Примечания Рамы Прасада
1. «Бог сказал», «Богиня сказала». Вся книга изложена в форме диалога между Богом Шивой и его супругой Парвати. Все Тантры
имеют такую же форму диалога. Это трудно совместить с реальными фактами, предположив, что Шива и Парвати были не
кой человеческой парой в некий древний период. Первый в этой книге упоминается как Ишвара, вторая — как Деви, или Шакти.
Заметим, что и метод построения не свидетельствует, что книга была дана самим Шивой. Прежде всего, в книге есть несколько
стихов, которые, по-видимому, происходят от различных авторов и соединены в данной форме неким собирателем. Во-вто
рых, автор говорит в одном месте, что он собирается описать определенные опыты, как он видел их в Шивагаме (священных
текстах тантрического учения Шивы). В конце одной рукописи, однако, он говорит, что книга содержит восемь глав Шивагамы.
В «Кенопанишад» великий комментатор Шанкарачарья интерпретирует Уму-Химавати (другое имя Парвати) как брах-мавидью, или божественную науку. Это объяснение едва ли будет справедливо здесь. Здесь Шива и Парвати, по-видимому, олицетворяют собой мужской и женский принципы. Они являются теми, кто лучше всего ознакомлен с их собственной жизнедеятельностью. Бог, мужской принцип, объясняя Шакти, женскому принципу, различные способы, в которых тонкие силы природы отпечатываются на более грубых планах, мог бы быть символом внешнего отпечатка от всех мыслей и живущих организмов в Шакти (более холодном вещественном начале) с помощью Шивы (более горячего мужского принципа).
2. Вселенная охватывает все проявления, с которыми мы знакомы, либо на умственном, либо на психическом плане. Все они
вышли из таттв. Таттвы — это силы, которые лежат в основе всех этих проявлений. Рождение, сохранение и разрушение, или, говоря более строго, появление, питание и исчезновение явлений, с которыми мы знакомы, есть таттвические изменения су
ществования.
3. Это — Парабрахман последователей веданты, первое изменение бытия, которое стоит на вершине эволюции. Это первая положительная фаза жизни. Все Упанишады соглашаются в этом. В начале все это было cam(положительная фаза Брахмана). Из этого состояния вышли по порядку пять эфиров — таттвы или махабхуты, как они также называются. «От Него произошла ака-ша и так », — говорит Упанишада. Это состояние Парабрах-мана называется в тексте «непроявленным». Проявление для нас начинается только вместе с «эго», шестым принципом нашей конституции, а все находящееся за этим естественно является непроявленным. Формы проявляют себя только когда таттвы и два состояния вещества — мужское и женское, более горячее и более холодное,—приходят к существованию. Однако существует только одно универсальное состояние вещества. Следовательно, этому состоянию дается также эпитет Одно Целое (Единое). Оно называется также «Дающее свет». Этот свет есть реальная жизнь. Это то состояние, которое превращается в пять эфиров, которые образуют атмосферу шестого принципа Вселенной.
4.Тело — человеческое, а также любое другое — состоит из пяти таттв в их грубой форме. В этом грубом теле переливаются пять таттв в их тонкой форме. Они регулируют его физиологически, умственно, психически и духовно. Поэтому это четыре тонкие формы таттв.
5. Более всего любой человек уделяет внимание своему собственному телу. С учетом этого здесь были описаны законы возникновения дыхания в теле. Знание трех времен — прошлого, настоящего и будущего — есть ни что иное, как научное знание причин и следствий явлений. Знайте настоящее таттвическое состояние вещи, знайте их предшествующие и последующие состояния, — и вы получите знание трех времен.
6. «В сваре находятся Веды ...» Свара, как было видно, есть ток жизни-волны. Это то же самое, что и разум (интеллект) последователей веданты. Утверждение в этом стихе могло иметь два значения. Оно могло бы означать, что вещи, описанные в Ведах, находятся в сваре-, или она могла означать, что описание само находится там. Оно могло бы означать, что оба (вещи и описание) находятся там. Это, конечно, абсолютный факт. Нет ничего в проявлении Вселенной, что не получало бы существование от Великого Дыхания, которое есть прана Вселенной на наивысшем плане Единой Жизни.
7. Этот стих указывает на различие между практическим и теоретическим оккультизмом. Практика, конечно, в высшей степени
благоприятна, но теория также ставит нас в правильную колею и поэтому также достаточно благоприятна.
8. За некоторыми разъяснениями по этому предмету читатель отсылается к моим эссе об эволюции.
9. Каждое явление является ничем иным, как фазой таттвического движения.
10. Все явления Вселенной являются именами и формами. Все эти имена и формы живут в сваре Парабрахмана или в сравнитель но более тонких таттвах. Но нет ничего различимого. Они только различаются как таковые, когда они отпечатываются на более грубых планах. Отпечатывание имеет место благодаря более холодному состоянию жизненного вещества, которое является только тенью праны, первоначального состояния. Следовательно, все имена и формы являются нереальными сами по себе.
11. Это знаменитое изречение: «Познай самого себя с помощью самого себя», которое получается из греческого добавлением трех последних слов.
12. Это все различные фазы пяти различных таттвических состояний. Они имеют естественное влияние на земную жизнь. Это
влияние отличается от вещи, на которую это влияние оказывается. Лучи таттвического состояния времени только отразятся
в любой организм, если отражающая поверхность является со ответствующей. Йогин, который имеет власть над своим дыха
нием, может направить его в любое таттвическое состояние, которое он выберет и противоположные влияния времени просто
устранятся.
13. Йогины принимают пупок в качестве отправной точки системы нади. Так говорит Патанджали, великий философ йоги:
«Системы тела узнаются путем концентрации на пупке». Ведантисты принимают сердце в качестве начальной точки системы. Первые принимают в качестве их причины существование в пупке силы Кундалини (иначе Кундали), последние — существование в сердце сердечной души (лингатма), которая является реальной жизнью грубого тела. Она, однако, нематериальна. Мы можем начать откуда пожелаем, если только мы правильно понимаем местоположение жизненного принципа и его различных проявлений.
14. «Сила Кундали». Эта сила спит в развитом организме. Это та сила, которая тянется в грубое вещество от материнского организма через пуповину и распределяется по его различным местам, где прана придает ему форму. Когда ребенок отделяется от матери, сила идет спать. Она теперь больше не нужна. На запасы Кундали влияют размеры тела ребенка. Сказано, что возможно пробудить эту богиню даже в развитом организме определенными упражнениями йоги. Когда это сделано, йоги получают власть над удлинением или укорочением членов тела.
15. Для разъяснений по этим трем нади читатель отсылается к статье о пране. На малом расстоянии от правого и левого сердца, и правой и левой частей позвоночника находятся пингала и ида. Канал между этими двумя есть сушумна. Полагая, что система кровеносных сосудов является простым отражением нервной системы, эту терминологию можно применять только к нервной системе. Оказывается, однако, что нади тантристов охватывают обе эти системы. В нервной системе находится реальная сила, и она должна присутствовать везде, где есть какое-либо проявление жизни.
16. Отрицательная фаза праны имеет свойства амриты, дающей вечную жизнь. Отрицательная материя, луна, является более холод ной, чем положительная материя, солнце. Первая получает впечатления от последней, и она приводит в действие часть
сообщенных ей впечатлений. Луна, поэтому, является реальной жизнью всех имен и форм. В ней они живут, она поддерживает
их. Она поэтому есть амрита, нектар жизни. Первая нади является, из-за более высокой температуры, которой она обладает, сообщателем имен и форм, или кратко, сообщающей движение фазой жизненной материи. Она является тенденцией солнца всегда вызывать изменения в именах и формах, и дает новые впечатления вместо старых. Следовательно, солнце является великим разрушителем форм. Оно является отцом форм, но реальным сохранителем является луна.
17. Будет видно, что в этом разделе отмечены три фазы сушумны.
18. Отмечены еще две фазы соединения — сандхья-сандхи и ведоведа. Согласно некоторым философам, они не существуют. Говорят, что эти две есть только имена двух предыдущих. Это, однако, не есть тезис данного автора. Он утверждает, что оба эти
состояния существуют раздельно. Сандхъя-сандхи — это та сушумна, через которую происходит исчезновение в более высокую материю по ту сторону. Физиологическая сушумна есть резервуар потенциальной физиологической жизни человека. Из этого состояния берет свое начало либо положительная, либо отрицательная фаза жизни. Но сушумна есть дитя более высокой фазы жизни.
Положительная и отрицательная умственные силы согласно аналогичным законам дают рождение этой потенциальной пра-намайя-коше. Это слово, как говорят некоторые авторы, есть результат умственного движения (самкалыга). Состояние соединения этих двух ментальных состояний есть сандхья-сандхи. Такое же имя, по-видимому, было дано высшей сушумне. Когда эти две фазы ментальной материи нейтрализуются в сушумне, пранамайя-коша теряет свою жизненность и исчезает. Ведоведа же представляет собой то состояние, в которое падает отражение высшего Атмана и откуда для него открывается путь в мозг.
19. Смотри мои эссе о таттвах.
20. Каждое возможное явление души, разума, праны и грубой материи происходит от таттв, как это мы пытались объяснить во вводном эссе.
21. Нервная система отличается по всем локам. Много раз говорилось, что таттвические лучи, разбегающиеся в каждом направ
лении, из каждой точки, порождают неисчислимые трути, которые являются уменьшенными картинами макрокосма. Теперь
будет легко понять, что эти картины образуются на различных планах, которые различным образом наклонены к солнечной оси и лежат на разных расстояниях от Солнца. Наша планета находится на определенном расстоянии от Солнца, и жизнь на этой планете устроена так, что лунный и солнечный токи жизни должны иметь равную силу для необходимости поддержания организма. Таттвы также должны быть сбалансированы. Могли бы быть другие планы жизни, в которых соответствующие силы двух токов и таттв могли быть больше или меньше, чем на Земле. Очевидно, что на всех этих планах различные органы будут отличаться по форме, по силе, и по относительному положению. Это порождает более или менее различающиеся нервные системы во всех локах и различные формы организмов земли. Как и в эволюции изменились потребности ума, так пра-намайя-коши изменяют свои планы, и таким образом они изменяются на Земле согласно оккультной теории эволюции.
22. Йогины действуют с целью обмануть время. Время есть порядок появления различных таттвических фаз живущего организ-
ма. В человеке этот порядок регулируется его предыдущей кармой. С помощью силы предыдущей кармы человеческий
организм обретает различные состояния восприимчивости, в соответствии с восприимчивостью таттвическое влияние вре
мени — солнечная прана — вызывает боль или наслаждение различных видов. Практикой йоги йогин управляет изменени
ями таттв своего тела. Время обманывается. Если он выталкивает зародыш болезни из своего тела, то никакая эпидемия
никогда не затронет его.
23. Таттвическое значение планет, описанное в этих двух стихах, повидимому, является мнением только нескольких. Мнение авто
ра, которое является также мнением великого астролога Вараха-михиры, выражено в стихе 181.
24. Вот двенадцать фаз луны. Луна здесь означает силу, которая дает пищу именам и формам. Это сила появляется в двенадцати формах, согласно таттвическим изменениям. Поток левой нади в ее дневном направлении здесь не имеется в виду.
25. Этот раздел отсылает к человеческой ауре. Тонкая прана окружает грубое человеческое тело, подобно нимбу света.
Естественное расстояние от тела до периферии этого нимба равно двенадцати пальцам человека, прана которого измеряется. Это расстояние подвержено воздействию в течение обычного периода вдоха и выдоха. Во время вдоха это расстояние уменьшается до десяти пальцев; во время выдоха оно восстанавливается до двенадцати. Во время других определенных действий расстояние также изменяется. Таким образом, при ходьбе длина праны становится 24, при беге — 42. При совокуплении она становится 65, во время сна — 100. При еде и разговоре она становится 18. В обычном человеке длина ее равна 12 пальцам; обычная длина, однако, уменьшается в необычном человеке. Таким образом, в тех людях, которые свободны от желаний, длина праны уменьшается на 1 палец. Она становится равной 11. В людях, которые всегда приятны, всегда веселы, длина ее равна 10 пальцам. Поэт имеет 9 пальцев. Оратор имеет 8. Провидец имеет 7. Левитатор имеет шесть; и так (смотри следующие стихи).
26. Сфера праны означает нимб этой силы, которая окружает грубое тело. В то время, когда мужская прана имеет чистый свет
солнца, а женская — луны, пусть два нимба соединятся вместе. Они в это время находятся в их собственном элементе. Когда
два нимба приходят вместе, они изменяют цвет. При определенном количестве естественного удовлетворения индивидуальное
солнце будет уменьшать привычку удовлетворения индивидуальной женской пряной и наоборот. Это, конечно, следует по
вторять некоторое время, чтобы сообщить каждой из двух пранпостоянный цвет другой. Следует сделать еще одну вещь. Не следует допускать, чтобы какой-нибудь антагонистический цвет оказывал хотя бы малейшее влияние на ту или другую из этих
пран. Если это сделано, то двое научатся отталкивать друг друга и вместо привязанности возникнет вражда.
27. Первая и третья прана в стихе означают либо мужчину, либо женщину, тогда как вторая означает противоположное этому.
Это означает, что мужская или женская прана принимает с ее субстанцией женскую или мужскую прану, если допускается та
или иная из последних. Это допущение должно иметь две фазы. Должен существовать готовый ум, или иначе будет введен анта
гонистический цвет и последующее отталкивание. Должна быть также активность, извлеченная из какого-либо антагонистического цвета, которая могла бы присутствовать в пране, и также защищающая как ум, так и прану от любых антагонистических влияний. Когда мужская или женская прана входят на место, т.е. насыщается в женской или мужской пране, жизнь находится у своего конца. Отрицательная прана дает общую силу положительной и наоборот. Сила вызывает долгую жизнь. Но, чтобы получить долготу жизни, должно быть полное насыщение, которое невозможно при наличии какой-либо одной из этих пран любой другой антагонистической праны.
28. Эти два стиха (№ 290 и 299), как кажется на первый взгляд, воспроизводят различные истины. Но они относятся к различным пранам — одна к положительной, другая — к отрицательной.
29. Женские клетки в яичнике являются «луной». Они имеют способность быть втиснутыми в любую форму мужскими клетками — «солнцем». Мужское семя горячее, чем зародышевые клетки женщины. По мере того, как первые действуют на последние, они расширяются. Первые действуют на последние только когда они предоставляются им — это выражается тем, как говорят, что «солнце» входит в «луну», а «луна» входит в «солнце». Когда они, таким образом, входят друг в друга, женское вещество, которое получает постоянное питание с помощью силы Кундали, начинает расширяться вдоль линий, вытянутых за нею силою, присущей «солнцу». В мужском семени лежит скрытый будущий человек, так же как дерево в семечке. Такова истинная картина солнца, или, как мы можем сказать, макрокосмической праны. Мужское семя является, фактически зеркалом, в котором вследствие таттвического сходства отражается индивидуальная трути, с которой читатель теперь уже должен быть знаком. Мужское семя, таким образом, является вместилищем всей пранамайя-коши. Женщина аналогично является совершенной «луной», представляющей каждую часть тела. Они действуют друг на друга, и результатом является грубая форма.
30. На этот день приходится начало года эры Самват царя Викрам-адитьи.
31. Этим днем начинается солнечный год. Внешний цвет в любое время определяется положениями Солнца и Луны и теми пла
нетами, наличие которых оказывает самое сильное влияние на таттвическое значение любого момента. Это таттвическое зна
чение изменяется согласно универсальному закону. Если в какое-либо время течет апас-таттва, то она никогда не может
сразу проникнуть в теджас, а должна делать это постепенно. Эти атмосферные таттвы имеют значительно меньшие рас
стояния (пробегают многими меньшими курсами). Следовательно, возможно, хотя и крайне трудно и сложно, вычислить
из таттвического значения одного момента таттвическое значение любого будущего момента. На этот живущий мир всегда воз
действуют эти таттвические изменения. В акте дыхания природа обеспечивает очень точным и верным масштабом все
измерения таттвических изменений. Следовательно, тот йогин, который может жить в соответствии с временем и простран
ством, может предсказывать будущее очень легко. Но насколько трудно жить в совершенном соответствии с временем и про
странством!
32. Нарушение таттвического баланса есть болезнь; следовательно, каждая таттва имеет свои собственные болезни.
33. Когда два человека приходят вместе, их праны изменяют цвет. Это так из-за того, что вы можете узнать из мгновенного отражения в вашем собственном теле цвет любого другого человека, который находится около вас. Настоящее каждого человека есть отец его будущего. Следовательно, вы можете предсказать конец любой болезни, или время смерти. Все это, как было установлено, является справедливым по этим направлениям и было описано в различных разделах этой книги.
Глоссарий
Абхиджит — один из лунных домов (накшатр).
абхинивеша— техническое название слабости ума, которая вызывает огонь смерти. Это одно из пяти несчастий йогинов.
авидья — ложное знание.
Агама— одно из трех обозначений достоверного и авторитетного знания. Знание, которое приходит к нам из опыта исследования других, которых мы принимаем за авторитет, такое знание, как говорят, приходит из Агамы. И Веды иногда называются Агамой по той же причине, равно как и Агама — Пятой Ведой. Чаще же всего Агамами называют Тантры, наиболее эзотерические из всех индуистских священных писаний.
агни— огонь. Имя светоносного эфира, иначе называемого теджас-таттвой. Его цвет красный. Другие цвета получаются от сочетания с другими таттвами.
акаша— название первой таттвы, звуконосного эфира; это очень важная таттва. Все другие таттвы выходят из нее и живут и работают в ней. В ней все формы и идеи жизни Вселенной. Не существует такой вещи в мире, которая бы не предшествова-лась акашей или не следовала бы за ней, это то состояние, из которого мы можем ожидать непосредственный выход каждой другой субстанции и каждой другой таттвы, или, более точно, в котором все есть, но не видимо.
аламбуша, или аламмукха— канал в человеческом теле, о котором говорят, что он открывается в рот; поэтому это питающий канал.
Амбариша — один из пяти адов, в котором свойства апас-таттвы находятся в болезненном избытке.
амрита — напиток бессмертия в райских мирах; само состояние бессмертия.
ананда— это состояние блаженства, в котором душа поглощается духом. Это означает также духовное состояние таттвичес-кой атмосферы.
анандамайя-коша— духовный жизненный слой, духовная монада.
ангула— мера длины, равная ширине большого пальца; дюйм.
Андхатамисра— ад, где качества акаша-таттвы находятся в болезненном избытке.
Анурадха— семнадцатый лунный дом.
анумана— вывод.
апана — то проявление жизненного дыхания, которое удаляет из системы организма вещи, которые больше не нужны, такие как кал, моча и т. д.
Ардра— один из лунных домов (см. накшатры).
Арджуна — герой «Махабхараты», прославленный воин, с которым Кришна беседует в «Бхагавад-гите» и открывает ему важные истины йоги.
апас— название одной из пяти таттв; элемент воды.
асампраджнята— высшее состояние ментального транса, в котором ум полностью поглощается душой. Низшее состояние известно как сампраджнята.
асат — отрицательное дыхание или фаза материи.
асмита— 1. Синоним ахамкары, эгоизма. 2. Производящая часть, или доля «Я». 3. Мнение, что «Я» ничем не отличается от органов чувств и ментальных построений.
Атман — истинная Самость, или душа (особенно как универсальная Сверхдуша) всех живущих; также один из эпитетов Парабрахмана.
ахавания— один из трех священных огней, которые поддерживались в древнем ведическом ритуале.
ахамкара— эгоизм.
Ашвини— первый лунный дом.
ашрам(а) — духовная обитель или центр; одна из четырех духовных стадий жизни индуиста.
биджа (биджа-мантра)— тантрический звуковой символ идеи человеческого ума, шагнувшего за обычные границы видимого и, таким образом, заглянувшего в невидимое. Древние тантрические философы и мистики имели алгебраические
символы для обозначения почти каждой идеи. Им это было абсолютно необходимо, потому что они придерживались мнения, что если человеческий ум фиксировался на каком-либо объекте с достаточной силой некоторое время, то несомненно, посредством силы воли он достигнет объекта. Внимание, вообще говоря, достигалось посредством постоянного бормотания определенных магических звуков и слов, и, таким образом, удерживанием идеи (воплощенной в звуке-образе) всегда перед умом. Короче, алгебраические символы использовались поэтому для обозначения_каждой идеи. Так, например, ХРИМ означает скромность, КЛИМ означает любовь, АИМ означает защиту, ШРИМ означает благополучие, и т.д. Аналогичные символы использовались для названия кровеносных сосудов и т.д. Значительная часть символического языка Тантр в настоящее время, к сожалению, большинству людей просто непонятна, за исключением сравнительно небольшого числа посвященных тантрических адептов.
Брахман— также известен как Парабрахман, единый Абсолют, из которого исходит Вселенная.
Брахма (с долгим конечным «а») — 1. самосознание проявленной Вселенной, шестой принцип Вселенной. 2. Бог-творец.
брахман— ведический жрец; индуистский священнослужитель, представитель высшей касты индуистов.
брахмарандхра— отверстие в голове, через которое йогин (см.) выходит из тела. В нем заканчивается позвоночный канал.
брахмавидья— божественная наука; знание, ведущее к постижению Абсолюта.
брахманда — Вселенная (буквально «яйцо Брахмы»).
буддхи— 1. разум, интеллект. 2. Понимание и сама способность к пониманию чего-либо.
Бхарани— второй лунный дом.
бхуты — 1. оболочки духов умерших. 2. Низшие демоны и духи. 3. Живые существа вообще. 4. Материальные космические элементы, называемые также махабхутами (буквально «великими элементами»).
вайдхрита, или вайдхрити— существует 27 йог («соединений») в эклиптике. Йога в этом значении, как утверждает Колебрук, «есть ни что иное, как способ указания суммы долгот Солнца и Луны».
Это так и есть. Вайдхрита — это 27-я йога.
вайрагья — безразличие к объектам мира, доставляющим удовольствие.
Вак— богиня речи; другое имя Сарасвати.
ВАМ (of)— мистический символ (биджа-мантра) anac-таттвы, от слова «вари», синонима апаса («воды»).
васана — привычка или стремление действовать, которая зарождается в уме при совершении действия.
вайю — одна из таттв; вкусоносный эфир.
вашикарана— букв, «приворожение»; одна из шести оккультных способностей (т.н. шаткармы) в индуистской тантре; способность подчинять других своему контролю.
веданги— букв, «части Вед». Шесть вспомогательных отраслей ведических знаний, помогающих правильно понимать и применять Веды.
ведоведа — проявление сушумны.
Веды — четыре изначальные и наиболее священные книги индуистов.
встала — злой дух.
виджняна — буквально означает познающего. Технически означает психическую материю и ее проявления.
виджнянамайя-коша— психический слой сознания.
викальпа — ложное воображение. Определение см. в эссе об уме.
вина— струнный музыкальный инструмент.
винду (или бинду) — точка.
випала— мера времени в 2,5 секунды.
випарьяя— ложное знание; одно из пяти проявлений ума, признаваемое мудрецом (риши) Патанджали.
вира-мантры— букв, «героические мантры»; тантрические мантры (см.), связанные с почитанием ужасных и гневных проявлений Божества, а также с опасными практиками шаткармы (см.) и т.п.
Вират— непосредственный предок Ману и сын создателя Брахмы; эфирное состояние психической материи, из которого исходят ментальные таттвы, которые составляют Ману.
витарка — философская любознательность.
вичара— медитация. Философское определение см. в эссе по йоге.
Вишакха — лунный дом (накшатра).
вишама-бхава— неравное состояние. Это проявление сушумны. В нем дыхание течет в один момент из одной ноздри, а в следующий из другой. (См. примечание к стиху 121).
Вишну — один из аспектов Высшего Бога, выступающий в качестве Хранителя жизни и Вселенной. Индуистами-вдйшнаволш почитается как единственный Верховный Господь.
«Вишрамопанишад»— название йогической Упанишады, переведенной в тексте.
вьяна— то проявление жизненной энергии, которое позволяет каждой части тела сохранять свою форму.
Вьяса— древний философ, автор «Махабхараты», большинства пу-ранических текстов, комментариев к «Йога-сутре» (афоризмам йоги) и «Веданта-сутре» (афоризмам веданты), а также ряда других писаний.
вьятипата— одна из 27 йог. (См. вайдхрита).
гуру — букв, «весомый» (в смысле «наделенный знанием, силой и опытом»). Авторитетный учитель или наставник в любой дисциплине ведической культуры: музыке, танце, той или иной науке, философии, но особенно в религии и мистической практике (йоге и тантре).
ГХАМ — мистический символ (биджа-мантра) для одного из сосудов, которые идут от сердечного центра и разветвляются по всему телу.
гхати— 1. период времени в 24 минуты; 2. лунная гхати несколько меньше — 1/60 лунного дня.
гхрана— орган обоняния, запахоносной модификации праны.
ГАМ— мистический символ (биджа-мантра) одного из сосудов, которые отходят от сердечного центра.
Ганга— 1.технический термин для солнечного дыхания в классических текстах по йоге. 2. Священная река в Индии.
гандхарва— небесный музыкант и певец.
гандхари— нади (см.), которая идет в левый глаз.
ганы — букв, «сонмы, толпы». Собирательное название целых групп низших персонажей индуистской мифологии: божеств, полубогов, всевозможных духов, выступающих как свита помощников Шивы и находящихся под предводительством Ганеши (букв. «Повелителя ганов»), слоноликого бога мудрости и успеха.
Гаргья Саурьяяна— имя древнего философа, упоминаемого в Упанишадах.
гархапатья — один из трех домашних священных огней древнего ведического ритуала.
гуны — букв, «качества, свойства, характеристики». Составляющие принципы пракрити (см.), первичной природы: саттва (чистота, благость) — качество покоя, прозрачности, всепроникающее и отражающее свет чистого Сознания; раджас (страсть) — активность, присущая энергии, движению, действию, эмоциям и жизнедеятельности; тамас (тьма) — инертность, плотность, сила сжатия, сопротивления и распада. Гуны — неотъемлемая часть индуистского мышления, важная не только в религии и философии, но также в йоге и искусстве. Все вещи, явления и личности в мире рассматриваются индуистами как комбинации гун.
дайва— относящийся в богам (дэвам). Ддйеа-день равен одному году человека. Дямеа-год состоит из 365 таких дней.
дамани— название одного из сосудов человеческого тела (вероятно, того — со всеми его ответвлениями,— который переходит в грудь женщины).
двадашанта— двенадцатая часть знаков зодиака.
двеша — то проявление ума, которое связано с отвращением к чему-либо.
девадатта— одна из десяти модификаций жизненного принципа.
девачана— теперь в английском языке используется для обозначения того состояния блаженства, которым наслаждаются после смерти в лунной сфере.
ДЖАМ— мистический символ (биджа-мантра) одного из двенадцати стволов нади, которые ответвляются от сердечного центра.
джаграт — состояние пробуждения.
джапа— букв, «повторение, произнесение». Практика сосредоточенного повторения мантры (см.) мысленно, шепотом или вслух.
джива— любое живое существо; жизнь; индивидуальная душа.
джива-мандала— букв, «круг жизни»; сфера жизнедеятельности.
ДЖХАМ — мистический символ (биджа-мантра) одного из стволов нади, исходящих из сердечного центра.
Джьештха— лунный дом.
дрешкана— третья часть знака зодиака.
духкха— боль, страдание.
дхананджая— одна из десяти модификаций жизненного принципа.
Дхаништха— лунный дом.
дхату— многозначительное слово, имеющее несколько значений: 1. металл, руда, слой, пласт; 2. первичный элемент, то же самое, что и таттва (см.) или махабхута (см.); 3. составная часть тела, которых аюрведа, ведическая система медицины, насчитывает семь.
доша— телесная среда и индивидуальная конституция, регулирующая жизнедеятельность тела.
«Дхьяна-бинду Упанишад»— одна из Упанишад, рассматривающих вопросы йоги.
ида —нади, которая располагается в левой части тела; левая симпатическая.
Индра— Правитель богов; владеющий молнией.
Ишвара— 1. шестой принцип Вселенной (согласно семеричному подразделению). 2. Проявленный аспект Бога.
ишта-девата— букв, «желанное божество». Конкретное божество индуистского пантеона, избранное верующим как объект особого почитания и олицетворение Высшего Божества, чаще всего понимаемого индуистами как безличное начало.
«Ишопанишад» — название одной из Упанишад.
йога— наука и практика правильного применения человеческого ума
и тела в целях духовного совершенствования. «Йога-сутры» («Йога-сутра») — важный трактат по йоге, авторство
которого традиционно приписывается мудрецу Патанджали. йогин — практикующий йогу, то же самое, что и йог. йони — женский половой орган.
кали-юга — название космического цикла в 2400 дайва-лет. Железный век.
Камадева— божество чувственной любви и наслаждения.
камала— буквально означает «лотос». Центр нервной силы в теле. (За подробным объяснением обращайтесь к тексту).
кансья— сплав цинка и меди, широко используемый в производстве сосудов.
«Катхопанишад» — одна из Упанишад.
капала— ритуальная чаша из верхней половины черепа.
Кауравы— персонажи «Махабхараты», букв, «потомки Куру», противники клана Пандавов («потомков Панду»), в том числе и
Арджуны (см.). В мистическом смысле олицетворяют неправедность, эгоизм и зло.
каштха— деление времени, равное 3 и 1/5 секунды.
комала— буквально «мягкий».
крия— букв, «действие». В самом общем смысле означает любую деятельность, в специфическом — религиозную
деятельность (обряды, таинства и т.п.). В йоге и тантре (см.) обозначает контролируемые движения и позы тела.
крикала— то проявление принципа жизни, которое вызывает голод.
Криттика— третий лунный дом.
крор— индийская мера исчисления, равная 100 000.
Кубера— божество богатства, охранитель земных недр и повелитель якшей (см.).
кумбхака — практика задержки вдыхаемого воздуха в пранаяме (см.).
курма— то проявление принципа жизни, которое вызывает моргание глаза.
куху— та нади, которая идет к половым органам.
куша — священная трава Роя Cynosuroides, используемая в ведических ритуалах.
КАМ— мистический символ (биджа-мантра) одной из нади, исходящей из сердечного центра.
кала— деление времени, равное 1 и 3/5 минуты.
Кала (Махакала, Калабхайрава) — букв. «Время». Понятие времени и вечности, а также его мифологическое олицетворение, часто рассматриваемое как особое (гневное или ужасное) проявление Шивы (см.). Другое значение слова — один из адов (см.).
Каласутра — название ада, в котором свойства вайю-таттвы находятся в болезненном избытке.
ЛАМ — мистический символ (биджа-мантра) притхиви-тат-твы.
лайя-йога — практика постепенного погружения, растворения и слияния индивидуального сознания в