В психологической теории
Несмотря на то, что описания "производительной" и "потребительной" форм поведения и типов личности, отраженные в настоящей работе, носят полярный, «очищенный» характер, тем не менее, в реальной жизни и произведениях искусства можно встретить психологические типы, сходные, а в определенных моментах и практически идентичные с соответствующими полярными портретами. В этой связи возникает вопрос: не существует ли таких полярно разведенных портретов личности в психологической теории ? Если описываемые в настоящей работе побудительные функциональные тенденции личности действительно реально определяют структуру, функционирование и развитие личности, то такие описания должны быть. Обратимся в этом контексте к двум крупнейшим в мировой психологии концепциям личности – «психоаналитической» и «гуманистической».
"Психоаналитическая" личность. Основатель психоаналитической теории З.Фрейд подсмотрел своего человека в психиатрической клинике, отразив личность, практически выключенную из деятельной общечеловеческой жизни. Это человек, подверженный влиянию неосознаваемых комплексов детства, находящийся между силами запрятанного в подсознание и неподвластного ему либидо, с одной стороны, и цензурой сознания – служанки общества, с другой.
Представители неофрейдизма, социального психоанализа (А.Адлер, К,Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм) описали страдающего от социальных неустройств представителя средних слоев буржуазного общества – человека, пытающего преодолеть свои комплексы в компенсации, бегущего от «негативной свободы», стремящегося освободиться от пут «коренной тревоги», пытающегося приобщиться к социальному чувству общности и не находящего возможности проявить свои глубоко запрятанные социальные чувства и устремления в окружающей действительности.
В целом же, психоаналитическая теория естественным образом обращена на "страдающую, обусловленую и ограниченную" часть человеческого существа, то есть, на потребительную сторону его существования.
Действительно, основное поведение человека, отраженного в психоаналитической концепции, основано на гомеостатическом принципе поведения. Основные устремления этой личности связаны с потребностями, группирующимися вокруг ее базального биологического ядра. В ортодоксальном психоанализе З.Фрейда побудительная основа воплощается в потребности продолжения рода – либидо, в реализации которой отчетливо проводится принцип редукции напряжения. Характерно, что самая, может быть, производительная в биологическом смысле функция продолжения рода рассматривается в психоанализе, по существу, как процесс явно потребительного характера. В борьбе тенденций "Оно" и "Сверх-Я", в которой проявления подсознательного "Оно" отражают реальное существо индивида, отражаются попытки гомеостатического разрешения индивидуальных потребительных тенденций, входящих в противоречие с установками общества. Детерминация поведения отчетливо тяготеет к каузально-потребностному началу; изучение целенаправленного поведения в принципе не характерно для психоанализа. Для человека психоаналитической теории характерна присущая потребительной системе ценностей действенная ориентация на эмоциональные переживания. Человек в теории Фрейда в самых глубинных своих проявлениях управляется "принципом удовольствия"; в то же время его "Я" есть истинный очаг страха (42). С доминированием потребительной системы ценностей и постоянным присутствием мотивации избегания неудач у такой личности связано гипертрофированное развитие защитных механизмов.
Вот достаточно типичные проявления "психоаналитической" личности. Чувство постоянного неудовлетворения, тревоги, страх, блокирующий активность. Неадекватность самооценки и уровня притязаний; замыкание в своем "Я", ощущение изоляции от социального окружения; чувство унижения и враждебности, проявления ревности, зависти, недоверия, нетерпимости. Пессимистический взгляд на будущее, бегство в эмоциональное прошлое, в проявления компенсации, регрессии, депрессии. В то же время - агрессивное поведение, стремление к превосходству, власти, извращенные проявления во взаимоотношениях. Пассивное или отрицательное отношение к труду, как к внутренней форме бегства от одиночества и чувства неполноценности; отказ от принятия ответственности и реального лидерства (42).
Портрет самоактуализирующейся личности "гуманистической" теории (Г.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм и др.) списан с достигших социального благополучия и творческих достижений представителей западного общества. В этом описании отражен человек, поднимающийся по иерархии потребностей, достигающий вершин самореализации, то есть, возможности стать тем, кем он может быть. Это человек, представляющий собой «открытую систему» – стремящийся устанавливать в своем развитии все более широкие и тесные связи с окружающей средой, развивающий в себе новые потребности, отделенные от биологического базиса. Это личность, стремящаяся к полноте и глубине "бытия", недоступного на пути "обладания" как способа существования. Идеалом и целью развития в этой теории является личность творческая, полная психического здоровья, находящаяся в гармоничных отношениях с окружающей социальной средой, руководствующаяся в своем жизненном движении высшими человеческими устремлениями.
Таким образом, в отличие от психоаналитической концепции, "гуманистическая" психология акцентирует свое внимание на продуктивной, развивающей стороне личности, то есть, на ее производительной направленности.
Действительно, характерная черта гуманистической личности – антигомеостатичность регуляции поведения, доминирование проективно-целевого начала в формировании системы ценностей. Следуя в этом направлении представлениям П.Жане и К.Гольдштейна, ее творцы считают, что человек творческий, направленный на достижения, сам стремится к нарушению гомеостатического равновесия, стремится скорее к повышению напряжения, чем к его редукции: это – необходимое условие творчества и роста. В числе основных черт психически здоровой творческой личности Г.Оллпорт выделяет следующие: активная позиция по отношению к действительности; доступность опыта сознанию - без преломления через защитные механизмы; сопротивление равновесию, поиск и поддержание напряжения; функциональная автономия мотивации – отвязанность, отделенность ведущих побуждений личности от ее биологического ядра; устойчивость к фрустрации. (48).В напряженных ситуациях, при затруднениях и препятствиях самоактуализирующийся человек остается спокойным, доброжелательным, анализирующим. Удовлетворение текущего интереса не ведет к его исчезновению, а скорее наоборот – способствует усилению (49).
Сопоставив теоретически определенные описания личности в производительно-потребительной парадигме с описаниями в этих глобальных личностных концепциях, нельзя не увидеть, что психоаналитическая концепция описывает потребительно ориентированную личность; в гуманистической психологии в качестве предмета описания и цели развития отражается личность, направленная на созидание, производство.
ВЫВОДЫ
1.Производство, распределение, обмен, потребление , представляя собой основные экономические процессы общества, одновременно характеризуют жизнедеятельность каждого отдельного человека, определяя его формы поведения и психологические черты.
2. В производительной активности установка субъекта направлена на придание предмету деятельности определенной социально значимой ценности; в потребительной активности установка субъекта связывается с присвоением им индивидуально значимой ценности, заключенной в предмете. Это определяет характерные черты соответствующих систем ценностей и способов действия.
3. Разделение и взаимодействие производительных и потребительных процессов создают все характерные виды человеческой активности - свободные и вынужденные формы созидания и потребления различных человеческих ценностей; их обмен и распределение образуют основные формы человеческого взаимодействия.
Литература.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. – Соч. т.42.
Маркс К. Капитал. – Соч. т. 23.
Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности. - "Вопр.
психологии", 1982, № 3.
Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич.
ж-л", 1988, № 1
Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. –
"Психология подростка", М. МПУ, 1993.
Николов Л. Структуры человеческой деятельности. М. 1984.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1940.
Рейнвальд Н.И. Психология личности. М. 1978.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. 1966.
Философский словарь. Ред. Фролов И.Т. М. 1980.
Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций". М.МГУ. 1980.
Фромм Э. Иметь или быть? М.
Allport G. Pattern and growth in personality. N-Y. 1964.
Maslow A. Motivation and personality. N-Y. 1952.
.
Глава 3.