Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)
Первое полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Обобщение знаний учащихся о последовательности процесса умывания в имитационных упражнениях, беседах и практических действиях: умывание, использование бумажного полотенца (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину).
Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены (различные виды мыла и полотенец).
Упражнения в открывании и закрывании кранов по словесной просьбе учителя с использованием специального тренажера, снабженного разными по форме и способу открывания кранами. «Проговаривание» последовательности действий по пиктограммам. Обучение детей сопряженному проговариванию собственных действий (Я возьму мыло, буду мыть руки, вытру руки, закрою кран и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Уход за жилищем. Знакомство учащихся или уточнение их представлений о предметах ухода за чистотой жилища (веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства). Работа с иллюстративным материалом: выбор изображений предметов на картинках и пиктограммах.
Сюжетно-дидактические игры по отработке алгоритма покупок предметов гигиены и предметов ухода за жильем: игра «Хозяйственный магазин».
Дидактические упражнения, в которых учащимся по заданию учителя необходимо выбрать предметы или найти их на картинках (Будем вытирать пыль. Найди чем.). (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Развитие речи и окружающий мир».)
Практические действия по применению уборочного инвентаря (Вытри доску. Протри пыль на подоконниках.). Упражнения с картинками, на которых изображены чистая и грязная комната. Элементарные беседы с учащимися о том, чем различаются чистое и грязное помещения, почему так важно содержать жилище и класс в чистоте. (Войти в класс до влажной уборки, затем войти после влажной уборки и проветривания.)
Питание.Практические упражнения и жестово-образные игры, уточняющие алгоритм поведения учащихся во время еды. Отработка действий во время еды с использованием картинного плана и пиктограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Безопасность в доме и на улице.Практические действия и жестово-образные игры, уточняющие алгоритм действий учащихся при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала открывать кран схолодной водой, затем постепенно (медленно) с горячей водой). Обучение учащихся по цвету кнопок на кране определять, в каком из них холодная вода, а в каком горячая (красный цвет — горячая вода, синий — холодная).
Игры и игровые упражнения на определение транспортных средств, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни, с последующим выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения ситуаций и объектов (показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, взрослых, держащих за руку детей при переходе улицы). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр («Машины на дороге», «Красный, зеленый свет» и т. п.) с использованием отдельных элементов игры «Азбука дорожного движения» (рули, светофор, знаки дорожного движения).
Второе полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Уход за волосами. Определение, называние или нахождение на картинках предметов ухода за волосами (расческа, массажная щетка). Практические занятия по усвоению навыка самостоятельного ухода за волосами. Составление по пиктограммам последовательности действий при расчесывании или рассказ о ней. Обучение учеников практическим действиям: завязывать «хвост», делить волосы пробором. Упражнения в выборе моющих средств для мытья рук и головы.
Уход за жилищем.Практические действия по использованию уборочного инвентаря (вытереть доску, протереть пыль на подоконниках, подмести пол). Составление последовательности действий по пиктограммам или речевое сопровождение своих действий (беру тряпку, иду в ванную комнату, открываю кран, намочил тряпку, отжал тряпку, закрыл кран, вытер пыль на столе и т. д.). (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)
Питание.Формирование правильного поведения учащихся во время еды. Обучение учащихся последовательности приема пищи (алгоритм отрабатывается по пиктограммам): ложкой берем столько еды, сколько можем сразу поместить в рот, едим аккуратно, жуем пищу медленно. Обучение способам пользования салфеткой во время еды и после приема пищи.
Безопасность в доме и на улице.Формирование умений учащихся открывать и закрывать двери в комнаты, подсобные помещения. Практические действия по обучению правильному пользованию простейшими замками.
Проигрывание ситуации «В дверь позвонил незнакомый человек». (Сначала учащиеся проигрывают ситуацию в сюжетно-ролевой игре, затем определяют последовательность действий при помощи пиктограмм.) (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение».)
Обучение учащихся определять и узнавать пожароопасные предметы и средства пожаротушения. Игры по ознакомлению со способами информации о пожаре, с трудом пожарных, с запрещающими знаками пожарной безопасности. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Математические представления и конструирование».)