СЛАЙД 14. 2. Нормативное правовое регулирование мероприятий по охране труда и технике безопасности
Нормативная правовая база по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ) является основной для формирования качественных трудовых взаимоотношений между сотрудниками фармацевтической организации и их работодателем (руководителем). Соблюдение требований по ОТ и ТБ требует от руководителя постоянного мониторинга изменений в трудовом законодательстве и законодательстве в сфере здравоохранения.
СЛАЙД 15. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии». Непрерывность трудовой деятельности работника во многом зависит от организации ОТ.
Система организации труда во всех организациях, в том числе и фармацевтических, должна быть всегда направлена на обеспечение качества трудовой жизни работников. В современном обществе концепция качества трудовой жизни включает в себя следующие основные положения и требования:
· справедливую и адекватную компенсацию за труд;
· обеспечение условий безопасности и ОТ, здоровья работников;
· возможность развития способностей работника в процессе трудовой деятельности и самореализации личности в процессе труда;
· возможность профессионального роста и продвижения по службе;
· социальную интеграцию в рамках трудового коллектива.
Исходя из вышеуказанного, одним из элементов качества трудовой жизни является ОТ работника.
СЛАЙД 16. В Российской Федерации основным нормативным правовым актом в сфере труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), который регулирует трудовые и иные, непосредственно связанные с трудовой деятельностью отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей.
Вопросы ОТ и ТБ во всех отраслях строго регламентируются статьями 209-231 ТК РФ, которые являются базой для создания и разработки нормативных правовых и нормативно-технических документов, а также представляют общие сведения об организации труда.
Основные задачи трудового законодательства:
· создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;
· правовое регулирование трудовых отношений по организации труда и управлению трудом, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и т.п.
ТК РФ определена роль государства в регулировании ОТ. Согласно этой статье, государство обязано обеспечить приоритет сохранения жизни и здоровья работников, принятие и реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области ОТ, государственное управление ОТ, государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативов, требований ОТ и др.
СЛАЙД 17. В ТК РФ приводятся следующие определения:
· ОТ – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
· условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
· вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
· опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
· производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;
· требования ОТ – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по ОТ;
· аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ;
· стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области ОТ.
Использование этого понятийного аппарата обеспечивает единство подходов к управлению и контролю за состоянием трудовой деятельности в сфере ОТ и ТБ.
СЛАЙД 18. В 2002 г. был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», где впервые дана трактовка термину «безопасность», под которой понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с законом «О техническом регулировании» в государстве разрабатываются законодательные документы нового типа – общие технические регламенты. Эти документы в форме федеральных законов устанавливают требования к безопасности, обязательные при соблюдении всех видов деятельности. Из них наиболее актуальными для фармацевтических организаций являются:
· Технический регламент о безопасности зданий и сооружений – устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений;
· Технический регламент о требованиях пожарной безопасности – регулирует порядок соблюдения противопожарных норм в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и др.
Помимо общих регламентов, вопросы безопасности регулируются специальными техническими регламентами, устанавливающими требования к отдельным видам продукции (молочная и масложировая продукция, табачные изделия), создающим риск причинения вреда выше обычного.
Среди требований, предъявляемых законодательством к организациям, в том числе, и к фармацевтическим, особое место занимают вопросы, связанные с ТБ. Государственное регулирование вопросов ТБ в сфере фармацевтической деятельности осуществляется в настоящее время законодательными и нормативными правовыми актами различных уровней: федеральные законы, законы субъектов РФ, а также нормативные акты (регламенты, порядки, инструкции), соответствующих федеральных министерств и ведомств.
СЛАЙД 19. Особое место среди них занимает Минздрав РФ, его функции, прямо или косвенно касающиеся вопросов регулирования и контроля безопасности, перечислены в «Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608. Так, на Минздрав РФ возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы:
· организации профилактики заболеваний (в т.ч. профессиональных);
· фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и медицинских изделий;
· медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
· медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и др.
Помимо указанного выше положения по ТБ фармацевтических работников регламентируются документами Министерства труда и социального развития РФ, одним из которых является Постановление Министерства труда России от 29 декабря 1997 г. № 68 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
СЛАЙД 20. Согласно трудовому законодательству, каждое рабочее место в фармацевтической организации должно иметь инструкцию по ОТ и ТБ. Инструкция подлежит согласованию с профсоюзной организацией (если таковая есть) или с советом трудового коллектива. Она действительна в течение 5 лет.
Наряду с вышеуказанными инструкциями по ОТ и ТБ в фармацевтических организациях разрабатываются должностные инструкции (ДИ), в которых определяются задачи и функции фармацевтических работников по занимаемым должностям. Помимо этого, ДИ необходимы для всесторонней объективной оценки работников и нередко помогают при разрешении различных трудовых споров. Стоит подчеркнуть, что не все фармацевтические организации используют ДИ. Их наличие является обязательными только для государственных фармацевтических организаций, а в коммерческих организациях составление должностных инструкций зависит от воли руководителя. Вопросы безопасности работников коммерческих организаций должны быть четко установлены в трудовом договоре. Тем не менее, опыт показывает, что ДИ выполняют весьма важные задачи:
· во-первых ДИ облегчает процесс адаптации нового сотрудника в организации. Если в инструкции четко прописано, что должен сотрудник делать, в каких пределах и за что отвечать, кто его начальник и на что он имеет право, а на что нет – процесс адаптации нового сотрудника происходит значительно легче, у него меньше пассивности и ненужной инициативы;
· во-вторых ДИ устанавливает сферы ответственности и компетентности. ДИ должны включать «пошаговое» описание обязанностей сотрудника, то есть, в ДИ должен быть описан практически каждый участок его работы. Чем более детально определены все ключевые обязанности сотрудника, тем меньше у него возникает проблем в представлении о том, что входит, а что не входит в его обязанности.
При приеме на работу новых сотрудников, при изменении организационно-технических условий, объема и содержания труда фармацевтических работников ДИ должны перерабатываться или разрабатываться вновь.
Таким образом, соблюдение положений нормативной правовой документации по ОТ и ТБ способствует снижению риска правонарушений работодателя по отношению к государству и коллективу фармацевтической организации.