Стадия. Борьба и разочарование
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
В эмоциональном развитии временного коллектива существует чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект».
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода».
Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.
В течение смены в жизнедеятельности лагеря имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем — спад - подъем).
Каждая фаза имеет свои содержательные особенности:
I фаза (1-6 дни)
II фаза (7-16 дни) характеризуется снижением тональности эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний.
III фаза (17-21 дни) характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний,
Границы каждой фазы отмечены снижением тональности эмоциональных состояний. Переход от одной фазы к другой происходит через эмоциональный спад.
В течение смены наблюдается 2 спада:
· 1-ый спад (кризис привыкания) приходится на 4-5 дни смены,
· 2-ой (кризис усталости) - на 14-15 дни.
В эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20 дни).
Учет закономерностей эмоционального развития даетвозможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы различные дела в зависимости от их «эмоциогенности», то есть ожидаемой способности вызывать эмоциональные состояния определенной тональности и силы, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод.
При составление планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня.
Так, в утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу:
· дела познавательной направленности,
· прогулки на природу,
· реализацию образовательных программ,
· деятельность по самообслуживанию.
На вторую половинудня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить:
· спортивные дела,
· развлекательные массовые программы,
· организовывать деятельность по интересам,
· различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела.
Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде.
СХЕМА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.
Стадии развития детского коллектива:
Стадия.
Ориентация— это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает,
на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
· Готовность к работе и радужные ожидания
· Изучение ситуации и действующих лиц
· Зависимость от авторитетов и иерархии
· Потребность найти свое место
· Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
Задачи оргпериода:
· Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
· Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
· Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
· Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений
Игры этого периода: Комплименты ,Представление, Круги , Снежный ком, Остров, Если нравится тебе
стадия. Борьба и разочарование.
Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.
В это время каждому члену группы присуще:
· Чувство несоответствия надежд и реальности;
· Недовольство авторитетами;
· Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
· Чувство некомпетентности;
· Споры за власть и внимание;
· Отсутствие доминирующей потребности
Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.
Задачи периода:
· Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
· Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
· Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
· Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
· Способствовать успеху этой деятельности;
· Склонить в свою сторону лидеров групп.
Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества.
Игры этого периода.
Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.
Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.
Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.
И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения.
Правила могут быть следующие:
· Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
· «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
· Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
· Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
· Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
· Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!
Примеры: Птица, Дерево, Сидячий круг, Массаж, Я–змея, Спагетти–кетчуп–кока-кола, Письмо
Маленькие советы:
· Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
· найти подходящий момент для решающего разговора;
· возможность высказывания своего мнения;
· анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
· организовать дело, которое может их объединить;
· четко знать то, что осудят все.
3 стадия. Доверие.Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.
На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
· Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
· Разрешение противоречий;
· Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
· Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
· Разделение обязанностей и ответственности;
· Этап разрешения означает, что каждый в группе:
· — понимает, о чем речь;
· — имеет право голоса;
· — поддерживает решение;
· — желает работать.
Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:
· дежурный командир;
· дежурный по столовой;
· «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
· человек-будильник;
· почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
· глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
· летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
· летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
· и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.
Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется: Тайный друг
4 стадия.
Самостоятельность (период делового сотрудничества).Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.
Ведущая деятельность: вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
В это время каждому члену группы присуще:
· Радость от участия в работе группы;
· Совместная взаимосвязанная работа;
· Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
· Высококачественная работа;
· Передача роли лидера;
· Чувство силы команды;
· Межколлективные отношения;
· Настрой на успех;
· Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.
Задачи периода работы:
· Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
· Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
· Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
· Гуманизация деловых отношений;
· Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
· Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
· Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
· Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.
На этом этапе воспитатель либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.
Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:
· «колесо»
· «цепь»
· «игрек»
· «круг»
· «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)
Маленькие советы:
· не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
· обеспечь взаимодействие с другими группами;
· заведись сам, заведи отряд;
· одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
· интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
· смотри иногда на свою группу «со стороны»;
· не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.
Стадия.
Расставание.Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.
Ведущая деятельность: анализ и рефлексия.
В это время каждому члену группы присуще:
· Грусть и признательность;
· Резкий подъем или спад настроения;
· Гордость за достижения;
· Чувство близости к членам группы;
· Идейное единство отношений;
· Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
· Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
Задачи периода завершения:
· Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;
· Побудить к дальнейшему саморазвитию;
· Содействовать применению полученных навыков;
· Содействовать качественному росту коллектива;
· Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.
На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».
ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры): Листы на спине, Открытки с благодарностями, Паутинка (расскажи мне обо мне), Групповая поэма.
Маленькие советы:
· как можно больше лирики и романтики;
· эмоциональный подъем;
· используй свечу, она вызывает на откровенность;
· сделай небольшие подарочки всем на память;
· пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);
· пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни;
· намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …