Закон 2. Определи ясно свои цели
Достижение желаемого предполагает постановку цели, представляющей собой конкретный идеальный образ желаемого результата, которого мы готовы достигнуть. Но к успеху ведёт не всякая цель, а только та, которая соответствует истинным желаниям человека, тому, что он хочет получить от жизни на самом деле и которая является чётко, ясно сформулированной. Видимо, не будет преувеличением сказать, что ясная цель гарантирует достижение успеха примерно на 50 процентов, а может быть и больше, так как чётко указывает направление деятельности, определяет жизненный путь человека, а также определяет выбор необходимых для её достижения средств и условий.
Из сказанного следует, что успех в самореализации человека зависит от истинности его целей и ясности их формулировки. Пример ясно, чётко поставленной конкретной цели: «Ходить в бассейн. Начать с января 2011 года. Ходить один раз в неделю по четвергам, в 18 часов, на один час. Ходить в бассейн, находящийся недалеко от дома». Пример неясно, неопределённо поставленной цели: «Я хочу начать ходить в бассейн». Это скорее желание, чем цель. Немецкий предприниматель Эрих Лежен в своей книге «Без обмана – к успеху. Практика позитивного мышления» пишет: «Истинный успех обретают лишь посредством постановки собственных идей, редко посредством чужих. Поиск собственных целей – важная и обязательная предпосылка настоящего успеха, даже если сами поиски происходят с ошибками». «Поэтому вы нуждаетесь в цели, которая настолько отвечает вашей натуре, что для вас не существует никаких компромиссов и никаких путей назад, даже когда возникают препятствия. Вы должны выработать уверенность в себе, безграничную веру и быть готовыми идти на риск».
«Путём длительных размышлений я пришёл к твёрдому убеждению, что если человек не представляет себе ясно свою цель, то он должен работать над тем, чтобы выработать её, ведь ничто не может противостоять воле того человека, который готов рисковать даже своим существованием ради самореализации» (Б.Дизраэли, английский политический и государственный деятель, писатель. 1804-1881).
Значение ясного определения целей, зримого конкретного представления будущего результата своей деятельности и в том, что они способны возбуждать наш энтузиазм, быть источником вдохновения, воодушевления. Источником энтузиазма также является реалистичность целей (основание реалистичности целей – наличие реальных возможностей, средств их достижения), не исключающая оправданного риска. «Никакая великая цель не может быть достигнута, если вы не охвачены энтузиазмом» (Р.Эмерсон, американский философ, эссеист. 1803-1882).
Существенным аспектом целеобразования является формулирование каждой цели как безусловной. Другими словами, цель не должна ставиться в зависимость от неопределённых обстоятельств, которые могут возникнуть или не возникнуть в будущем. От изменения обстоятельств может измениться только сценарий достижения цели. Безусловно сформулированная цель – основание решимости достигнуть её.
Чёткое определение жизненных целей и стремление к их воплощению в жизнь является непременным условием душевного здоровья человека. В основе «терапии реальности», с помощью которой американский психиатр Уильям Глассер и его последователи вернули к нормальной жизни немало людей, было убеждение учёного в том, что психические нарушения возникают прежде всего из-за неспособности людей правильно определить свои цели или хотя бы сформулировать их. Пациенты У.Глассера, как правило, часто меняли направление своей деятельности и никогда ничего не доводили до конца. В отличие от психоаналитиков фрейдистской школы, У.Глассер решительно отказывается от долгих разборов «проблем» своих больных. Вместо этого он перед пациентом ставил вопрос: «Что вы сейчас намерены делать?» В соответствии с «терапией реальности» врач должен был подтолкнуть больного к осознанию своих целей и их реализации. В полном соответствии с терапией, предложенной У.Глассером, находится первый принцип Алана Лакейна «Каким образом вы сейчас сможете потратить ваше время с наибольшей пользой».
Цели в жизни человека – это её маяки, важнейшие определители его значимости. Вот почему так важно научиться правильно определять цели, сделать целеобразование привычкой и получать от этого удовольствие.
3.2. Обратная сторона закона 2– вторая причина неудач.
Она связана с отсутствием чётко, ясно поставленных целей, что сопровождается сомнениями, колебаниями, обрекающими действия человека на нерешительность, непредсказуемость, импульсивность. «Ум, не имеющий никакой определённой цели, теряется; быть везде – значит быть нигде»(М.Монтень). «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда» (М.Твен, американский писатель-сатирик.1835-1910). «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные…» (Размышления Григория Печорина перед дуэлью. М. Ю.Лермонтов. Герой нашего времени).
Отсутствие сколько-нибудь ясных целей чревато опасностью подмены истинных целей ложными целями. «Только тот, чьи цели честны, живёт внутренней силой. У кого же нет честных целей, тот не может выработать в себе настоящее мужество. Он страшится неудачи, и его всё глубже затягивает трясина неопределённости собственной жизни. Ведь вы знаете, что страх является темницей души, где формируется наше отрицательное мировосприятие!» (Э.Лежен). Без ясного осознания целей деятельности человек рискует превратить свою жизнь в бессмысленное существование, стать на путь деградации личности. «Человек, который не может поставить перед собой цель и стремиться в направлении её достижения, опасен для общества» (Д.Карнеги). К неудаче ведёт и подмена реальных целей мечтами, мечтательством. «Мечты обязательны для успеха. Но мечты претворяются в жизнь не мечтами, а упорным трудом!» «Живи своими мечтами!» не то же самое, что «Проведи в мечтах свою жизнь!» (Э.Лежен). «Воздушные замки невесомы, только обломки их тяжелы» (А.Лигов, российский автор. Р. 1924).
Существенно отметить также и то, что очень и очень многие люди вообще не имеют каких-либо представлений о том, что такое цели вообще, и какую роль они играют в достижении успехов. Поэтому учащиеся уже в средней школе должны обязательно получать определённую систему знаний не только о целях, но и о целеполагании и самопроектировании в целом.