Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры
План
1. Сущностные черты игры.
2. Основные типы игры.
3. Основные функции игры.
Игра относится к числу основополагающих феноменов человеческого бытия. С древности она занимает важное место в жизни человека, общества и культуры. Возникая на ранних этапах человеческой истории, игра, ещё до того как религия, искусство, философия и наука начинают различать и понятийно осваивать бытийность универсума, становится одним из первичных способов созерцания, отображения и постижения человеком окружающего мира и себя самого. По мере развития культуры игра остаётся её постоянным сопровождением и приложением. Она неизменно обнаруживается в структурном пространстве культуры любого народа. Хотя каждая конкретная игра зависит от времени, особенностей миропонимания и типа культуры, в целом игра как культурный инвариант имеет свои характерные, устойчивые признаки.
Начнём с того, что игра является разновидностью человеческой деятельности, не связанной с конкретной практической пользой, свободной от житейских нужд, имеющей цель в себе самой. Игра двупланова: безусловна и условна, опирается на реальность и превозмогает её. В игровом пространстве происходит репрезентация некой идеальной модели бытия, имеющей пространственно-временную ограниченность, которая наряду с правилами, придаёт игре структурную упорядоченность и отделяет её от обыденной жизни.
Способность к игре наряду с мышлением и трудом относится к числу родовых характеристик человека. Реализация игровой природы человека осуществляется посредством создания им разнообразных игр. В основе их типологизации могут лежать самые различные параметры. Например, возрастные. Отталкиваясь от данного принципа все существующие в культуре игры можно подразделить на два типа - игры детей и взрослых.
К числу типов детских игр в педагогике и психологии принято относить: сенсорные, моторные, игру-возню, языковые игры, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и игры-состязания. Кроме того, в основу типологизации детских игр могут быть положены временные параметры, количество участников, гендерные различия и так далее.
При типологизации игр взрослых людей (социальных игр), которые являются высшими формами игрового поведения, учитывается, во-первых, их смысловая направленность, обусловленная игровыми потребностями человека. В частности, Й. Хёйзинга, в зависимости от смыслового назначения социальных игр подразделяет их на состязание (борьба за что-то) и представление (показ чего-то). Состязания и представления могут и объединяться. К примеру, в представлении изображается борьба, а в соревновании присутствует стремление показать что-то лучше других.
Во-вторых, основополагающим принципом систематизации существующих в культуре игровых моделей может стать присущее природе человека двойственное отношение к миру. Так, по мысли М. Эпштейна, с одной стороны, человек стремится к единению с миром, а с другой - к размежеванию и отличию от него. Реализация этой потребности находит отражение в создании разных по своему духу игр, именуемых автором импровизированными и организованными.
Игра имеет полифункциональный характер. К числу основных её функций, прежде всего, следует отнести: познавательную, воспитательную, коммуникативную, компенсаторную, социализирующую и рекреативную.
О познавательной функции игры в первую очередь, можно говорить в связи с периодом детства, когда игра является основным способом освоения и познания ребёнком окружающей действительности. Надо отметить, что игра сейчас достаточно активно используется в современном образовании. Применяемые в процессе обучения различные игровые методики позволяют существенно активизировать и углубить образовательный процесс.
Во взрослой жизни, когда процесс познания преимущественно уже связан с иными формами человеческой деятельности (искусством, наукой, религией, философией и так далее), игра, конечно, не имеет столь важного значения, как в период детства. Вместе с тем в жизни взрослых людей игра отнюдь не утрачивает своего познавательного характера, на что указывает тот интерес, который неизменно вызывают игры, требующие постоянного развития и накопления знаний. К подобным играм, в частности, относятся интеллектуальные состязания, различные конкурсы и викторины, а также деловые игры. Последние сейчас в форме тренинга, как уже говорилось, активно используются в сфере управления и бизнеса.
Весьма актуальными в настоящее время становятся и игры-тренинги, связанные повышением компетентности в межкультурной коммуникации. Хотя специфика этих игр может зависеть от их формата, который задаётся ориентацией на определённые целевые группы, в целом они призваны развить у участников навыки этнокультурной сензитивности, толерантности и эмпатии, позволяющие человеку успешно контактировать с представителями любой культуры, отличающейся от его собственной. Моделируемая в процессе игры реальность даёт возможность узнать и апробировать различные способы кросскультурного взаимодействия, которые впоследствии становится основанием для реального конструктивного межкультурного диалога.
Познавательная функция игры тесно связана с воспитательной, так как в игре человек приходит к самопознанию, к выработке исключительно человеческих качеств.
Являясь формой социального взаимодействия, игра выполняет коммуникативную функцию, связанную с установлением и поддерживанием взаимоотношений между людьми. Компенсаторная функция игры связана с тем, что происходящее в игровом мире позволяет пережить, но в ином виде, ситуации и события, которые человек не может осуществить в обычной жизни, и, следовательно, помогает справиться с повседневными тревогами и проблемами. В игре человек выходит за пределы, отведённые ему природой и социумом, и преодолевает необходимость объективных условий своего бытия.
Для жизни человека игра имеет ещё незаменимое значение как сокращённое и обобщённое выражение социальных отношений. Она служит одним из средств первичной социализации, поскольку в детских играх воспроизводятся ситуации будущей взрослой жизни, копируются действия взрослых и отношения между ними. В игре же происходит освоение трудовых навыков и формируется ценностное отношение к труду. В игре у ребёнка формируются собственно человеческие формы жизни, в которых сливаются воедино язык, телесное поведение, ментальные и гендерные установки. Таким образом, игра способствует, как уже отмечалось ранее, подготовке и включению нового поколения в человеческое сообщество.
В дальнейшем игра так же помогает приобретению социального опыта, поскольку содействует процессу усвоения актуализированной части культурного наследия и приобщению индивида к условиям социальной жизни. Примером тому могут служить различные праздники и связанные с ними национальные традиции. В связи с этим можно отметить и рекреативную функцию игры, связанную с досуговой деятельностью человека, которая не просто заполняют свободное время людей, но и являются способом освоения, закрепления, и передачи социокультурного опыта.
Вопросы для самоконтроля
- Почему Й. Хёйзинга рассматривает игру как основу культуры?
- Почему игра рассматривается как свободная деятельность?
- В чём заключается двуплановость игры?
- В чём заключается специфика пространственно-временной ограниченности игры?
- В чём заключаются отличия между регулирующими и конституирующими правилами игры?
- Какие параметры могут быть положены в основу типологизации детских игр?
- На основе каких принципов строится типологизация игр взрослых или социальных игр?
- Назовите и охарактеризуйте основные функции игры.