Двигательная активность

Увеличение резервов телесного здоровья.

Достигается, прежде всего, с помощью физических упражнений, с максимальным потреблением кислорода (аэробные упражнения).

Психическое здоровье человека (см. слайд)

Здоровье сохраняется:

1. Первый признак - это отсутствие психических болезней которые могут вызываться- психическими стрессами

Стресс (от англ. Stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, который возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека

Отрицательные стрессы:

· эмоциональные (отрицательные эмоции), которые возникают в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др.

· информационные связанные с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной задачей (особенно характерны для современного общества).

2. Вторым признаком психического здоровьяявляется наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации).

Этот резерв обусловлен:

· наследственными факторами - особенностями темперамента;

· психологической подготовкой человека - его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью.

Влияние стресса на организм(см. слайд)

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).

Двигательная активность - student2.ru

Социальное благополучие (см. слайд)

В этом случае принцип «сохранения здоровья» проявляется в следующих гарантиях общества своим гражданам:

ü относительное материальное благополучие;

ü социальное обеспечение, медицинская помощь и т.п.)

Принцип «повышения резервов здоровья» связывается с правами граждан на предоставление возможности заниматься физкультурой и спортом.

От каких факторов зависит наше здоровье (см. слайд )

Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Сфера Примерный удельный вес Группы факторов риска
Состояние медицины 10% Низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
Влияние экологических факторов 20-25% Загрязнение воздуха, воды, почвы и продуктов питания, резкая смена погоды, геомагнитные излучения и др.
Наследственность 15-20% Предрасположенность к наследственным болезням.
Условия и образ жизни 50% Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые нагрузки, гиподинамия, неправильное питание, курение злоупотребление алкоголем и лекарствами.

Итак, мы пришли к определению составляющих ЗОЖ (см. слайд)

Составляющие здорового образа жизни:

Ø режим труда и отдыха;

Ø организация сна;

Ø организация двигательной активности;

Ø закаливание;

Ø режим питания;

Ø отказ от вредных привычек;

Режим труда и отдыха

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. В течение рабочего дня наблюдается два периода повышенной работоспособности: с 8 до 12 часов, и с 17 до 19 часов, и периоды снижения работоспособности с 2 до 3 часов ночи и с 13 до 15 часов. В недельном цикле: вторник, среда, четверг – повышенная работоспособность, понедельник, пятница – пониженная. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего человек может в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Каким образом можно разработать научно обоснованный режим дня? Сначала необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4—6 ч. самостоятельных) и 12 ч., отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.

Для закрепления установленного порядка потребуется время, специалисты говорят о 30 днях в течение которых идет закрепление на уровне рефлексов.

Организация сна

Особенно большое значение имеет сон для нервной системы, клетки которой острее других реагируют на утомление, больше страдают от недосыпания. Учеными установлено, что недосыпание 2 часов приводит к увеличению ошибок при написании письменных работ на 30%. Способствуя улучшению питания нервных клеток, сон снимает утомление, предупреждает истощение, восстанавливает запасы энергии для любой последующей деятельности.

Взрослому человеку на сон требуется около 8 часов в сутки, подросткам рекомендуется спать больше - 9 - 10 часов.

Для быстрого засыпания и крепкого сна желательны вечерние прогулки на свежем воздухе по 30 - 40 минут и проветривание комнаты.

Полезен бывает и дневной сон (10-15 минут), однако надо знать и учитывать индивидуальную реакцию на него, ибо нередко после дневного нарушается ночной сон. Сильно устав за день, лучше лечь спать на 1 - 2 часа раньше обычного.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к нарушениям сна. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке. В воздухе комнаты кислород находится в молекулярном виде в «свежем» воздухе много отрицательно заряженных ионов кислорода который в таком виде легче вступает в соединение с гемоглобином крови, следовательно лучше усваивается организмом.

Для быстрого засыпания можно использовать взаимосвязь сознания и скелетной мускулатуры. Напрягая или расслабляя максимальное число скелетных мышц мы используем эту связь для «успокоения» очагов возбуждения в коре головного мозга.

Двигательная активность

Зачем нужна двигательная активность?

Наши рекомендации