Тема 1. Игра как предмет исследования

План

1.Исследование игры в точных и естественных науках.

2.Анализ различных аспектов игровой деятельности в психологии, педагогике, социологии, этнологии.

3.Проблема игры в философии и культурологии.

Систематическое изучение игры начинается с XIX века. Именно с этого времени феномен игрового входит в предметное поле многих наук. О том, что тема игры не потеряла своей актуальности и сейчас свидетельствует тот факт, что интерес к игре неизменно обнаруживается в различных областях научного знания: точного, естественного и гуманитарного. В зависимости от специфики данных наук определяется и интенциональность их исследований. Так, например, в математике возникает особый раздел, получивший название «теория игр», связанный с разработкой наиболее выигрышных, оптимальных стратегий при решении определённых задач.

В биологии, и в частности в зоопсихологии, акцент делается на изучении игрового поведения животных. Несмотря на разницу подходов, общим положением биологических концепций игры является мысль о том, что в живой природе игра появляется лишь на высшем этапе её развития.

В психологии тема игры, прежде всего, разрабатывается в связи с исследованием проблемы детства. Существенное влияние на понимание природы детской игры оказали идеи З.Фрейда. В период детства, как полагает Фрейд, игра, прежде всего, выполняет терапевтическую функцию, помогая ребёнку преодолеть различные травмирующие его психику ситуации. Взгляды Фрейда на природу и сущность детской игры, в той или иной степени, оказали влияние на многих западных психологов (К. Бюллер, Ж. Пиаже, К. Коффка, К. Левин и другие) и в настоящее время получили широкое распространение на практике в виде диагностической методики и терапевтического средства.

В рамках отечественной традиции, начиная с трудов К.Д. Ушинского и А.И. Сикорского, детская игра, прежде всего, мыслится как одна из основных форм культуры, посредством которых осуществляется духовное развитие ребёнка. В работах многих российских учёных (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона и так далее) показывается, сколь важное, место принадлежит детской игре в формировании индивидуальных, социальных, ментальных и гендерных качеств личности.

Надо отметить, что интерес к игре в психологии (как отечественной, так и зарубежной) отнюдь не ограничивается только проблемами детской игры. Игра рассматривается как социокультурный феномен, оказывающий существенное влияние на процесс коммуникации, способствующий преодолению социальных и личностных конфликтов и являющийся способом удовлетворения потребности в структурировании времени (Э. Берн, Я.Л. Морено, Э. Барц, Э.В. Соколов, Е.В. Андриенко, Е.Л. Доценко и другие).

В социологии тема игры получает развитие в контексте проблемы социальной роли, которая, начиная с 30-х годов ХХ века, отличается многообразием общих подходов и интерпретаций. Так, указанная проблема является актуальной для социальных психологов (Г. М. Андреева, Т. Шибутани, Д.А. Леонтьев, Я.Л. Коломенский, Е.В. Руденский и другие), социологов и социальных педагогов (Т. Парсонс, И.С. Кон, Л.П. Балуева, А.В. Мудрик, У. Бронфенбреннер и другие).

Помимо выше названных областей научного знания феномен игры, начиная с XIX века, достаточно активно изучается фольклористикой и этнографией. Спектр исследований здесь достаточно широк: игровые начала праздничной культуры, игровые элементы в словесном творчестве и мифотворчестве, типологизация, атрибутика и символика игр, влияние социального, возрастного или гендерного факторов на формировании различных игровых моделей и так далее.

Если говорить о культурфилософской рефлексии относительно феномена игры, то её основы были заложены ещё во времена античности Платном и Аристотелем. Систематическое же изучение игры и форм игрового поведения, как уже говорилось выше, начинается только с XIX века. Существенное влияние на разработку данной темы оказали идеи И.Канта, Ф Шиллера, Ф. Ницше, Г. Спенсера и так далее.

В ХХ веке разработка культурфилософской и культурологической проблематики теории игры была продолжена Й. Хёйзингой, Х.-Г. Гадамером, Э. Финком, Х. Ортегой-и-Гассетом, М. Бахтиным и так далее.

Надо заметить, что в настоящее время обращение к игре наблюдается отнюдь не только в области теоретических исследований. Весьма актуальным сейчас становится и использование игровых стратегий и методов на практическом уровне. Примером чего являются игры-тренниги, которые применяются во многих сферах человеческой деятельности (в бизнесе, в работе психологов, в межкультурной коммуникации и так далее); ролевые игры в образовании; интерактивные игровые технологии в музейном деле и различных формах досуга.

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда начинается систематическое же изучение игры и форм игрового поведения?
  2. Какие основные подходы к объяснению игрового поведения животных складываются в зоопсихологии?
  3. Какие основные подходы к осмыслению феномена игры складываются в психологии?
  4. В каких работах Платона и Аристотеля затрагивается проблема игры?
  5. Кто из философов Нового времени обращался к проблеме игры?
  6. В чём разница в подходах Й. Хёйзинги и Э. Финка при объяснении сущности игры?
  7. В каких направлениях философии ХХ века присутствует игровая проблематика?
  8. Кто из российских авторов обращался в своих трудах к проблеме игрового?

Наши рекомендации