Подбор племенных пар и вязка

Большинство владельцев, планирующих заниматься разведением йоркширских терьеров, вступают в клубы, специализирующиеся на этой породе, что весьма разумно, так как в клубе опытные кинологи всегда помогут вам советом и делом.

Нет основания не верить старинной мудрости о том, что процветание племенной деятельности любого питомника (клуба) основано на суках, хотя племенное значение кобеля для породы чрезвычайно важно, ибо за свою жизнь он может иметь значительно больше потомков, нежели сука.

Понятно, что племенные животные не должны иметь серьезных наследственных дефектов. Дефекты, приобретенные в результате перенесенных заболеваний, конечно, не наследуются, но у таких животных часто возникает бесплодие или снижение плодовитости. Нередко они приносят ослабленное потомство, так как сами не обладают полноценным здоровьем.

В идеале племенные кобель и сука йоркширского терьера должны быть совершенством своей породы: иметь прекрасную шелковую шерсть, густую и длинную темно голубого с золотом окраса; обладать великолепным корпусом, правильным строением конечностей, высоко посаженным хвостом и очень красивой породной головой, горделиво сидящей на элегантной шее. Характер и темперамент йорка должны быть безупречны, движения — свободные и скоординированные.

В практике разведения такие особи встречаются далеко не всегда, поэтому лучше, если у прекрасной во всех отношениях суки будет один заметный недостаток, чем если она будет средним экземпляром, так как значительно легче правильным подбором устранить один недостаток, чем пытаться ввести в поголовье сразу множество хороших качеств.

Целью разведения животных должно быть прежде всего улучшение поголовья. К сожалению, принцип подбора кобелей среди начинающих заводчиков йоркшир-терьеров зачастую сводится к аргументации, весьма далекой от профессионализма. Их внимание прежде всего привлекают импортные кобели, очень мелкие особи, кобели, живущие по соседству, или те, чьи владельцы дешево берут за вязку. Многие ориентируются только на громкие титулы и родословные.

Два последних фактора на первый взгляд кажутся положительными, но каковы бывают досада и разочарование такого заводчика, зачастую не получившего щенков ожидаемого качества и готового во всем обвинять производителя. Но за качество потомства отвечает заводчик, именно поэтому его имя называют наряду с именем владельца чемпиона.

Наибольшую ценность кобеля определяет не столько количество САС и CACIB, сколько число выдающихся элитных предков и качество его собственного потомства.

Не стоит думать, что мелкие кобели всегда дают мелких потомков. Подобная селекция ведет не к миниатюризации породы, а лишь к появлению потомства с признаками нанизма и всеми сопутствующими дефектами. Опытные заводчики отбирают в разведение сук весом 2–3 кг.

Использование более мелких особей чревато осложнениями в родах, кесаревым сечением и вырождением потомства. Йоркширихи — прекрасные мамы и щенятся самостоятельно, но для благополучных родов предпочтительны особи с широкой мускулистой спиной, поясницей и крупом.

У сук с узким неразвитым тазом и скошенным крупом чаще возникают проблемы в родах. Подбор племенной пары — это одновременно наука, практический опыт, интуиция, везение, трудолюбие, терпение и здоровый оптимизм.

Для тех у кого небольшой питомник вполне подойдет достаточно простая система карточек, в которых отмечают основные, необходимые характеристики собак. Прописными буквами лучший вариант, строчными недостатки (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение собак

Крупные питомники и клубы используют компьютерные системы.

Подсчитав количество двойных прописных букв для каждой из собак, не трудно увидеть, что данная сука имеет отличный характер, размер, длинную шелковую шерсть, недостаточно классного окраса, хорошие глаза, зубы, грудь, конечности и легкое щенение.

Кобель «А» имеет отличный характер, правильное пропорциональное сложение с хорошими движениями, у него отличная шерсть, нет дефектов по зубам и он происходит от матери, которая легко рожала. Кобель «В» имеет отличную шерсть и окрас, форму головы, постав хвоста, но уступает в строении задних ног и качеством движения. Сравнение указывает в пользу кобеля «А» для данной суки.

Немного генетики

Все живое состоит из клеток, и зарождение новой жизни также начинается с одной клетки — оплодотворенного яйца. Организация клетки внешне очень проста. Она содержит ядро, состоящее из хромосом — особых нитевидных образований, веществами которых являются нуклеиновые кислоты и белки. Ядро погружено в цитоплазму клетки, где в сложной структурной и биохимической системе совершаются биологические синтезы и энергетические процессы. Тело клетки покрыто оболочкой. В ядре хранится наследственная информация не только о свойствах и признаках данной клетки, но и об особенностях организма в целом. Главное значение хромосом в том, что они являются носителями генов, под контролем которых находятся все признаки организма.

Число, размер и форма хромосом строго индивидуальны для каждого биологического вида (кариотип). Так в ядрах клеток человека их — 46, шимпанзе — 48, крысы — 42, мыши — 40, собаки — 78 и т. д.

Тот факт, что все числа четные, не случаен, так как хромосомы в клетках представлены парами. Таким образом, у собаки 39 пар хромосом. Каждый ген располагается в строго определенном месте (локусе) своей хромосомы. Большинство генов имеет несколько различных форм, называемых аллеломорфами или аллелями. Аллели занимают одинаковое положение в хромосомах данной пары и участвуют в одних и тех же процессах. Например, один из генов, контролирующих окрас шерсти у ньюфаундленда, представлен двумя аллелями, из которых один определяет черный окрас, другой — коричневый. У организма парные гены могут быть одинаковыми или различными. Когда они одинаковые, организм является гомозиготным по данному гену, или просто гомозиготой, если разные — организм гетерозиготен.

В организме взрослых животных существует два типа клеток: соматические — клетки тела, и зародышевые, иначе — половые клетки, или гаметы. Именно в соматических клетках хромосомы представлены парами, т. е. имеют так называемый диплоидный (2п) набор. Гаметы несут только по одной из парных хромосом, такой набор называется гаплоидным (п). При оплодотворении происходит слияние гамет, в результате чего образуется диплоидная зигота. Половину набора хромосом зигота получает от матери (через яйцеклетку), вторую половину — от отца (через сперматозоид). Размножение составляет одну из главных сторон жизни, благодаря чему осуществляется преемственность между родительскими особями и потомством.

В основе всех форм размножения лежит клеточное деление. Точно так же путем деления происходит развитие зародыша из зиготы. Процесс деления клеток называется митозом.

Все клетки, образовавшиеся друг от друга путем митоза, содержат одинаковый набор хромосом, а вместе с ними и генов, какой имела исходная клетка. Следовательно, митоз обеспечивает точную передачу всей наследственной информации в ряду поколений.

Путем деления клеток и сложных преобразований, называемых органогенезом, зигота превращается в плод, который в определенное время появляется на свет. В каждой клетке нового организма, например, щенка йоркширского терьера, присутствуют те же гены, которые были «заложены» в гаметах, образовавших зиготу. Однако, не все гены находятся в активном состоянии. Так гены, определяющие цвет шерсти, не функционируют в клетках сердца, а гены, определяющие форму глаз, не работают в печени и т. д.

По мере роста и созревания наш новый организм начинает в свою очередь продуцировать половые клетки (гаметы). При образовании гамет в яичниках самок и в семенниках самцов, то есть в половых железах, происходит особый вид деления, называемый мейозом, или редукционным делением. В результате мейоза из одной исходной диплоидной клетки образуются четыре гаплоидных. У самцов все четыре гаплоидные клетки превращаются в сперматозоиды, а у самок сильно разрастается только одна, в которой откладывается запас питательных веществ для будущего зародыша, и она превращается в яйцеклетку, другие три гаплоидные клетки дегенерируют. Какая из четырех клеток превратится в яйцеклетку — дело случая. В процессе мейоза происходит обмен гомологичными участками между парными хромосомами (кроссинговер).

Каждая гамета несет одну из парных хромосом, в которой перетасованы гены бабушек и дедушек.

В совокупности митоз и мейоз обеспечивают непрерывность жизни, однако, если митоз обеспечивает стабильность, то мейоз является неограниченным источником генетической изменчивости, что обусловлено в первую очередь возникновением новых сочетаний аллелей в результате кроссинговера, затем случайным распределением гомологичных хромосом при образовании половых клеток, и наконец, случайной встречей мужской и женской гамет при оплодотворении. Такая изменчивость не порождает кардинальных изменений в генотипе, последние возникают в результате мутаций.

Едва ли существуют в организме признаки, которые не контролируются генами. В гаметах нет готовых миниатюрных органов, в них заложена генетическая информация, обусловливающая возможность развития определенных признаков и свойств будущего организма. Каждый ген определяет последовательность аминокислот в первичной структуре определенного белка. На самом деле в живом организме все значительно сложнее, и наряду с классической формулой «один ген — один признак» в природе запрограммированы и другие возможности: «один ген — несколько признаков» и наоборот, несколько генов могут определять один специфический признак.

Гены оказывают влияние как на самые основные жизненные процессы, так и на их внешние проявления. Они действуют на каждой стадии развития организма и в течение всей жизни. В целом фенотип животного (совокупность всех свойств организма) формируется в результате взаимодействия генотипа (совокупность всех генов организма) с окружающей средой. Те из них, кто лучше приспособлен к условиям жизни, преуспевают, другие погибают или не оставляют после себя потомства. Среда никогда не может вывести фенотип за пределы детерминированные генотипом, но в природе преуспевание одних и гибель других ведет к изменениям частот аллелей и генотипов. В практике разведения основная ответственность ложится на плечи селекционеров-заводчиков.

Грамотный кинолог может найти способ исключить или значительно снизить нежелательные изменения в генотипе породы, или наоборот, закрепить желаемые признаки.

Основоположником современной генетики принято считать выдающегося ученого XIX века Г. Менделя. Основой для формирования законов наследственности Менделю послужили опыты по скрещиванию различных сортов гороха, но эти же законы полностью применимы по отношению ко всему животному миру, в том числе и к собакам. Известно, что у собаки 78 хромосом, которые содержат тысячи генов, предающихся из поколения в поколение в неизменном виде (мы не касаемся здесь вопроса о мутациях). Совокупность всех наследственных факторов (генов) в диплоидном наборе хромосом называется генотипом. Однако, этот термин используют в более узком смысле для обозначения тех генов, наследование которых является предметом изучения.

Все гены одной хромосомы образуют группу сцепления и при образовании половых клеток попадают в одну гамету, то есть наследуются вместе. В процессе оплодотворения партнерные гены (отвечающие за один и тот же признак аллельные гены) объединяются в зиготе и новый организм начинает жизнь, имея двойной набор генов — один, полученный от матери, другой — от отца.

Разведенцам в первую очередь нужно знать о генах, носителях признаков, имеющих доминантно-рецессивные отношения. Доминантным называется ген, который в гетерозиготном состоянии подавляет действие своего рецессивного аллеля.

Мендель достиг успеха благодаря совершенно по тем временам новому, разработанному им гибридологическому методу: во-первых, он не учитывал весь многообразный комплекс признаков у родителей, а анализировал наследование по отдельным альтернативным признакам, во-вторых, проводил строгий количественный учет наследования каждого альтернативного признака и в-третьих, он исследовал не только первое поколение, но и характер наследования у гибридов второго поколения.

Наследственные факторы, согласно современной терминологии — гены, Мендель предложил обозначать буквами латинского алфавита, причем доминантный аллель — прописной, а рецессивный — строчной. Скрещивание, в котором родительские особи анализируются по одной альтернативной паре признаков, называются моногибридными, по двум — дигибридными, далее — тригибридными, по многим альтернативным парам — полигибридными.

Мутации

Одним из самых замечательных свойств генов является их стабильность, они передаются от одной клетки к другой из поколения в поколение, оставаясь неизменными. Так что вполне может быть, что ген, обусловивший форму вашего носа, дошел до вас в неизменном виде от предка, жившего сотни лет назад. Однако эта неизменность генов не абсолютна.

Внезапное наследственное изменение, не обусловленное перекомбинацией генов, называется мутацией. Мутации могут возникать спонтанно, но могут возникать под действием различных физических, химических и других факторов среды. Частота спонтанного мутирования у каждого вида генетически обусловлена и поддерживается на определенном уровне. Мутантный ген столь же стабилен, как и исходный. Он передается от клетки к клетке, из поколения в поколение, пока случайно вновь не изменится в процессе другой мутации.

Доминантные мутации проявляются в первом поколении, рецессивные могут скрытно наследоваться в ряду поколений, пока в результате случайного скрещивания не попадут в одну зиготу.

Мутации бывают вредными, нейтральными и полезными. Но большая часть их оказывается вредной по той причине, что для развития и нормального функционирования организма необходимо слаженное взаимодействие многих генов. Мутация даже одного гена может спровоцировать нарушение определенных биохимических процессов, что в свою очередь влечет развитие аномалий.

Мутации могут происходить где угодно и когда угодно, абсолютно случайно, не делая различий между породистыми животными и дворнягами. Естественно, что мутацию доминантного гена, породившего аномалию, искоренить достаточно легко, если только человек сознательно не сохраняет данный тип в своих целях (например, ахондроплазийные животные). Сложнее, когда имеет место неполное доминирование.

Большая часть аномалий возникает как рецессивная и скрыта от заводчика. Дилетанту кажется, что легко с помощью отсева таких гомозиготных рецессивных особей избавиться от аномалии. Однако, в практике собаководства известно много случаев, когда выдающаяся особь, носитель аномальной рецессивной мутации, будучи широко используемой в разведении, распространяет аномалию на очень большую группу классных потомков. Катастрофа проявляется через два и более поколений.

Другой причиной увеличения числа аномалий в породе является погоня за экстремальными типами; у йоркширских терьеров, например, стремление получить супермини экземпляры. И совсем ужасно, когда в разведении используют собак с врожденной аномалией, исправленной хирургически. Врач, конечно, облегчит страдания самого животного, но гены, породившие патологию, никуда не исчезнут. Даже если дефект мало значителен, в последующих поколениях он может проявиться в более тяжелой форме. К тому времени, когда это обнаружится, уже невозможно будет что-либо исправить. Поэтому, советует X. Хармер, прежде, чем заняться разведением собак, будущий заводчик обязан узнать как можно больше о выбранной породе, о наиболее часто встречающихся в ней недостатках, о лучших и худших предках племенных собак, с которыми он собирается вести разведение. Вот почему так важна роль родословных. «Собаководы должны все время помнить, что они только временные опекуны породы» (X. Хармер).

Наши рекомендации