Производительные процессы
Собственно производительная активность. Цель - производительная, мотив -
производительный. Это значит, что производительный, созидательный характер цели находит свое естественное продолжение в мотиве, направленном на дальнейшее развитие и социальное использование продукта. Сюда относятся любые проявления созидательной активности с чистой заинтересованностью субъекта в ее собственном существовании и развитии. Именно этот тип воплощает в себе характеристики свободного, творческого, бескорыстного труда. К.Маркс отмечал: “Человек производит даже будучи свободен от физической потребности; и в истинном смысле он только тогда и производит, когда свободен от нее” (20,с.93).
Именно такого рода активность имеет ввиду А.Маслоу, описывая жизнедеятельность, совершаемую по принципу “роста”, и Э.Фромм, имея ввиду способ существования по принципу “бытия”. Вот как он описывает характерные черты представителей этого типа в сфере обучения, познания: “Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. У них возникают новые вопросы, рождаются новые идеи и перспективы” (43,с.36)... “Люди, читающие по принципу бытия, ... могут полностью понять содержание книги, а иногда даже глубже, чем это способен сделать сам автор, которому кажется важным все, им написанное” (43,с.44).
В этом типе активности мотив совпадает с целью в его созидательной направленности. При расхождении мотива с целью возникает принципиально иной вид деятельности.
Производительное потребление. Цель - производительная, мотив - потребительный. Это потребление через производство, производство ради потребления. Сюда относятся все виды наемного и принудительного труда, производства на продажу, на рынок, труда ради насущных и, часто, избыточных потребностей. В этой активности самые различные потребительные мотивы - от стремления избежать угрозы своему существованию или удовлетворить чувство голода, до стремлений достижения богатства, престижа и власти, могут растворяться в непосредственном производительном процессе, выполняя в нем управляющую роль и придавая всему процессу соответствующую окраску. К.Маркс определял это так: “Производство как непосредственно идентичное с потреблением, потребление как непосредственно совпадающее с производством они [классики политэкономии ] называют производительным потреблением” (20,с.26). И хотя Маркс вслед за классиками предшествовавшей политэкономии относит это в первую очередь к самому трудовому процессу, то же, повидимому, характеризует и субъекта труда, как во внешних поведенческих, так и во внутренних психологических проявлениях. Совпадение в данном случае воплощается в доминировании потребительного мотива, так как мотив всегда властвует над целью.
Это хорошо иллюстрирует Э.Фромм, описывая характерные проявления лиц с доминирующими мотивами потребительного типа, в их отношении к обучению и познанию: “Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл, и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор... Содержание лекции не становится, однако, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее.. Им не приходится создавать или придумывать что-то новое, напротив, индивидуумам такого типа свежие мысли или идеи относительно какого-либо предмета внушают немалое беспокойство...”. (43,с.35-36).
Нужно отметить, что принцип обладания как способ существования по Э.Фромму принципиально сходен с дефицитарным принципом жизнедеятельности по А.Маслоу и одновременно - с потребительным принципом жизнесуществования и деятельности. В двух случаях, разбираемых Э.Фроммом цель одна и та же - получение знаний, мотивы разные - в первом случае бытие, во втором случае - обладание. Это принципиально созвучно производительной и потребительной мотивации, в данном случае, как основанию познавательного процесса.
Вообще, производительное потребление, где потребительный мотив внутренне включен в сам процесс работы, является исторически сложившейся к настоящему времени товарной, рыночно ориентированной формой массового производства. Субъект труда в этой ситуации создает свой продукт изначально для обмена на предмет мотива, и этот предмет представлен для субъекта уже в его рабочем предмете, будущем продукте. Предмет труда в этом случае раздваивается для субъекта. Сам он при этом выступает как производитель относительно предмета по цели и одновременно - как потребитель, в предмете по мотиву. Эта двойственность накладывает характерный отпечаток на весь процесс создания продукта субъектом труда, заставляя его соизмерять необходимые для этого действия с параметрами предмета по мотиву. Эти параметры, как известно, зависят от социальной среды, для использования в которой предназначается создаваемый продукт. В одних случаях это может вызывать халатное отношение или даже саботаж, в других - чрезмерное усердие. В обоих случаях это не является созидательным моментом. Двойственное отношение субъекта к предмету труда естественным образом распространяется для него на социальную сферу, порождая “товарные социальные отношения”, в которых другой человек рассматривается в первую очередь как собственник, продавец или покупатель товара, в соответствии, с чем с ним строятся конкретные отношения, часто далекие от этических норм (21).