Наука о культуре в эпоху Просвещения
Происхождение и смысл термина культура.
Происх-е(этимология).Culturacolere – возделывать, почитать, поклоняться(греч).Пайдейа – воспитание(греч).Слово к-а появ-сь в 18 в и означало специфику образа жизни ч-а. Смысл термина.К.–сов-ть эл-ов общ-ва: вера, традиции, искусство, обычаи. ТЕЙЛОР: рассм-л к-у, как процесс эволюции от примитивной к-ы к совре-ти. А.КРЁБЕР и К.КЛАКХОН: к-у состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение человека. Ядро к-ы в традиции народа (деятельностный подход). Л.УАЙТ:к-а пред-т собой пласт предметов и ценность, кот-ю он обретает в жизни чел-а. Нормативное опред-е связано с образом жизни общности. ПСИХ-Е ОПР: У.САМНЕР: к-а–сово-ть приспос-й чел-а к его жизненным условиям. СОЦ.ОПР: Рэдклифф,Браун: к-а–это язык, верование, эстет-е вкусы, знание, проф. масте-во, обычаи. МАЛИНовский: к-это общий и принятый способ мышления. В.С.СТЕПИН: к–ген соц.жизни. Ю.Н.ДАВЫДОВ: к–способ взаимо-я общ-а и природы.
2. Объект и предмет изучения куль-ии. Объектом иссл-я должно стать чел-е поведение. А предметомизу-я – система связей и отно-й, к-я форми-ся вокруг того или иного реш-я проблемы чел-а. Раскрытие образного и понятийного смысла классических текстов или совр-х произведений, предметов иску-ва, ритуалов и форм пов-я, знач-я научных открытий.
3. Основные понятия культурологии. Этнография –зан-ся наблю-м и анализом чел-х групп с учётом их особ-й, стремится к воспризведению жизни каждой из этих групп. Этнология– зан-ся сравнением предсталяемых описаний. Соц. антропология– изуч-е соц. установлений. Культ. Антропология – иссле-е средств, обслуживающих соц. жизнь общ-ва. Историяоснована на изу-ии и критике источников, оставленных многочи-ми наблюд-ми, а этнографиясводится к набл-ю, произведенному одним чел-м. Различие м/у ними не в предмете иссле-я, а в методологическом изучении. К-а как цив-я, в широком этнографи-м смысле слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравствен-ти , законов, обычаев и нек-х др-х способностей и привычек, усвоенных чел-м, как членом общ-ва. Природа – сов-ть всего, что возникло само собой и представлено собственному росту. Противоположность природе явл-ся к-а, как созданное чел-м. В объектах к-ы заложены ценности – блага.
Функции культ-ии.
Информационная: К-соц. инф-я, к-я сохр-ся и накапл-ся в общ-ве с пом-ю символов. Адаптивная: К обесп-т приспособ-е чел-а к окруж-й среде. Коммуникативная: К формирует условия для чел-го общения. Интегративная: К объединяет народы, соцю группы, государства. Социализация: включение индивида в стру-у общественных связей и отнош-й.
5. Возниковение понятия “К” в античной филисофии.Расцвет науки и иск-ва, политико-правовые изобретения. Вместо того, чтобы изучать природу, философы играли словами. Цицерон(Философия – возделывание души) Чел-к рассматривался как микрокосмос. Платон – необходима гармония 3-х сост. души: разум, воля, благоразумие. Справедливость – согласование.
6. Средневековая мысль о к-е. 1.Тесная связь с библией. 2. Теоцентричность мировоззрения. 3.Дуализм божественного и человеческого. Религия поглотила кул-у, она стала культом. Августин: истина в христианстве, 7 ступеней подъёма к мудрости: 1. Страх божий через страх смерти. 2. Благочестие, приводящее к кротости. 3. Знание, основанное на библии. 4. Сила, через которую чел-к сов-т добро. 5. Отречение от мира. 6. Любовь к истине. 7. Мудрость. Илларион – “слово о законе и благодати”.
Наука о культуре в эпоху Просвещения.
· КультурологияэпохиПросвещения. И.Кант(духовный подход к к-е)(1724-1904) – к-а не замыкается в науке, она выражает себя в нравственном императиве: условный и безусловный. Безусл. Имп: “поступай с др так, как хочешь, чтобы поступили с тобой ”. Бюффон(душа)(1707-1788) К есть путь совершенствования чел-ка Þ особая роль культ: воспитание (кул воспитание). Вольтер(научный подход к к-е) (1694-1778) – борьба с религиозными догматами. Религия портит к-у. Два типа чел-а: варвар и цивил-й. Д.Вико (1668-1744) отстаивал похожую позицию, эпоха варварства, век героев, век человечества (религия, поэзия, наука).
· ЭпохапросвещениявРоссии. Татищев(наука)(1786-1850): предлагает свою периодизацию мировой к-ы на основе “всемирного умопросвещения”: 1) Обретение письма. 2) приход и развитие христианства. 3) развитие книгопечатания. Карамзин(душа)(1766-1826) – критик западного просв-я. Просвящение разума, а не души привело Францию к революции. Просв-е необх-о людскостью.
8. Развитие науки о культуре в XIX веке.Появ-ся социол-я и эволюц-я теории к-ы. О.Конт (1798-1857): “отец социологии. французский философ, один из основополож-в позитивизма и социологии. Позитивизм рассм-л как сре-ю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явл-я. Теория трех стадий интел-й эволюции челов-ва (теологической, метафизической и позитивной, или научной), опред-щих разв-е общ-ва. Осн соч-я: "Курс позит-й философии", "Система позитивной политики".
Г. Спенсер(1820-1903) и Дж. Тайлор(1832-1917). Делили культ-ю на основании эволюции. СПЕНСЕР: В своём труде “Осно-е соц-гии”: сущ-т соотн-е м/у организмом и общ-м. ТАЙЛОР: В работе “Первоб-я к-а”: показ-т происх-е религии у менее развитых народов. Гегель(1770-1831) нем. Философ. Понятие “мир-го разума” и “мир-го духа”, к-е отождествлял с богом. Чел-я цель – достичь абс-й к-ы, чтобы вновь слиться с абс. разумом. К-а – это постепенное выявление творческой силы мир-го разума. Гумбольдт(1767-1835): считал, что есть мировой дух, а есть дух отдельных народов, выражением этого явл-ся язык.
9. Культ-гия 20 века.Главная идея: не религия, а чел-к, с помощью разума и науки чел-к должен улучшить жизнь на Земле. Бэкон: “знание – сила”. Чел-к должен завоевать природу. 4 типа заблуждений: забл-е рода (вскормлены самой чел-ой природой, семьёй или родом), забл-е пещер (у каждого свои), забл-е площади (неправильные слова, к-е мы принимаем за истину), забл-е театра (старые и новые идеи, философские и к-е мысли, принимаемые за истину). Гоббс: чел-к чел-ку волк.
10. Истоки проблемы типологической клас-ции к-ы.Суть вопроса в том, сущ-т ли единичные к-ы как абс-но незав-е или м/у ними сущ-т сходство, общность. Сущ-т ли единая мир-я к-а? 1)Не сущ-т. История – смена к-р, каждая из кот-х живёт собственной жизнью. 2) Универсальность всемирной истории. В многообразии можно проследить единую линию развития. Итог: истоки = проблема единства многообр-я к-р.
11. Понятие типа, типологии и типологизации культур.1)Культура едина для всего чел-ва – Вольтер, Герберт, Кант, Соловьёв. 2) Каждая к-а сущ-т сама по себе – Данилевский, Шпенглер, Тойнби. ТИП – след от удара, очертание (греч). Категория типа обозначает такую сов-ть признаков, к-я образует внутренне устойчивое ядро взаимозависимости, к-я стан-ся единицей нашего познания. Типологизацияпредст-т собой логико-методологическую процедуру поиска и обнар-я минимума сущест-х признаков, к-е позволят нам изучить этот предмет и без кот-х оно не может сущ-ть. Типологизация к-ы осущ-ся с помощью 2-х исх-х проц-р: 1) выбор основания критерия типологизации. 2) опр-е познавательных задач такой классиф-ции.
Пессимистический подход Жаж Жака Руссо: чел-к – совершенное существо, благоприятная среда – природа Þ к-а вредна, т.к. чел-к отходит от ку-ы. Иррациональный – бессознательный. Ф.Ницше:сделал вывод об антикул-й природе чел-а. Фрейд: Чел-к страдает от несовместимости собств-х желаний и тех норм к-ы, к-е его заст-т выполнять. Вебер:методологическим инструментом служит построенный на основе наблюдения и воображения – идеальный тип. Они необходимы для построения гипотез, они утопичны, чужды миру (капитализм, социализм). Выделил 3 хар-ра господства и власти: 1) легальный или рац-й – рац. интересы повинующихся и самой власти (бюрократия). 2) традиционный – вера в законность и святость обычаев (патриархальная общность). 3) харизматический – качества личности-лидера, мощное воздействие на массы.
13. Культурно-исторические типы Данилевского и локальные к-ы О. Шпенглера. Единая история к-ы К. Ясперса.Данилевский: Культурно-ист. типы, к-е в своём развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка, гибели. Клас-я к-ы с позиции деятельностной природы к-ы, преоблодание той или иной деят-ти: -религиозная, -культурная, -политическая, -экономическая. Однотипная, двухтипная Þчетырёхтипная. Шпенглер: 8 типов к-ы, достигших своего развития: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западноевроп-я, майа. Критерий – внутренний, психологичекий строй души. К-а сущ-т изолированно, ничего не воспринимая. Ясперс: Основа – духовное развитие + единство к-р. 4 типа: первобытный, эпоха великих к-р древности, эпоха форми-я чел-го бытия, имперская эпоха (развитие науки и техники).
14. Концепция типа к-ры Сорокина, Нортропа. Технологичекие типы к-ы Ортега-и-Гассета.СОРОКИН: конц-я близка к Ницше (Аполлон, Дионис), но не только в худ. творчестве. –идеациональный тип – рационализм. –чувственный тип – чувственность. –смешанно-гарм и смеш-негарм – типы меняются волнообразно, гармонически. НОРТРОП: крупные межнаци-е объединения, превосходящие нацию – “культурные образования в высокими ценностями”, “мировые к-ы” – как тип культуры. Основа типологизации – метод познания. 1) Восточный – интуитивное познание, иррационализм. 2) Западный – метод научного, рац-го познания. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: В основе – технология. 1) Случайная – примитивная древнего чел-а, испол-ют нецелесооб-о. 2) Мастерового – набор техн средств возрос, но чел-к полаг-ся на природу. 3) Техника – на первый план машина, а чел-к её обсл-т.
15. Отличие понятия “динамика” от понятия прогресс. Два крайних взгляда на социо-к динамику.ОТЛИЧИЕ: достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим. Ясперс отмечал, что в преддверии прогресса возникает духовный регресс. Одновременно 2 тенденции: возрастание внимания к духовной жизни чел-а и примитивизацию чувств под действием массовой к-ы. Таким образом изменения в к-е могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными, революционными, могут быть в состоянии кризиса и стагнации (застой), всё это в рамках социо-кул-й динамики. Два крайних взгляда на социо-к динамику: 1) не может быть никаких ист-х законов, каждое поколение по-своему рассм-т историю и заново создаёт законы своего развития. 2) Ход истории – судьба народа, жизнь каждого чел-а управл-ся высшими силами и предопределена.
16. Идеи цикличности и волновых колебаний.ЦИКЛ – поле зрения историка в данный момент. Марксистская конц-я: первобытно-общинный, рабовладельчество, феодализм, капитализм, коммунизм. Смена определяется диалектикой производительных сил. Данилевский: К – ист типы ист-й жизни чел-а и идей. Шпенглер: полицикличность (обнаруживающиеся во всех к-х преиодах). Тойнби: теория круговых лок-х цив-й, каждая из кот-х проходила стадию генезиса, роста, надлома, разложения, гибели и смены. Сорокин: изм-е ценностной доминанты в к-е Þсмена трёх типов (идеациональный, идеалистичекий, чувственный). Кондратьев: волнообразная цикличность (главный фактор – инновации). Шлезингер: движ-е по спирали, когда проис-т аккумуляция изменений. Движущая сила – жиз-й опыт поколений. Яковец: цикличность (от переворота к перевороту) по спирали (каждый рах подобные ситуации): зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период(к-а почти не сущ-т, а остаются её последствия, представляющие интерес только для археологов и историков).
17. Эволюционный взгляд на соц-ку-ю динамику. Дриккер: принцип инфомационного ускорения. Спенсер, Тайлор, Морган – эволюционизм – особый тип после-ти необратимых изме-й. Редклифор, Малиновский – функционализм: общество – целостная система, саморегулируется благодаря тому, что её части выполняют спец функции по поддержанию ееё жизнеспособности. Однолинейная эволюция– наличие универс-х стадий последов-го разв-я соц-к систем. Универсальная эволюция – глобальные изм-я приводят к развитию от простого к сложному. Многолинейная эволюция– допущение возможности множества примерно одинаковых путей развития.
18. Синергетичекий подход в исследовании социо-к процессов.Бифуркации – точки ветвления. Катастрофы – резкие изме-я. Аттрактор – форм-е порядка. Диссипативные стр-ы – формируют хаос. Процессы самоорганизации: развитие через неустойчивость, новое – непредсказуемо, но возможно, настоящее форм-ся из прошлого и будущего, предзаданы все составляющие, но актуализ-ся одно, хаос разрушителен и созидателен, развитие необратимо. Несколько типов изменчивости: культурогенз, наследование традиций, диффузия, реинтерпретация.
19. Фундаментальный хар-р проблемы языка к-ы. Ускорение истории к концу 20 века Þ более быстрое обновление языка вносит помехи во взаимопонимание поколений. Проблема языка к-ы – это проблема понимания, проблема эффективности кул-го диалога (по вертикали и по горизонтали). Самая серьёзная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой. 1) Проблема языка – проблема его смысла. Кризис просвещенческой идеи прогресса заставил искать новые смыслы. 2) Язык к-ы – способ её хранения и передачи от поколения к поколению. Язык синтезирует различный аспекты жизни, чтобы событие стало являться к-й оно должно быть переведено в текст. 3) Понимание языка к-ы даёт че-у свободу.
20. Науки, изучающие язык к-ы. Семиотика –наука о знаковых системах, о процессах порождения языка и знаковой коммуникации. 1) Семантика – отношение знака к миру реальности. 2) Синтактика – отнош-е знака к др знаку. 3) Прагматика – сфера отнош-я м/у знаками и теми, кто ими пользуется. Герменевтика– интерпритация текста, конструируя и реконструируя смысл.
21. Клас-я знак-х систем к-ы: естеств-е и функцион-ые.Естественные знаки: голоса природы, её органические обнаружения (запах дыма явл-я знаком того, что где-то рядом огонь). Функциональные знаки: знаки, играющие функцион-ю роль в разл-х к-х (ветряная мельница – символ опред-ой цивил-ции, компьютер, дирижабль).
22. Клас-я знак-х систем к-ы: иконические и конвенциональные.Иконические: определяющая черта – сходство знаков с тем, что они изображают. Конвенциональные: искусственно созданные знаки, которым люди договорилсиь приписывать опред-ое значение (сигнал, индекс).
23. Клас-я знак-х систем к-ы: вербальные и знак-е системы записи.Вербальные (естеств-е знаки) – любой истор-и сложившийся язык, образующий основу к-ы соответствующего народа. Знаковые системы записи: запись посредством знаков устной речи, музыки.
24. Функции языка в к-е.1) Номинативная – мы мыслим именами предметов. 2) Конструктивная – строим предл-я из имён. 3) Аккумулятивная – рез-т мышления фикси-ся и сохр-ся. Коммуникативные ф-ии: референтная (направлена на предмет общения), экспрессивная (связана с отражением личности автора), импрессивная (ориентирована на адресат сообщения), поэтическая (эстетическая).
25. Текст, знак, символ. Интерпретация текста.Символ: это нечто, определяющее что-то другое. Само слово не явл-ся предметом, а обоз-т. Условный символ: слова, образы, истор-и закрепившиеся в сознании. Случайный символ (Дональд Дак) – ассоциации опред-ой этнической группы. Универс-й символ: м/у символом и тем, что он опр-т есть внутр связь (огонь, в качестве символа). Универс-й символ – связь не случ-а, восприн-ся всеми одинаково. Текст: не эстетический продукт, а знаковая деятельность, структурообразующий процесс. Знак: материальный предмет, выступающий в качестве объективного заместителя др-го предмета и используемый для сообщений.
26. Когнитивные парадигмы к-ы: житейские знания и мистические верования. Когнитив – познание, узнавание,согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы. Главные средства, с помощью кот-х форм-ся житейские знания – это опыт, наблюдение и здравый смысл. Возникают в непоср-м взаимодействии людей с окруж-й средой и отражают явл-я действительности, в понятиях, имеющих простое наглядное и конкретное значение. Мистические верования: 1) вера в сущест-ие таинст-х сил 2) вера в сущ-е знаков, заклинаний 3)практика использ-я мистических символов для возде-я на таинст-е силы 4) особые псих-е сост-я, с пом-ю кот-х чел-к чувствует единение со сверхъестественным.
27. Когнитивные парадигмы к-ы: рац-е системы.Когн-е типы личности.Рац. системы: 1) рац-я ист-я считает, что челов-е познание основывается на опыте и разуме, он обращ-ся к фактам и опыту, а не к эмоциям. 2) Придаёт главн знач-е научным знаниям, считает, что мир познаваем. 3) отказывается признать истинными сведения, к-е получены без проверки фактов. 4) считает возможными крит-е обсуж-е своих реш-й, их пересмотр. 5) любое реш-е должно быть обосновано посл-но и непротиворечиво. Когнитивные типы личности: 1) Практический – личный опыт, здравый смысл. 2) Мистический – интерес к необъянимому, мышление на эмоциях, интуиции. 3) Рациональный – рассуждение с пом-ю логики, склонность к скептизму.
28. Ценностные парадигмы к-ы. Мир ценностей и аксиологическая типология личности.Ценность опред-ся не столько св-ми объекта, сколько отношением чел-а к объекту. 1) Финальные – выше, важнее нет ничего. 2) Инструментальные – средства, необходимые для дост-я и сохр-я финальных. 3) Производные – выражения др-х ценностей, имеющие значение, как символы посл-х. Личности: теоретическая (видит высшую ценность в истине), экономи-я (выгода, польза, не ценит абстракций, т.к. это не применимо), эстетическая (красота и гармония), социальная (любовь), полит-я (власть), религ-я (постижение единства мира смысла своего суще-я).
29. Ценностные парадигмы к-ы. Аксиология повседневности и идеология.Аксиология: процесс жизнедеятельности индивида, развёртывающийся в привычных общественных ситуациях на базе самоочевидных ситуаций. К-а повседневности тяготеет к выделению вещест-х ценностей, подмена дух-х ценностей на материал-е. Спасение от мира обыденности – обретение смысла.
30. Регулятивные парадигмы к-ы: природа регулятивов, соц. типы характеров. Природа регулятивов задаётся в: – в языке, – в руководствах, методиках, регулирующих проф. деят-ть. – в общ. ритуалах, обрядах, – в образцах поведения, – в обществе-х институтах. Типы харак-ов – тип личности, к-й выбирает себя через опред-й тип регуляторов. 1) рецентивный – неспособный принять реш-е. 2) эксплуатирующий – подстраивает регулятивы под свои потребности. 3) накапливающий – стремится к обладанию многими благами, собственник. 4) рыночный – не связывает себя регулятивами, а выбирает их в завис-ти от ситуации, относ-ся ко всему как к товару – к людям, к чувствам. 5) продуктивный – подчиняет своё поведение регулятивам, соц-полезным действиям. Стремление быть объективным.