Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)

Первое полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков.Обоб­щение знаний учащихся о последовательности процесса умыва­ния в имитационных упражнениях, беседах и практических дей­ствиях: умывание, использование бумажного полотенца (отрыва­ние, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину).

Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены (различные виды мыла и полотенец).

Упражнения в открывании и закрывании кранов по словес­ной просьбе учителя с использованием специального тренажера, снабженного разными по форме и способу открывания кранами. «Проговаривание» последовательности действий по пиктограм­мам. Обучение детей сопряженному проговариванию собствен­ных действий (Я возьму мыло, буду мыть руки, вытру руки, за­крою кран и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Альтерна­тивное чтение».)

Уход за жилищем. Знакомство учащихся или уточнение их представлений о предметах ухода за чистотой жилища (веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства). Работа с иллю­стративным материалом: выбор изображений предметов на кар­тинках и пиктограммах.

Сюжетно-дидактические игры по отработке алгоритма поку­пок предметов гигиены и предметов ухода за жильем: игра «Хо­зяйственный магазин».

Дидактические упражнения, в которых учащимся по заданию учителя необходимо выбрать предметы или найти их на картин­ках (Будем вытирать пыль. Найди чем.). (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Развитие речи и окру­жающий мир».)

Практические действия по применению уборочного инвента­ря (Вытри доску. Протри пыль на подоконниках.). Упражнения с картинками, на которых изображены чистая и грязная комната. Элементарные беседы с учащимися о том, чем различаются чи­стое и грязное помещения, почему так важно содержать жилище и класс в чистоте. (Войти в класс до влажной уборки, затем войти после влажной уборки и проветривания.)

Питание.Практические упражнения и жестово-образные иг­ры, уточняющие алгоритм поведения учащихся во время еды. Отработка действий во время еды с использованием картинного плана и пиктограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Аль­тернативное чтение».)

Безопасность в доме и на улице.Практические действия и жестово-образные игры, уточняющие алгоритм действий уча­щихся при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала открывать кран схо­лодной водой, затем постепенно (медленно) с горячей водой). Обучение учащихся по цвету кнопок на кране определять, в ка­ком из них холодная вода, а в каком горячая (красный цвет — го­рячая вода, синий — холодная).

Игры и игровые упражнения на определение транспортных средств, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жиз­ни, с последующим выделением наиболее значимых для обуче­ния правилам дорожного движения ситуаций и объектов (показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, взрослых, держащих за руку детей при переходе улицы). (Инте­грация с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Игровые и речевые образные действия по усвоению элемен­тарных правил поведения на улице, на дороге, в процессе сюжет­ных подвижных игр («Машины на дороге», «Красный, зеленый свет» и т. п.) с использованием отдельных элементов игры «Азбука дорожного движения» (рули, светофор, знаки дорожного движения).

Второе полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков.Уход за волосами. Определение, называние или нахождение на картин­ках предметов ухода за волосами (расческа, массажная щетка). Практические занятия по усвоению навыка самостоятельного ухода за волосами. Составление по пиктограммам последова­тельности действий при расчесывании или рассказ о ней. Обуче­ние учеников практическим действиям: завязывать «хвост», де­лить волосы пробором. Упражнения в выборе моющих средств для мытья рук и головы.

Уход за жилищем.Практические действия по использова­нию уборочного инвентаря (вытереть доску, протереть пыль на подоконниках, подмести пол). Составление последовательности действий по пиктограммам или речевое сопровождение своих действий (беру тряпку, иду в ванную комнату, открываю кран, намочил тряпку, отжал тряпку, закрыл кран, вытер пыль на столе и т. д.). (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружа­ющий мир».)

Питание.Формирование правильного поведения учащихся во время еды. Обучение учащихся последовательности приема пищи (алгоритм отрабатывается по пиктограммам): ложкой бе­рем столько еды, сколько можем сразу поместить в рот, едим ак­куратно, жуем пищу медленно. Обучение способам пользования салфеткой во время еды и после приема пищи.

Безопасность в доме и на улице.Формирование умений учащихся открывать и закрывать двери в комнаты, подсобные помещения. Практические действия по обучению правильному пользованию простейшими замками.

Проигрывание ситуации «В дверь позвонил незнакомый че­ловек». (Сначала учащиеся проигрывают ситуацию в сюжетно-ролевой игре, затем определяют последовательность действий при помощи пиктограмм.) (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение».)

Обучение учащихся определять и узнавать пожароопасные предметы и средства пожаротушения. Игры по ознакомлению со способами информации о пожаре, с трудом пожарных, с запреща­ющими знаками пожарной безопасности. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Математи­ческие представления и конструирование».)

Наши рекомендации