Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)
Первое полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Формирование у учащихся алгоритма последовательных действий по уходу за полостью рта.
Чтение учащимся рассказов, стихотворений и сказок о правильном питании для укрепления и сохранения зубов, о неправильном уходе за полостью рта и т. п.
Рассматривание с учащимися предметов личной гигиены для ухода за полостью рта: зубной пасты, щетки, стаканчика для полоскания рта. Выбор из множества предметов гигиены тех, которые необходимы для ухода за полостью рта.
Имитационные и речевые упражнения для формирования представлений о последовательности действий (намочил щетку, выдавил на нее немного пасты и т. д.), сопряженное или самостоятельное проговаривание последовательности действий.
Дидактические игры на выбор картинок или муляжей предметов, продуктов, полезных и вредных для зубов. Практические упражнения: «чистка» зубов, съедая кусочек яблока или морковки.
Имитационные игры и упражнения: на закрепление учащимися последовательности умывания лица, мытья рук (с помощью учителя, по образцу и по словесной инструкции); на выполнение правил пользования предметами личной гигиены в процессе умывания; на закрепление умений пользоваться бумажными полотенцами: выбор полотенца с ориентировкой на символ (с помощью учителя, по указательному жесту учителя, по его словесной просьбе), вытирание развернутым полотенцем после умывания.
Экскурсии в магазин в отдел предметов для ванной комнаты. Выбор и показ предметов для ванной комнаты: ванна, душ, кран. Многообразие этих предметов, соотнесение их друг с другом по форме и величине. Совместный с учащимися рассказ об их правильном и безопасном использовании и уходе за ними.
Уход за жилищем.Наблюдения за трудом уборщицы в школе. Рассматривание иллюстраций об уборке помещений.
Практические действия по сметанию крошек со стола, мытью стола.
Практические действия по уборке класса с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде картинок и пиктограмм: подготовка тряпочки для влажной уборки, вытирание пыли на подоконнике, на столе, протирание доски и т. п. Обучение учащихся действиям с пылесосом. Уточнение значений пиктограмм «убирать со стола», «подметать», «пылесос», «пылесосить». Называние действий с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Питание.Столовые приборы. Определение пространственного расположения предметов (справа, слева). Практические упражнения со столовыми приборами: положи столовые приборы — вилку слева, нож справа. Ознакомление учащихся с правилами пользования вилкой, ножом. Правила безопасного использования столовых приборов. Практические упражнения по использованию вилки, ножа во время обеда.
Разучивание с учащимися правил приема пищи, значимых для гигиены и здоровья: соблюдать последовательность выполнения действий, тщательно пережевывать пищу, есть не спеша, вытирать рот салфеткой после еды и т. д.
Безопасность вдоме и наулице. Уточнение знаний учащимися правил поведения на кухне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами. Практические, игровые и имитационные действия по выполнению этих правил. Упражнения со специальными тренажерами (настенный модуль с кранами и замками).
Совместное с учащимися рассматривание бытового прибора в выключенном состоянии и игровых аналогов этого прибора (например, утюга). Беседа, в процессе которой учащимся объясняется, что прибор включать может только взрослый, что самостоятельное использование этого прибора может привести к пожару.
Отражение в речи учащихся содержания игровых действий: автомобили едут по дороге, автомобиль приехал или уехал; загорелся красный (желтый, зеленый) свет на светофоре; загорелся красный свет — надо стоять, держаться за руку взрослого и т. п.
Заучивание наизусть памяток о соблюдении правил безопасного обращения с опасными предметами и материалами (клей, краски, деревянная иголка, детские ножницы и т. п.).
Упражнения в определении местонахождения источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора и т. п.), сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков, восприятие звуков различной громкости (с использованием аудиокассет с записью «Звуки улицы»). Сюжетно-дидактическая игра «Азбука дорожного движения» (при прямом руководстве учителя ходом игры), моделирующая ситуацию на улице.
Второе полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Уточнение знаний учащимися названий частей лица, соотнесение их с пиктограммами и фотографиями. Называние частей лица учащимися с помощью учителя или самостоятельно: брови, ресницы, веки, глаза, уши, рот, щеки. Соотнесение с пиктограммами (см. «Я — ребенок», упражнения: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку» .
Знакомство учащихся со способами ухода за глазами (правильно вытирать слезы, мыть глаза) в ходе упражнений и имитационных действий.
Гимнастика для глаз с использованием картинок с изображением лица с движущимися частями: глаза. Выполнение гимнастики для глаз по подражанию, по образцу и по словесной инструкции учителя.
Рассматривание ушей друг у друга, на дидактической кукле. Выделение ушной раковины, мочки. В доступной форме беседы с учащимися и имитационные действия для закрепления правил ухода за ушами.
В ходе имитационных действий самостоятельное воспроизведение учащимися алгоритма по уходу за полостью рта, глазами и ушами с опорой на пиктограммы и картинки.
Чтение стихов, рассказов, пение песенок о процедуре умывания, ухода за полостью рта, глазами и ушами. Сопряженное или самостоятельное проговаривание их учащимися.
Уход за жилищем. Практические действия по уходу за растениями (полив комнатных растений, рыхление почвы и т. п.). Обучение учащихся аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для полива растений и рыхления почвы. Рассматривание картин и картинок, пиктограмм, фотографий о труде учащихся, других людей по уходу за растениями. Беседы в доступной форме по данной тематике, чтение литературных произведений. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Питание.Упражнения в сервировке стола для чая или обеда. Обучение учащихся пользоваться ножом и вилкой. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Соотнесение с реальным рационом питания в школьной столовой. Беседа с учащимися о том, что они ели в завтрак, обед, что будут есть в полдник и ужин. Составление ежедневного картинного отчета о том, что ели в завтрак, обед в школе.
Безопасность в доме, на улице, в природе.Рассматривание вместе с учащимися кухонного прибора (электрическая или газовая плита), который могут включать только взрослые, краткое и четкое пояснение, к чему может привести самостоятельное пользование этими приборами.
Игры, формирующие представления учащихся об элементах Дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведения. Конструирование улицы с использованием элементов игроdого комплекта «Азбука дорожного движения». (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Беседы с учащимися о поведении при встрече с незнакомыми людьми на улице. Рассматривание картинок и ответы учащихся с использованием вербальных и невербальных средств общения на вопросы о правилах поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Организация экскурсий на улицу. Наблюдение (на достаточном удалении от проезжей части) за движущимся транспортом, поведением пешеходов, комментирование происходящего на доступном учащимся уровне для последующего использования этих представлений в ролевой игре по правилам дорожного движения.
Упражнения на запоминание номеров телефонов МЧС в процессе игры с комплектом «Азбука пожарной безопасности»: «Вызываем пожарных по телефону», «Загорелся дом», «Не играем с огнем», «Пожарные спасают игрушечных человечков», «Пожарные тушат пожар» и др. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Чтение учащимся стихотворений, коротких рассказов, в которых говорится о причинах возникновения пожара и правилах соблюдения элементарной пожарной безопасности.
Специально организованные образовательные ситуации для знакомства и уточнения представлений учащихся о знаках пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаках («Огнетушитель», «Пожарный кран», «Выход здесь» и др.), знаках дорожного движения («Дети», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Больница» и др.). Тренировочные упражнения на уточнение знаний о сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о цвете и форме знаков дорожного движения (в доступных для учащихся пределах, индивидуально, исходя из интеллектуальных особенностей), используя для этого дидактические игрушки и аналоги реальных предметов (светофор, машины на дороге, пирамидку-светофорик, пожарную машину и др.).
Беседы с учащимися о способах поведения в опасных ситуациях с использованием иллюстративного материала.
Заучивание с учащимися следующих правил:
нельзя:
- включать кран горячей и холодной воды в отсутствие взрослого;
- играть со спичками;
- перебегать улицу перед движущимся транспортом;
- ездить на велосипеде по проезжей части;
нужно:
- пользоваться столовыми приборами только для приема пищи;
- переходить проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого, посмотрев сначала налево, а на середине проезжей части — направо.
Материал излагается в форме, доступной учащимся, подкрепляется проигрыванием в отобразительных играх и образовательных ситуациях.
Индивидуально с каждым учащимся (исходя из его возможностей) разучиваются «памятки»: «Каждый ребенок должен знать...», «Чего никогда не нужно делать...», «Что нужно делать, если...» (при отсутствии рядом взрослого), которые педагоги могут представить в виде картинок.
СЕДЬМОЙ КЛАСС