Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)

Первое полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков.Фор­мирование у учащихся алгоритма последовательных действий по уходу за полостью рта.

Чтение учащимся рассказов, стихотворений и сказок о пра­вильном питании для укрепления и сохранения зубов, о непра­вильном уходе за полостью рта и т. п.

Рассматривание с учащимися предметов личной гигиены для ухода за полостью рта: зубной пасты, щетки, стаканчика для по­лоскания рта. Выбор из множества предметов гигиены тех, кото­рые необходимы для ухода за полостью рта.

Имитационные и речевые упражнения для формирования представлений о последовательности действий (намочил щетку, выдавил на нее немного пасты и т. д.), сопряженное или самосто­ятельное проговаривание последовательности действий.

Дидактические игры на выбор картинок или муляжей предме­тов, продуктов, полезных и вредных для зубов. Практические упражнения: «чистка» зубов, съедая кусочек яблока или морковки.

Имитационные игры и упражнения: на закрепление учащи­мися последовательности умывания лица, мытья рук (с помо­щью учителя, по образцу и по словесной инструкции); на вы­полнение правил пользования предметами личной гигиены в процессе умывания; на закрепление умений пользоваться бу­мажными полотенцами: выбор полотенца с ориентировкой на символ (с помощью учителя, по указательному жесту учителя, по его словесной просьбе), вытирание развернутым полотенцем после умывания.

Экскурсии в магазин в отдел предметов для ванной комнаты. Выбор и показ предметов для ванной комнаты: ванна, душ, кран. Многообразие этих предметов, соотнесение их друг с другом по форме и величине. Совместный с учащимися рассказ об их пра­вильном и безопасном использовании и уходе за ними.

Уход за жилищем.Наблюдения за трудом уборщицы в шко­ле. Рассматривание иллюстраций об уборке помещений.

Практические действия по сметанию крошек со стола, мытью стола.

Практические действия по уборке класса с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде карти­нок и пиктограмм: подготовка тряпочки для влажной уборки, вы­тирание пыли на подоконнике, на столе, протирание доски и т. п. Обучение учащихся действиям с пылесосом. Уточнение значений пиктограмм «убирать со стола», «подметать», «пылесос», «пыле­сосить». Называние действий с использованием вербальных и не­вербальных средств общения.

Питание.Столовые приборы. Определение пространствен­ного расположения предметов (справа, слева). Практические упражнения со столовыми приборами: положи столовые приборы — вилку слева, нож справа. Ознакомление учащихся с правилами пользования вилкой, ножом. Правила безопасного использования столовых приборов. Практические упражнения по использова­нию вилки, ножа во время обеда.

Разучивание с учащимися правил приема пищи, значимых для гигиены и здоровья: соблюдать последовательность выпол­нения действий, тщательно пережевывать пищу, есть не спеша, вытирать рот салфеткой после еды и т. д.

Безопасность вдоме и наулице. Уточнение знаний учащи­мися правил поведения на кухне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами. Практические, игровые и имитационные действия по выполнению этих правил. Упражне­ния со специальными тренажерами (настенный модуль с кранами и замками).

Совместное с учащимися рассматривание бытового прибора в выключенном состоянии и игровых аналогов этого прибора (например, утюга). Беседа, в процессе которой учащимся объяс­няется, что прибор включать может только взрослый, что само­стоятельное использование этого прибора может привести к по­жару.

Отражение в речи учащихся содержания игровых действий: автомобили едут по дороге, автомобиль приехал или уехал; заго­релся красный (желтый, зеленый) свет на светофоре; загорелся красный свет — надо стоять, держаться за руку взрослого и т. п.

Заучивание наизусть памяток о соблюдении правил безопас­ного обращения с опасными предметами и материалами (клей, краски, деревянная иголка, детские ножницы и т. п.).

Упражнения в определении местонахождения источника зву­ка (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора и т. п.), сравнение контраст­ных и близких по звучанию неречевых звуков, восприятие звуков различной громкости (с использованием аудиокассет с записью «Звуки улицы»). Сюжетно-дидактическая игра «Азбука дорожно­го движения» (при прямом руководстве учителя ходом игры), моделирующая ситуацию на улице.

Второе полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков.Уточ­нение знаний учащимися названий частей лица, соотнесение их с пиктограммами и фотографиями. Называние частей лица учащи­мися с помощью учителя или самостоятельно: брови, ресницы, веки, глаза, уши, рот, щеки. Соотнесение с пиктограммами (см. «Я — ребенок», упражнения: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку» .

Знакомство учащихся со способами ухода за глазами (пра­вильно вытирать слезы, мыть глаза) в ходе упражнений и имита­ционных действий.

Гимнастика для глаз с использованием картинок с изображе­нием лица с движущимися частями: глаза. Выполнение гимна­стики для глаз по подражанию, по образцу и по словесной ин­струкции учителя.

Рассматривание ушей друг у друга, на дидактической кукле. Выделение ушной раковины, мочки. В доступной форме беседы с учащимися и имитационные действия для закрепления правил ухода за ушами.

В ходе имитационных действий самостоятельное воспроиз­ведение учащимися алгоритма по уходу за полостью рта, глазами и ушами с опорой на пиктограммы и картинки.

Чтение стихов, рассказов, пение песенок о процедуре умыва­ния, ухода за полостью рта, глазами и ушами. Сопряженное или самостоятельное проговаривание их учащимися.

Уход за жилищем. Практические действия по уходу за рас­тениями (полив комнатных растений, рыхление почвы и т. п.). Обучение учащихся аккуратно и осторожно пользоваться инвен­тарем для полива растений и рыхления почвы. Рассматривание картин и картинок, пиктограмм, фотографий о труде учащихся, других людей по уходу за растениями. Беседы в доступной форме по данной тематике, чтение литературных произведений. (Инте­грация с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Питание.Упражнения в сервировке стола для чая или обеда. Обучение учащихся пользоваться ножом и вилкой. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Соотнесение с ре­альным рационом питания в школьной столовой. Беседа с уча­щимися о том, что они ели в завтрак, обед, что будут есть в пол­дник и ужин. Составление ежедневного картинного отчета о том, что ели в завтрак, обед в школе.

Безопасность в доме, на улице, в природе.Рассматривание вместе с учащимися кухонного прибора (электрическая или газо­вая плита), который могут включать только взрослые, краткое и четкое пояснение, к чему может привести самостоятельное поль­зование этими приборами.

Игры, формирующие представления учащихся об элементах Дороги, об участниках дорожного движения и правилах их пове­дения. Конструирование улицы с использованием элементов игроdого комплекта «Азбука дорожного движения». (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструиро­вание».)

Беседы с учащимися о поведении при встрече с незнакомыми людьми на улице. Рассматривание картинок и ответы учащихся с использованием вербальных и невербальных средств общения на вопросы о правилах поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Организация экскурсий на улицу. Наблюдение (на достаточ­ном удалении от проезжей части) за движущимся транспортом, поведением пешеходов, комментирование происходящего на до­ступном учащимся уровне для последующего использования этих представлений в ролевой игре по правилам дорожного движения.

Упражнения на запоминание номеров телефонов МЧС в про­цессе игры с комплектом «Азбука пожарной безопасности»: «Вы­зываем пожарных по телефону», «Загорелся дом», «Не играем с огнем», «Пожарные спасают игрушечных человечков», «Пожар­ные тушат пожар» и др. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)

Чтение учащимся стихотворений, коротких рассказов, в ко­торых говорится о причинах возникновения пожара и правилах соблюдения элементарной пожарной безопасности.

Специально организованные образовательные ситуации для знакомства и уточнения представлений учащихся о знаках по­жарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаках («Огнетушитель», «Пожарный кран», «Выход здесь» и др.), зна­ках дорожного движения («Дети», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Больница» и др.). Тренировочные упражнения на уточнение знаний о сигналах светофора (двухсто­роннего, пешеходного), о цвете и форме знаков дорожного дви­жения (в доступных для учащихся пределах, индивидуально, ис­ходя из интеллектуальных особенностей), используя для этого дидактические игрушки и аналоги реальных предметов (свето­фор, машины на дороге, пирамидку-светофорик, пожарную ма­шину и др.).

Беседы с учащимися о способах поведения в опасных ситуа­циях с использованием иллюстративного материала.

Заучивание с учащимися следующих правил:

нельзя:

- включать кран горячей и холодной воды в отсутствие взрослого;

- играть со спичками;

- перебегать улицу перед движущимся транспортом;

- ездить на велосипеде по проезжей части;

нужно:

- пользоваться столовыми приборами только для приема пищи;

- переходить проезжую часть улицы на зеленый сигнал све­тофора, держась за руку взрослого, посмотрев сначала налево, а на середине проезжей части — направо.

Материал излагается в форме, доступной учащимся, под­крепляется проигрыванием в отобразительных играх и образова­тельных ситуациях.

Индивидуально с каждым учащимся (исходя из его возмож­ностей) разучиваются «памятки»: «Каждый ребенок должен знать...», «Чего никогда не нужно делать...», «Что нужно делать, если...» (при отсутствии рядом взрослого), которые педагоги могут представить в виде картинок.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Наши рекомендации