Д. Восприятие себя ребенком
Каждая фраза жизни приносит с собой не только свои собственные специфичные проблемы, но и свои собственные специфичные ресурсы. Так, маленький ребенок наверняка будет в значительной степени обладать такими качествами, как спонтанность и игривость. Между тем, полный жизни восьмидесятилетний старик скорее всего будет иметь хороший контакт с таким ресурсом, как получение удовольствия от общения с высот своего жизненного опыта.
1. Попросите клиента мысленно представить себя
ребенком
«Постарайся мысленно увидеть себя, когда тебе было два года (или четыре года, или десять лет)».
2. Попросите клиента «ассоциироваться с собой —
ребенком»
«Войди в это представление и снова стань ребенком».
Обратите внимание на следующее: если, будучи ребенком, клиент имел травмирующий опыт, существует возможность, что он вновь испытает сильные отрицательные эмоции.
3. Отыщите ресурсы
«Спросите себя: Что я думаю/чувствую/делаю в данный момент, ощущая себя ребенком, что я мог бы успешно использовать, будучи взрослым?»
4. Переведите ресурс на проблемную ситуацию
«Спроси себя: Как этот способ думать/чувствовать/
действовать мог бы помочь мне в проблемной ситуации?»
Е. Восприятие себя взрослым
Восприятие себя полным жизни восьмидесяти- или девяностолетним стариком само по себе является важным ресурсом, если это восприятие является четкой целью по отношению к процессу взросления и старения и соответствующему этому состоянию образу жизни. Восприятие себя человеком более старшего возраста может также помочь нам в нахождении специфичных ресурсов.
1. Попросите клиента мысленно представить себя
человеком пожилого возраста
«До какого возраста ты хочешь дожить (при условии, чтоне утратишь интереса к жизни)?»
2. Попросите клиента «ассоциироваться с собой —
пожилым человеком»
«Представь себя пожилым человеком и постарайся оглянуться на свое прошлое».
3. Пусть клиент попросит совета у себя, человека
пожилого возраста
«Там, в далеком прошлом, ты видишь себя сегодняшнего (в том возрасте, в котором ты сейчас находишься) со своими сегодняшними проблемами. Что бы ты посоветовал этому человеку? »
4. Начните диалог
«Как ты сегодняшний относишься к этому совету?» Попробуй вести диалог между собой в пожилом возрасте и собой сегодняшним.
Таким способом можно также помочь клиенту использовать ресурсы из прошлых или будущих воплощений (предыдущих или последующих жизней). Необходимо отметить, что этот метод подходит только тем людям, чье вероисповедание допускает подобные опыты.
Ж. Рамка «как будто»
Данная техника является родственной предыдущей и заключается в том, что человек оглядывается на себя нынешнего из своего будущего. Эту технику часто называют «рамкой как будто». Ее суть состоит в том, что человек перемещается вперед во времени до того момента, когда он успешно разрешил проблему, и затем прослеживает, как ему удалось это сделать. В гипо-терапии Эриксона этот процесс называется «псевдоориентацией во времени».
1. Перемещение в будущее
«Переместись во времени к тому моменту, когда ты разрешил проблему». Внимание: данная техника предполагает, что проблема будет разрешена в будущем. Если клиент не способен принять это предположение, эта техника ему не подходит.
2. Восприятие будущего и ассоциирование с опреде
ленной ситуацией
«Постарайся представить и почувствовать свое состояние в определенный момент в будущем: все, что ты видишь, слышишь и чувствуешь».
3. Взгляд на проблему из будущего
«Мысленно вернись в 19... (год), когда у тебя еще была эта проблема.
Подумай, что еще ты можешь вспомнить об этой проблеме».
4. Взгляд на ресурс из будущего
«Тогда у тебя еще была проблема, а сейчас ее больше нет.
Подумай, что именно ты сделал для того, чтобы ее разрешить».
5. Возвращение к сегодняшнему дню
«Возвращаясь к сегодняшнему дню, постарайся за
хватить с собой этот ресурс.
Теперь загляни из сегодняшнего дня в будущее и подумай, как ты собираешься его использовать». Некоторым людям требуется изменение сознания (транс, расслабление) для того, чтобы успешно применять данную технику.
3. Выдуманные ресурсы
Иногда мы излишне — и бессознательно — ограничиваем свое пространство поиска, отдавая предпочтение исключительно реалистичным или реальным переживаниям. В этой связи возникает необходимость стимулирования фантазии клиента.
1. Формулирование воображаемого ресурса
«Какое переживание могло бы способствовать тому, чтобы это не было проблемой? Постарайся основательно пофантазировать ».
2. Поиск реального воспоминания
«Хорошо, этого не было на самом деле. Тогда попробуй вспомнить о том, что произошло на самом деле и было похоже на нынешнюю ситуацию».
3. Превращение фантазии в «реальность»
Установите, что представляют собой субмодальности
реального воспоминания.
Изменяйте субмодальности выдуманного воспоминания до тех пор, пока они не совпадут с субмодальностями реального воспоминания.
4. Использование ресурсов
«Почувствуй, как изменилось твое отношение к прежней проблемной ситуации».
Эффективность данного метода может быть увеличена, если клиент будет извлекать выдуманные воспоминания-ресурсы из различных фаз своей жизни, как будто эти переживания на самом деле имели место. Если ему это удастся, необходимо помочь ему перенести этот опыт на проблемную ситуацию.
И. Метафоры
Рассказывание историй и анекдотов (метафор) может оказать помощь в поиске ресурсов. Когда клиент находится в состоянии поиска — поиска посредством восприятия проблемы — возможность использования в качестве ресурса ассоциаций, вызванных метафорами, значительно повышается, особенно в том случае, если метафоры в полной мере соответствуют восприятию проблемы.
1. Создание метафорического контекста
Выберите время, место и действующее лицо рассказа
(сказки, описания случая, анекдота, пересказа фильма, книги и т.п.).
2. Определение сути проблемы
Опишите, какую проблему имеет действующее лицо. Позаботьтесь о том, чтобы эта проблема имела точки со-, прикосновения с проблемой клиент.
3. Описание неспецифичных ресурсов
Расскажите, каким образом действующему лицу удалось достичь такого состояния сознания, в котором он сумел найти наилучший способ разрешения проблемы (расслабление, творчество, транс и т.п.).
4. Описание специфичных ресурсов
Опишите, как действующему лицу удалось найти и использовать специфичные ресурсы.