Природа и сущность конфликтов

Юридическая конфликтология. Потлачук Наталья Викторовна

27.09.12.

Конфликт - столкновение (лат conflictus) - противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

Противоречия, лежащие в основе конфликта, не всегда носят объективный характер, а могут быть субъективными или даже мнимыми, но, главное, важными для спорящего.

Как наука конфликтология - с 20 в., но рассуждали на эту тему еще в древности.

Древность: Высшая ценность - мир и согласие.

Противоречие - центральная категория диалектики.

Категория борьбы - дополняет противоречие и конкретизирует характер взаимоотношений сторон, включает в себя не только момент борьбы, но и момент сосуществования.

Средние века: идея равенства всех перед Богом.

Теодицея - учение о том, как при добром и всемогущем Боге, в мире все равно происходит зло. Оправдание Бога.

Новое время: рассуждения о природе социальных конфликтов.

Подходы:

1. Пессимистический (Гоббс, "Левиафан" - эгоистичность человека, первоначальное состояние общества - война всех против всех, потом - общественный договор);

2. Оптимистический (Руссо: человек - доброе и миролюбивое существо, конфликты возникают из-за недопонимания и отношений собственности, поэтому государство должно методом мирного согласия помогать ему решать эти проблемы).

Кант: нормальное состояние общества - война, но с оптимистической надеждой на возможность гос-ва урегулировать этот конфликт;

Маркс: конфликты свойственны всем уровням социальной жизни, теория борьбы классов, основа войны - частная собственность.

Современная конфликтология:

1. Часть ученых полагают, что человек изначально при рождении мирное существо, всплески конфликтов вызываются окружающим миром;

2. Другая часть полагает, что человек изначально предрасположен к конфликтам.

Конфликт как категория, фрагментарность, малые конфликты не исследовались.

1. В социологии конфликтология ( Вебер, Зиммель) доказали, что конфликты - неотъемлемая часть соц жизни.

Основой конфликтности социальных групп являются властные отношения.

Правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а о их РЕГУЛИРОВАНИИ.

Козер - 1956 "Функции социального конфликта".

Постоянный источник конфликтов - дефицит ресурсов. Особую роль при этом играет стремление к власти и престижу.

В закрытом, особенно тоталитарном, обществе конфликты носят разрушительный революционный характер.

В открытом обществе - ведут к согласию и разрешению.

Концепция социального согласия человеческих отношений - Парсонс, Мэйр

Конфликт, как соц аномалия, болезнь

Соц здоровье - соц сотрудничество

Боулдинг - "Конфликт и защита" - общая теория конфликтных взаимодействий.

Статистическая модель - конфликт как специфическая система, первым элементом к-ой являются стороны, а второй - отношения между этими сторонами. Причем стороны всегда будут стремиться занять место, которое не устраивает другую сторону.

Динамическая модель - Человек ведет себя по принципу стимул-реакция, постоянно регулируя а стимулы внешней среды. Природа человека пластична, поэтому он имеет много вариантов реакции.

Универсальный источник конфликтов - несовместимость потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения (скэрсити).

Службы медиации, в том числе в российских судах

2. Конфликтология в рамках психологического подхода

Конфликт как столкновение мотивов, взглядов, интересов людей, которые не могут быть удовлетворены одновременно.

Внутриличностный конфликт - между сознательным и бессознательным (Фрейд)

(Юнг) люди делятся на интровертов и экстравертов

(Берн) люди делятся на ребенка, родителя и взрослого

(Томас) тест - 5 типов поведения в конфликте

В юриспруденции конфликтология выясняет причины конфликтов

Между юр лицами конфликты регулируются ВСЕГДА юридическим путем, а вот между физ лицами - далеко не всегда, но иногда и межличностные конфликты перерастают в правовые.

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТОВ

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающий в процессе взаимодействия субъектов и ...

Причины:

1. Объективные (естественные столкновения людей в процессе их жизнедеятельности, слабая разработанность правовых и др нормативных процедур разрешения соц противоречий, недостаток значимых для людей материальных и духовных благ, образ жизни);

2. Организационно-управленческие (структурно-организационные (структура организации не соответствует задачам), функциональные и организационные причины конфликтов (функциональные связи не отработаны), личностно-функциональные (неполное соответствие работника каким-либо требуемым качествам), ситуативно-управленческие (ошибка в решении управления));

3. Социально-психологические (потеря и искажение информации в процессе коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, разный подход к одной проблеме (непонимание), различные способы оценки результатов деятельности, внутригрупповой фаворитизм);

4. Личностные (неспособность к эмпатии - пониманию др людей, неадекватный уровень притязаний).

Динамика конфликта:

Начало конфликта - определяется актами поведения. Первая сторона сознательно и активно действует против интересов другой стороны, а та в свою очередь понимает это и принимает ответные действия. Окончание конфликта

1. Предконфликтная ситуация - рост напряженности, переходящей в противоречия

1) Возникновение проблемной ситуации;

80% возникают по объективным причинам. Конфликтогены - слова, действия, которые могут привести к конфликту;

2) Осознание объективной проблемной ситуации;

3) Попытки сторон разрешить конфликтную ситуацию неконфликтными способами (убеждение, разъяснения, уступки);

4) Возникновение предконфликтной ситуации, угрозы;

2. Открытый период:

1) Инцидент - вспыхивание конфликта;

2) Эскалация конфликта - накал эмоций, резкая интенсификация борьбы оппонентов; 1-создание образа врага,

2-демонстрация силы и угроза ее применения,

3-применение силы,

4-тенденция к расширению и углублению конфликта,

5-кульминация - сторонам становится ясно,что продолжать дальше нельзя

Сила эмоций и продуктивная деятельность взаимообратны; затруднительны какие-либо переговоры и способы решения конфликтов;

3) сбалансированное противодействие - снижение интенсивности борьбы с сохранением противодействия;

4) завершение конфликта - а) разрешение, б) урегулирование, в) затухание, г) переход в другой конфликт и др ...

3. Послеконфликтный период:

а) частичная нормализация - сохраняются обиды и тп

Б) полная нормализация

Ценности - объект (реальный или иллюзорный), предмет (реален всегда и проявляется отчетливо) - сущность конфликта. При урегулировании конфликта нужно говорить о предмете конфликта

Объект - та ценность, по поводу которой возникает конфликт.

Объект всегда связан с интересами участников конфликта

Объект всегда дефицитен

Предмет - объективно существующая проблема, по поводу которой стороны вступают в конфликт.

Участники – люди, общества, народы, организаторы, в конечном счете это всегда люди.

Основные участники конфликта - главные действующие лица, чьи противоречия и легли в основу противоборства, оппоненты. Ранг оппонентов, субъектов:

1 ранг - выступающий от своего имени и в защиту собственных интересов;

2 ранг - отдельный индивид, защищающий групповой интерес;

3 ранг - структура, состоящая из непосредственно-взаимодействующих между собой групп;

Высший ранг - гос структуры, выступающие от имени государства.

Косвенные, неосновные участники конфликта (хотя грань часто зыбка).

1) родственники;

2) объединения, организации, движения.

Инициаторы, зачинщики - берут на себя разжигание конфликта;

Организатор - лицо, берущее на себя разработку и методы противодействия;

Пособники - помогают участникам конфликта разными способами (спонтанные и специальные), косвенные только;

Посредники - медиаторы, присланные для помощи в разрешении конфликта и нахождении компромисса, косвенные только.

Среда конфликта, климат - оказывает существенное влияние

- Микросреда - совокупность условий непосредственно влияющих на поведение людей;

- Маркосреда - влияет на масштабные конфликты.

1. Физическая среда

2. Общественно-психологическая среда

3. Социальная среда

Прогнозирование и профилактика конфликта:

o Управление конфликта - сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах ...

o Симптоматика

o Диагностика

o Прогнозирование - обоснованное предположение о возможности возникновения конфликта;

o Профилактика - организация жизнедеятельности субъектов, при которой сводится к минимуму вероятность возникновения противоречий; 1-создание объективных условий, среды, 2-оптимизация организационно-управленческих условий, 3-устранение социально-психологических причин, 4-устранение личностных проблем (напр увольнение);

o Урегулирование

o Разрешение

04.10.12. Уровни конфликтов

А. Внутриличностный конфликт - острое негативное переживание, вызванное затянувшимся конфликтом внутренних структур личности и отражающее противоречивые связи с соц средой.

Виды:

1. Мотивационный конфликт

2. Нравственный

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности

4. Ролевой

5. Адаптационный

6. Самооценочный

1. Конструктивный - приводит к улучшениям

2. Деструктивный - усугубляется, перерастает в кризисы, проблемы

Разрешение - восстановление согласованности внутреннего мира личности

Плохие варианты решения:

-отрицание

-регрессия

-замещение

-изоляция

-проекция

-фантазия, уход от реального мира

Б. Межличностные конфликты

В. Конфликт между личностью и группой

Г. Межгрупповой конфликт

Д. Межгосударственный конфликт

Типология конфликта:

- Социальный конфликт - массовость, масштаб (Антагонистические - непримеримые, и Агонистические - примеримые)

Агонистические:

1) Конфроктация - пассив, давление

2) Соперничество - борьба за признание достижений и способностей человека или общности, цель - занятие лучшей соц позиции

3) Конкуренция - цель - получение прибыли, выгоды, доступа к ценным благам

Антогонистические:

1) Смута - неясно выраженое недовольство существующим положением

2) Бунт (мятеж) - целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивной форме

3) Восстание - целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации

4) Революция - крайняя форма несогласия с политическим укосом свержения существующего полит строя

Разногласие - основная переменная, указывающая состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях, формирует противоборствоющее поведение 3 видов:

1. Достижение цели via другого участника

2. Частичная или полная уступки своих требований

3. Взаимное и равное совпадение интересов

Доминирование предполагает соц иерархию, борьбу за приобретение позиции:

o Экономические конфликты - столкновение экон интересов

o Соц-политические - основа - политика государств в сфере властных соц отношений

o Идеологические - противоречия во взглядах и установках людей на самые разные проблемы жизни общества

o Социально-психологические - между личностями и соц группами, причины разные

o Соц-бытовые - разные представления групп или лиц о жизни, быте и тп

(По хар-ру проявления и глубине протекания конфликты:)

1. Вертикальные

2. Горизонтальные

1. Открытые

2. Скрытые

1. Ярковыраженные

2. Стертые

1. Порожденные объективными причинами

2. Порожденные субъективными причинами

1. Антогонистические

2. Неантогонистические

1. Продолжительные

2. Кратковременные

1. Конструктивные

2. Деструктивные

1. Бытовые

2. Семейные

3. Трудовые

4. Воинские

5. И др

1. Ресурсные

2. Статусно-ролевые

3. Социо-культурные

Функции конфликтов:

Позитивные:

- разрядка напряженности

- получение новой информации об оппоненте

- сплочение коллектива в противоборстве с внешним врагом

- стимулирование к изменениям и развитию

- снятие синдрома покорности у подчиненных

Негативные:

- большие эмоциональные и материальные затраты

- увольнение сотрудников

- ухудшение климата и дисциплины в коллективе

- отрицательное мнение об оппоненте как о враге даже после окончания конфликта

- ущерб всем остальным отраслям жизни

- уменьшение степени сотрудничества

- шлейф сложного восстановления отношений

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Источник активности, база мотивации - потребности

Общение - деятельность, взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними

Потребности:

1. Биологические:

- физиологические - голод, жажда

- безопасность, самосохранение

- половой

- материнский инстинкт

- потребность в информации

- стадный, потребность в социализации

- потребность в движении

2. Социальные:

- принадлежность к общности

- в признании

- в уважении

и тп

3. Высшие (духовные, идеальные):

- познавательно-творческие

Взаимодействие с др людьми - необходимая основа удовлетворения потребностей

Все разные => потребности и отношение к ним различаются => взаимные претензии => разногласия:

- Рассогласование ценностных ориентация по нравственным нормам и убеждениям

- Рассогласование ожиданий и позиций

- Рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств

- Различие в свойствах темперамента

- Рассогласование в понимании и интерпретации информации

- Рассогласование оценок и самооценок

- Рассогласование физических, эмоциональных и других состояний

- Рассогласование мотивов и способов действия

- Рассогласование функций управления

- Рассогласование технологических и др процессов

16.01.13Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия

1. Семейные конфликты

А) супружеские конфликты:

Причины:

Ø - психосексуальная несовместимость супругов

Ø - неудовлетворение потребности в значимости своего Я

Ø - неудовлетворение потребности в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы и тп

Ø - пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению только своих потребностей

Ø - неудовлетворение потребности в во взаимопомощи и взаимопомощи в вопросах ведения хозяйства, воспитания детей и тп

Ø - различие в потребностях по проведению досуга и развлечениях

Факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений, кризисы:

1. 1 год супружеской жизни - притирание, адаптация

2. Появление детей

3. Средний супружеский возраст - около 7 лет - однообразие

4. После 18-24 лет супружеской жизни - когда дети уходят из дома

Последствия: отражаются на всех членах семьи, прежде всего, на детях, закрепление отрицательного опыта общения, не формируется навыка выстраивания нежных отношений.

Семья - древнейший уникальный институт человеческих отношений, который состоит в тесном очень длительном взаимодействии небольшой группы людей.

Показатели семейных трудностей:

1. Неудовлетворение сексуальных и прочих физических ключевых потребностей человека

2. Недостаточная личностная зрелость супругов в качестве родителей (инфантилизм)

3. Преобладание отрицательных социальных эмоций

4. Когнитивное рассогласование восприятия членов семьи

5. Конфликтное поведение при взаимодействии

6. Несоизмеримость затрачиваемых усилий для удовлетворения потребностей

7. Затрудненный поиск методов решения проблем

Трудности:

1. Общие социально-психологические трудности, характерные для всех малых групп

2. Общие характерные для межличностных отношений трудности

3. Специфические семейные конфликты (механизмы защиты - переноса, контр-переноса...)

Конфликты влияют на психическое здоровье личности и семьи, эффективность социальной реализации и тд

4. Биологические:

o Биофизические проблемы - Болезни членов семьи, физическая несовместимость, неправильный образ жизни, дефекты

o Природно-биологические трудности - окружающая среда, погода

5. Социальные:

o Социально-экономические

o Идеологически-политические

o Социально-правовые

6. Психологические:

o Межличностные факторы - рассогласование характеров и тп

o Объективные ситуативно-действенные факторы (разлука, отсутствие жилья и тп)

o Субъективные ситуативно-действенные факторы

Последствия:

§ Неудовлетворенность - когда ожидания не оправдываются

§ Семейная тревога - после крупных конфликтов опасение повторения

§ Нервно-психическое напряжение - от давления, невысказанности

§ Состояние вины

Варианты развития трудностей:

1. Позитивный - трудность возникает, усиливается неудовлетворенность, могут вовлекаться другие люди, высшая точка выраженности трудностей, люди садятся обсуждать это, выбор пути, методов психологической помощи

2. Негативный - вместо обсуждения неудавшаяся его попытка или уход от обсуждения, разрыв отношений или новый виток трудностей

3. Застревающий перманентно - вместо обсуждения уход от него, отсутствие ощущения перспектив выхода из этой ситуации, латентное состояние

Профилактика семейных трудностей:

1. Внимательный выбор супруга

2. Установки на позитивное восприятие

3. Установки на стремление к конструктивному решению

4. Наличие основных навыков гармонизации отношений и тп

5. Осознание своих ожиданий, готовность к личностному росту, формирование нужного стиля поведения

Все эти навыки и стереотипы формируются еще в детстве и практически не изменяются потом!

Преодоление:

1. Осознание и понимание наличия проблем

2. Принятие и переработка конфликта, обсуждение

3. Мотивация

4. Изменение отношений и гармонизация

18.01.13. КОНФЛИКТ РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ

Причины:

Объективные:

1. Субординационный характер отношений

2. Конфликтность межличностных отношений

3. Предметно-деятельностное содержание предмета деятельности - нечеткое их определение

4. Интенсивность совместной деятельности

5. Наиболее конфликтны подчиненный и непосредственный руководитель

6. Разбалансированность рабочего места, недостаток или избыток средств выполнения рабочих функций

7. Рассогласованность связи межу рабочими местами в организации

8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к занимаемой должности

9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений для их реализации

Субъективные:

1) Управленческие:

o Неоптимальные и ошибочные решения

o Излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства

o Недостаточная профессиональная подготовка руководителей

o Низкий престиж труда управленцев среднего и нижнего звена

o Неравномерность распределения служебной нагрузки

o Нарушение в системе стимулирования труда

2) Личностные:

o Низкая культура общения, грубость

o Недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными

o Стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой

o Выбор руководителем неэффективного стиля руководства

o Отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот

o Напряженные отношения межу руководителем и подчиненными

o Психологические особенности участников взаимодействия

Что способствует бесконфликтному взаимодействию?

- успешный выбор сотрудников

- стимулирование и мотивация к добросовестному труду

- справедливость и гласность в организации деятельности

- своевременное информирование людей о касающихся их вопросах

- организация работы по типу сотрудничество

- оптимизация рабочего времени

- поощрение инициативы

- обеспечение перспектив роста

Т.о. Правила:

1. Ставить подчиненным четкие, понятные и реальные задачи

2. Обеспечить выполнение задач всем необходимым

3. Приказы, распоряжения, требовательность к подчиненным должны быть обоснованы в правовом отношении

4. Текущий контроль исполнения

5. Не спешить с однозначной негативной оценкой результатов деятельности подчиненных

6. Оценивать результаты исходя из результатов других сотрудников

7. Не стремиться в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного

8. Критиковать после похвалы и не переходить на личности - оценивать не личность, а поступки

9. Избегать жестких категоричных безапелляционных оценок деятельности

10. Признавать собственные управленческие ошибки, не перекладывать их на других

11. Бороться с проявлением негативных эмоций в отношении подчиненных

12. Не превращать подчиненных в громоотвод ваших взаимоотношений с вышестоящим руководством

13. Уважать права подчиненных

Разрешение конфликта:

Важно не прыгать через голову

1. Учитывать заинтересованность подчиненного в том решении конфликта, которое предполагает руководитель - воздействие на систему мотивации

2. Аргументировать свои требования в конфликте

3. Совершенствовать умение слушать всех подчиненых в конфликте

4. Не избегать решения проблем

5. Избегать повышения голоса и грубости

6. Демонстрировать спокойствие, свой статус, стараться снизить эмоциональный накал

7. Быть готовым при необходимости идти на компромисс или даже признать свои ошибки

Наши рекомендации