) знать основные приемы реагирования на предполагаемую экстремальную ситуацию и уметь точно выполнять их за педагогом;

б) выработать способность действовать по известному алгоритму;

в) увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию, желание регулярно посещать занятия по данномупредмету.

2) практико-ориентированный уровень:

а) закрепить внутреннюю содержательную мотивацию, стремление учащегося к реальному результату обучения;

б) принимать активное участие в коллективной деятельности,

в) сформировать умение искать средства для успешного выполнения поставленного конкретного задания в конкретной ситуации;

3) профессионально-ориентированный уровень:

а) создать условия для реализации творческого потенциала;

б) уметь комплексно применять приобретенные знания и умения в новых условиях, помогать педагогу в обучении начинающих.

Задачи программы решаются с помощью различных форм и методов обучения. Это в основном практические занятия по отработке конкретных умений, их сочетания, развития, применения в различных ситуациях. Основой теоретических занятий являются беседы, рассказы, аналитический разбор конкретных случаев.

Освоение темы проходит по алгоритму:

1. Введение в деятельность и повторение

пройденного материала - 20 %

2. Освоение нового материала – теория и практика - 60%

3. Упражнения на восстановление и расслабление - 5 %

4. Закрепление пройденного материала - 10 %

5. Рефлексия (анализ педагога, взаимный анализ и создание перспектив

дальнейшей деятельности) - 5% времени

Этапы педагогического контроля

Цель педагогического контроля – оценка состояния образовательного процесса в соответствии с планируемым, коррекция процесса и выстраивание индивидуальной линии физического развития каждого учащегося.

Вводный контроль

Сроки Задачи Содержание Форма Критерии
На вводном занятии Определение стартового состояния обучающегося Контроль исходной функциональной готовности Тестовые упражнения на силу, гибкость, выносливость, скорость Сравнение с нормативными требованиями

Первый год обучения

Сроки Задачи Содержание Форма Критерии
Декабрь Определение фактического состояния объекта Контрольный срез по теме Формальные Упражнения Качество выполнения
Май Определение качества выполнения программы Работа по заданию Условный спарринг Умение выполнить задание

Второй год обучения

Сроки Задачи Содержание Форма Критерии
Декабрь Определение качества выработанных навыков Контрольный срез по теме Условная ситуация Адекватная реакция
Май Определение качества и полноты освоения программы ШВиС Работы по заданиям а) свободный бой б) обустройство жизни в лесу Умение свободно действовать по обстановке

Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники достигли высоких результатов. В этом случае занятия проводятся по индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным, рассчитан на уровень определенного мастерства, поэтому в данной программе не прорабатывается.

Наши рекомендации