Творческое и отчужденное развитие личности
Понятие субъектности и ее эволюции. Неизменность понимания субъекта в конкретных исследованиях и структурных описаниях состоит в том, что в этом качестве практически всегда рассматривается отдельный представитель человеческого рода - индивид. В то же время существуют и другие носители активного начала - животные, природа, общество, человечество... в принципе, возможны и другие, неизвестные науке субъектные образования. Свое право рассматривать себя как самостоятельных субъектов многие виды животных доказали в процессе свое-го общения и взаимодействия с человеком. В свою очередь, природа как активное начало непосредственно активно воздействует на такую часть человека и животных как организм. Одновременно, общество как коллективный субъект включает в себя отдельного человека через его личность. Таким образом, человеческая субъектность не одномерна, а множественна.
Вопрос множественной субъектности относится не только к врастанию человека в природу и социум. Он возникает также при анализе внутренней разделенности отдельного индивида и воплощается в таких проблемах как: диалогичность мышления, которая логически предполагает наличие более, чем одного субъекта , проблема “второго Я”, ярко проявляющаяся в психопатологическом раздвоении личности, но имеющая значение и в анализе нормальных, естественных душевных функций; он в принципе, может быть применим к анализу соотношения и взаимодействия лево и правополушарных психик, соотношения и взаимодействия сознательного и бессознательного. Недаром З.Фрейд персонифицировал соответствующие сферы психики как “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.
В психологии субъект обычно рассматривается как человек или группа людей:
“Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности” (37 ). В философской и методологически ориентированной психологической литературе акцент в определении субъекта сдвигается на общество: “ субъект - это человечество в целом, представляющее собой противоречивое, неразрывное единство субъектов меньшего масштаба, то есть различных социальных класов, групп, наций, индивидов, взаимодействующих друг с другом” (14 ). То есть, помимо индивидуальных существуют коллективные (совокупные) субъекты различной степени общности.
Характерными примерами коллективного субъекта, знакомого нам из собственного опыта и произведений искусства, являются толпа и войско. Вот описание М.А.Булгакова в романе “Мастер и Маргарита”: “Он (Понтий Пилат) выждал некоторое время, осознавая, что никакой силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри и не смолкнет сама”.
И если толпа подобна живому существу, то в воинском объединении существует самостоятельная, идущая не только от внешнего принуждения, сила и высшая одухотворенность. Вот как описывал это Л.Н.Толстой в “Хаджи-Мурате”: “Впереди пятой роты шел, в черном сюртуке, в папахе и с шашкой через плечо, недавно перешедший из гвардии высокий красивый офицер Бутлер, испытывая бодрое чувство радости жизни и вместе с тем опасности смерти и желания деятельности и причастности к огромному, управляемому одной волей, целому”.
Характер включения в структуру коллективного субъекта определяет личность в целом. А.Н.Леонтьев отмечает: “Теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере три основные параметра личности: широту связей человека с миром, степень ее иерархизованности и общую их структуру” (17,с.223). Сюда же, несомненно, необходимо добавить еще одну характеристику, которую отмечает Б.С.Братусь: “Уровень развития личности зависит от ее положения на континууме: эгоцентрическая - группоцентрическая - коллективистическая - общечеловеческая идентификация”(6). В этом, по существу, определение характера и уровня субъектности.
Расширение субъектности
Вместе с ростом, расширением человеческих сообществ естественным образом происходит расширение мировоззрений, мироощущений отдельных индивидов. Самосознание человека включает в себя и его индивидуальный опыт, и групповой, и общественный и общечеловеческий, родовой, а их соотношение в самосознании конкретного индивида зависит от степени его развития в пространстве, измеряемым в соответствующем континууме. Это развитие можно обозначить как рост или расширение субъектности. Повидимому, родственное с этим понятие расширение сознанияимеется в философской идеологии буддизма.
Это развитие совершается в процессе деятельного взаимодействия человека с все большим числом людей, с врастанием его в социум в ходе активного познания мира, и это начинается с самого начала его жизненного пути. Касаясь становления игры как ведущей формы деятельности ребенка, А.Н.Леонтьев пишет: “Причина этого заключается в том, что, предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него” (16, с.482). Этот мир: предметный, социальный, весь жизненный мир расширяется для индивида на протяжении всей жизни; при этом, развитие нового отношения к миру требует от субъекта определенной активности: “Это - акт отражения им отношения мотива данной деятельности к мотиву деятельности более широкой, осуществляющей более широкое, более общее жизненное отношение, в которое включена данная деятельность” (16,с.311). То есть, это совершается с активным расширением его личностного смысла, который в своем становлении отражается субъектом как некоторая новая, еще не освоенная им, но внутренне предполагаемая и чувствуемая действительность более широкого жизненного мира, как сущность значения и смысла этого мира, причем не только для самого индивида, но и для субъектов более высокого порядка.
Сходный процесс развития личности отражается в стремлении индивида к персонализации, то есть в стремлении найти и почувствовать отражение своего существа в других людях (36). Расширение этой, отраженной субъектности неизбежно должно сопровождаться и расширением действенной субъектности. Это означает не только то, что конкретный человек реально включается и влияет на характер и результаты деятельности субъектов более широкого порядка – группы, общества, человечества. В первую очередь это означает, что в своей мотивационной основе он действует в соответствии с интересами развития данного сообщества. В этом сущность расширения субъектности как основы развития личности. Естественно, это возможно тогда, когда индивида ведет развивающая, созидательная мотивация , направляющая вперед и вверх. Развивающийся таким образом человек лучше чувствует других людей, их стремления и направление движения, легче объединяется с ними в совместной деятельности. В принципе, такое направление развития проповедуется во всех главных религиях мира, особенно в христианской. То же, в принципе характерно для социалистической и коммунистической идеологии, хотя социально организованные формы реализации этих принципов всегда отклонялись от идейных образцов, как в государственных, так и в клерикальных выражениях.
Вообще, эта тема - роста человека и человечества, всегда интересовала искусство, религию, философию. Конфуцию приписываются слова: “Человек измеряется не от пяток до головы, а от головы и до неба”. Великий гуманист Януш Корчак писал в книге “Как любить детей”: “Вот, голова седая, а работа не кончена... Надо еще найти себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной ...” У В.И.Вернадского эта тема отражена в концепции ноосферы как “мыслящей” оболочки Земли: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, есть “ноосфера” (8 ,с.168) В этом же контексте - увеличения сознания при повышении организации живого, писал Тейяр де Шарден: “Эволюция - возрастание сознания. Возрастание сознания - действие к единению” (39 ,с.239).
Таким образом, стремление к росту субъектности - это стремление к единению людей в совместной деятельности. Это стремление выступает как побудительный фактор надличностного порядка - он присущ не только отдельному человеку, но и коллективным субъектам различного уровня. Именно через рост, кооперацию и объединение коллективных субъектов разных уровней может реализовываться движение в направлении к единой цели человечества - объединению в общечеловеческий ноосферный субъект . Нужно сказать, что коллективный субъект свободного, творческого типа на любом уровне может опираться на индивидуальных субъектов с расширенной субъектностью. Поэтому он предполагает наличие духовного единства его членов, которое при том никак не может ограничивать их индивидуальное своеобразие, развитие и свободу, а наоборот включает их как необходимые условия: действительно творческий коллективный субъект не может существовать и развиваться, основываясь на “винтиках”. Личность, характеризующаяся высоким уровнем субъектности, в принципе, соответствует тому, что К.Маркс называл “свободной индивидуальностью” - как тип личности и форма общества.
Представление о творческом росте субъектности должно помочь пониманию таких до конца логически не определенных общегуманитарных и этических понятий как смысл жизни, любовь, счастье, духовность, добро.
Сущность онтогенетического развития человека, его смысл жизни, согласно этой позиции, заключается в развитии каждого отдельного индивида в направлении общечеловеческого “ноосферного” единения. Та или иная ступень достижения этого приносит качественно высокое жизненное удовлетворение - то, что именуется счастьем.
Тем человеческим сущим, которое способствует такому единению людей, часто просто толкает их к тому, является любовь; это сущее может характеризовать и, соответственно, сближать субъектов разных уровней.
С позиций производительного жизнепонимания такие основополагающие этические понятия как духовность и добро представляют собой социальные идеа-лы и качества личности, формирующиеся и проявляющиеся в процессе свободного роста субъектности; в них отражаются присущие этому процессу принципы проникновения в глубокие сферы действительности - духовность, и принципы отношения к социуму - добро. Соответственно, зло можно понимать как то сущее, что препятствует человеку развиваться в сторону расширения субъектности и толкает его в направлении сужения субъектности.
Сужение субъектности.
Одна из заповедей древней индийской мудрости, отраженная в "Дхаммападах", говорит: "Душа того, кто не творит добро, обращается к злу". Созвучно этому, тот, кто не следует по пути расширения субъектности, идет в направлении ее сужения. Действительно, постоянно отчуждаемый продукт деятельности, основанной на фетишизированной потребительной мотивации, отбирает у человека его созидательную направленность, оставляя вместо жизненного и трудового творчества – потребительно стимулированную привычку, а вместо широкой и насыщенной мотивационной структуры личности – суженную и обедневшую мотивационную сферу.
В результате, основные интересы субъекта замыкаются на потребительных ценностях и соответствующих видах активности; во всяком случае, они становятся ведущими, натуральными - именно в них субъект получает значимое удовлетворение, удовольствие. Развивающие, производительные ценности и виды активности для такого субъекта несут подчиненную, вспомогательную, инструментальную роль, хотя именно они связывают субъекта с окружающим миром, с процессами его познания и преобразования. Поэтому внимание субъекта сужается, стягивается на самого себя, то есть на то пространство, куда должны поступать удовольствия. Сужается мировоззрение, развивается узость мышления, и не только по охвату, но и по активности.
Общение, в свою очередь, может быть и интенсивным, но практически всегда направлено на получение потребительных ценностей; такое общение носит более или менее поверхностный, то есть суженный характер, так как не способствует реальной межличностной взаимосвязи, взаимопроникновению и кооперации.
Представителей суженной субъектности, порожденной потребительским жизнепониманием, в составе человечества очень много. Они имеют свою жизненную идеологию, которой руководствуются в движении по жизни. Смысл жизни видится ими в достижении максимального личного потребительского благополучия, то есть максимально благоприятных условий, материальных и социальных, жизненного существования. Распространенное понимание счастья обычно умещается в расхожем представлении о нем, как о некотором нестерпимо привлекательном эмоциональном состоянии, как об очень большом удовольствии. Узкое понимание любви сводится к представлению о ней как о чем-то,что вносит в отношения между мужчиной и женщиной ( а в определенных кругах и не только между ними ) много удовольствий. Понятия духовности и добра в этой идеологии вообще не в ходу. Или же они понимаются очень по разному, часто и в противоположном смысле.