Систематизация и осмысление материала

Собираемый и обрабатываемый материал одновременно тщательно обдумывается с точки зрения изучаемой проблемы. Студент должен хорошо изучить историю вопроса, различные мнения, точки зрения педагогов, психологов, методистов и др. по исследуемой теме, отобрать наиболее значимые и актуальные, выстроить собственную концепцию, своё понимание проблемы. Далее составляется предварительный план курсовой работы.

Предварительный план – это перечень вопросов, важных для теоретически глубокого и полного освещения проблемы, помогающий обеспечить логическую стройность и последовательность изложения материала по теме. Он должен состоять из трёх основных частей: введения, основной части и заключения.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

В курсовой работе можно выделить следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· введение (вводная часть)

· основное содержание работы, состоящее обычно из 2 или 3 глав;

· заключение;

· список литературы;

· приложения (если в них имеется необходимость).

В тексте курсовой работы каждая составная часть начинается на отдельном листе и имеет тематическое название, например:

Глава I. Принципы обучения как категория педагогической науки

1.1 Ретроспективный анализ принципов обучения

1.2 Современные принципы обучения: опыт создания

1.3 Требования к созданию системы принципов обучения

Заканчивается каждая глава краткими выводами автора по содержанию данной главы.

ВВЕДЕНИЕ.

Вводная часть содержит четкое и краткое обоснование выбора темы курсовой работы, определение актуальности темы, краткий анализ разработанности выбранной проблемы в теории и практике образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (кто из авторов занимался этими вопросами и какие аспекты, направления больше изучены).

На основе такого анализа формулируются объект, предмет, тема, проблема, гипотеза, цель, задачи и методы исследования, указывается база исследования.

Структура вводной части Сущность основных понятий Образец Ваш вариант
Проблема     Это конкретный вопрос, на который необходим ответ в ходе исследования. Противоречие между сложившейся практикой обучения (воспитания) в области «Безопасность жизнедеятельности», т.е. устоявшимися формами, методами, приёмами, организацией учебно-воспитательного процесса и результатами, которые уже не удовлетворяют требованиям современности. Проблема чаще выражена вопросом (Как? Каким образом? и т.п.), возникающим при анализе педагогического опыта или педагогической (методической) литературы.   Каковы пути и средства удовлетворения актуальной потребности образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе специально разработанных принципов обучения, учитывающих с одной стороны особенности данной области, а с другой - тенденции современного образования.  
Цель исследования   Решение проблемы исследования. Определение, выявление, анализ, доказательство наиболее эффективных, оптимальных форм, методов, приемов, технологий обучения (воспитания), младших школьников на современном этапе развития начального образования. Провести анализ литературы и выявить специфику построения и реализации системы принципов обучения применительно к особенностям предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».    
Тема исследования   Ещё более узкая сфера исследования в рамках предмета. Она должна быть достаточно конкретна, лаконична, стилистически грамотно сформулирована. Построение системы принципов обучения ОБЖ в школе.  
Объект исследования   Крупная, относительно самостоятельная часть объектной области. Как правило, объектом исследования выступает целостный педагогический процесс формирования каких либо качеств личности, либо процесс воспитания личности средствами внеучебной деятельности, либо процесс формирования учебных знаний, умений и навыков, развития познавательных интересов и т.д. Система принципов обучения.  
Предмет исследования     Конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования являются отдельные стороны, аспекты целостного педагогического процесса, а также связи между их компонентами. Специфика системы принципов обучения предмету ОБЖ.  
Гипотеза     · Предположительное суждение о закономерной связи явлений. Она показывает возможные способы и пути решения поставленной проблемы. · Предположения о возможной эффективности определённого нововведения для педагогического процесса. При выдвижении гипотезы определяются условие и результат решения проблемы. Специфика предметной области учебной дисциплины ОБЖ, целей и задач данного предмета, а также возникшей потребности изменения и достижения целей современной школы, требует разработки соответствующей системы принципов обучения, что в свою очередь должно повысить эффективность учебного процесса.  
Задачи исследования     Конкретизация направлений, по которым пойдёт доказательство гипотезы, т.е. это программа решения поставленной проблемы. (Показать, проанализировать, изучить, охарактеризовать, выявить, раскрыть, обобщить, рассмотреть, разработать педагогические рекомендации, провести экспериментальную проверку и т.д.). 1. На основе анализа литературных источников представить общетеоретическую модель построения системы принципов обучения. 2. Используя метод сравнительного анализа выявить специфические моменты, требующие учета при построении и практической реализации системы принципов обучения предмету ОБЖ. 3. Посредством метода анкетирования проверить адекватность разработанной системы принципов обучения эмпирическим представлениям учителей ОБЖ о данной категории педагогической науки.  
Методы исследования   - Теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение и др.) - Обобщение передового педагогического опыта (массового или отдельного педагога, школы). - Изучение школьной документации (классных журналов, планов, распоряжений, протоколов и др.). - Изучение результатов деятельности учащихся (письменных контрольных работ, творческих работ: сочинений, стихов, рисунков, поделок и т.п.). - Методы опроса (анкетирование, интервью, беседы). - Статистические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование). - Наблюдение (включенное и невключенное). - Социометрия (анализ внутриколлективных отношений). - Рейтинг. - Педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретический анализ литературы по выбранной проблеме исследования; - обобщение опыта работы учителей ОБЖ с родителями учащихся; - анкетирование учащихся и их родителей; - беседа с учителями ОБЖ, учащимися и их родителями; - включенное наблюдение; - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).    
Эмпирическая база исследования   Школа, класс, возраст, пол, количество испытуемых, место проведения, место проведения эксперимента. Средняя школа №57 г.Ижевска, 7 «Б» класс, 27 учащихся. Учитель ОБЖ… .  


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Основная часть, занимающая примерно 2/3 общего объема работы, содержит изложение теоретических положений, краткую историю изучаемого вопроса, подробный, аргументированный ответ на поставленные во введении вопросы путём анализа, обобщения различных точек зрения ведущих педагогов, психологов, методистов. Завершается обзор литературы собственными дополнениями, уточнениями, выводами автора курсовой работы. Как правило, всё перечисленное составляет теоретическую первую главу.

Вторая глава курсовой работы содержит анализ фактического материала. Он обычно берется из личного педагогического опыта и жизненных наблюдений студента, а также из наблюдения и анализа практики ведущих педагогов. Важно не только описывать конкретные педагогические ситуации, учебные и внеклассные занятия с учащимися, но и анализировать их: указывать причины, мотивы действий учащихся, школьников, родителей; условия, способствующие успешной, более эффективной учебно-воспитательной работе с учащимися; предполагаемые последствия, вытекающие из поступка учащегося или из решения учителем педагогической проблемы.

Курсовая работа будет оцениваться значительно выше, если в ней будет отражен проведенный студентом педагогический эксперимент по теме исследования. Цель педагогического эксперимента – получение фактического материала для проверки гипотезы. В зависимости от исследовательского назначения педагогического эксперимента различают следующие его виды:

1). Констатирующий – (установочный) эксперимент предполагает «стартовую» характеристику тех знаний, умений, навыков и качеств личности, которые нужно развивать в дальнейшем. Он проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления.

2). Формирующий –(созидательный) эксперимент играет основную роль в педагогическом исследовании. Он организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента студент производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку, вводя новые условия и изучая влияние этих условий на повышение эффективности обучения или воспитания, т.е. разрабатывает программу обучения (воспитания), по которой будет проводиться систематическая работа, направленная на развитие указанных качеств. Формирующий эксперимент предусматривает либо наличие экспериментальных и контрольных групп, классов (параллельный эксперимент), либо наличие только экспериментальной группы (линейный) – здесь её результаты сравниваются с результатами массового опыта или с прежними результатами этой же экспериментальной группы.

3). Контрольный (итоговый) эксперимент. Цель – определить эффективность формирующего эксперимента. Учащимся предлагаются специальные контрольные задания, тесты, позволяющие судить о том, насколько удалось решить поставленные задачи, сравнить результаты констатирующего и итогового срезов, проследить динамику намеченных процессов.

Наши рекомендации