Идентификация недостающих ресурсов
Ее можно считать законченной, когда для отсутствующего ресурса найдено определение: слово, образ или символ.
3. Получение доступа к другим аспектам опыта,
соответствующих данному ресурсу
Вопрос «Когда ты чувствовал, испытывал или ощущал этот ресурс?» позволяет достаточно быстро найти соответствующий опыт.
4. Выявление пригодных к использованию ресурсов
Здесь может быть использована любая мыслительная
конструкция или фантазия, а также «калькирование» с другого человека, обладающего данным ресурсом (применяется в том случае, когда у клиента отсутствует ресурсный опыт).
Активация ресурсов
В данном случае речь идет об интенсификации ресурса за счет использования всех модальностей человека.
Пересылка» ресурсов
Подобную пересылку можно осуществить посредством «внутренней телефонной линии», по воображаемым трубам (и вообще за счет любой метафоры переливания и перетекания), а также даже за счет «выстрела» из «заряженной» ресурсом пушки в проблему или проблемную часть.
7. Подтверждение получения
Визулизировавший проблему или проблемную часть
клиент практически всегда «видит» результат и последствия изменения ресурса.
Получение ресурса
Полученный ресурс может быть также «почувствован», т.е. идентифицирован по кинестетическим изменениям в проблемном состоянии.
Тестирование ресурса
Для этого обычно применяется подстройка к будущему, когда клиенту предлагают представить контекст проблемы и описать свои мысли, чувства и действия по этому поводу.
Консолидация ресурса
Впринципе, это более похоже на технику «изменение личной истории», с которой вы познакомитесь далее.
Однако никто и ничто не мешает отыскать несколько прежних ситуаций, в которых клиенту был очень нужен ресурс, и ввести данный (соответствующий) ресурс во все эти ситуации, представляя перед каждой последующей ситуацией использование ресурса в ситуациях предшествующих.
11. Интеграция ресурсов в другие мыслительные
программы
Здесь просто предлагается во избежание внутренних конфликтов «договорится» со всеми возражающими частями (см. часть 5 данного пособия).
12. Тестирование конечного результата
Если после всех вышеописанных шагов результат все-таки представляется клиенту сомнительным, процедуру следует повторить, однако уже с ресурсом более высокого уровня (см. часть 7 настоящегого учебника).
Психотехнологии переноса ресурсов
Помимо этого Л. Деркс и Я. Холландер предлагают еще несколько интересных психотехнологий переноса ресурсов — техники «машина времени», «тетя», «духи предков», «психиатр» и «метафора Антонова» (По: Л. Деркс, Я. Холандер. «Сущность НЛП», с. 155-157).
«Машина времени»
Перенос ресурсов на протяжении жизненного пути может быть вполне эффективным. Метафора «машины времени» оказывает при этом стимулирующее действие. Идея путешествия с помощью машины времени автоматически приводит к появлению у клиента игривой фантазии, которая часто делает возможным то, в чем существует необходимость. Например, взрослый клиент может в созидательной манере прийти на помощь самому себе в более юном возрасте. Машина времени функционирует следующим образом.
1. Предложите клиенту с помощью машины времени совершить путешествие в тот период, когда у него были проблемные ситуации
Наиболее действенно это срабатывает в том случае, когда речь идет о так называемом «прологе», временном промежутке, который предшествовал проблемной ситуации. Например: «Вечер накануне того дня, когда умер твой отец».
2. Попросите клиента визуально представить себя
в более юном возрасте
Можно также попросить его визуально представить себе других людей, с которыми связана проблемная ситуация. Например: «Мать в тот момент, когда она была беременна тобою», «Отец накануне того дня, когда он ушел из дома» и т.п.
3. Определите ресурсы, которых недоставало в
травмирующей ситуации
«Что ты в то время знал, чувствовал, думал, во что верил и т.д.? Если бы ты имел возможность сейчас помочь самому себе и дать самому себе совет, что бы ты, по-твоему, сделал или посоветовал? Представь себе, что ты имеешь возможность поговорить с самим собой в более юном возрасте (пролог). Чем ты привлечешь к себе внимание и что ты будешь рассказывать, дать почувствовать, позволишь увидеть?».
4. Как только ресурсы названы, осуществляется их
перенос
Для этого имеются различные метафорические сподручные средства, некоторых из них приводятся ниже.
Техника «тетя»
Весьма практичной метафорой для использования нынешних ресурсов применительно к себе самому в более юном возрасте является так называемая метафора «тетя» или «дядя». При этом ты нынешний выступаешь в роли некой тети в прошлом. Тетя может помогать, предоставлять ресурсы и давать уроки родителям, учителям, а также самому тебе в более юном возрасте.
Духи предков
Умершие родственники могут быть представлены как духи, обладающие ресурсами, которые до сих пор у них
отсутствовали. Это в очень сильной степени зависит от информационной рамки клиента. Может возникнуть необходимость в разъяснении того, что «дух» является собственной проекцией внутреннего (пра)родителя и что клиент таким образом может обеспечить определенную часть себя необходимыми ресурсами.
Техника «психиатр»
Очень действенной метафорой для общения с внутренними агрессорами является техника «психиатр». Данная техника располагает метафорами агрессивной направленности и позволяет обеспечить внутренних агрессоров отсутствующими у них ресурсами. При этом может понадобиться воображаемый шприц, с помощью которого агрессору могут быть введены ресурсы. Клиент исполняет роль психиатра своего собственного внутреннего агрессора и имеет цель вылечить этого агрессора, который болен психически.
Метафора Антонова
Если клиенту недостает ресурсов на протяжении целых эпизодов его жизни, в этом случае можно использовать следующий метод.
1. Активизируйте необходимые ресурсы и попросите клиента погрузить эти ресурсы в воображаемый грузовой самолет; лучше всего в виде цветной пудры, чтобы она могла просыпаться на все участки жизненного пути, когда возникала необходимость в ресурсах.
2. Попросите клиента мысленно взлететь на этом самолете над своим жизненным путем и разбросать эти ресурсы там, где они необходимы.
3. Как только весь жизненный путь будет обеспечен необходимыми ресурсами в виде цветной пудры, самолет может совершить посадку.
4. Попросите клиента посадить самолет прямо перед началом того периода, на который были сброшены ресурсы. Клиент покидает самолет.
5. Теперь клиент должен в ассоциированном состоянии пройти по тем участкам своего жизненного пути,
которые были обеспечены необходимыми ресурсами, и постараться при этом почувствовать изменения».
Упражнение 81.
-►Подумайте о какой-то своей проблеме психологического плана, придумайте для ее решения необходимый ресурс и оцените его с точки зрения актуальности, содержания и рамки.
-►Теперь проверьте этот ваш ресурс в плане того, является ли он заслуживающим доверия, новым, переносимым в контекст проблемы и окончательным.
Упражнение 82.
-►Поищите для этой своей проблемы какой-то другой ресурс, основываясь на улучшении восприятия проблемы, постановке ясной цели, определения сути проблемы и тестировании экологии.
Упражнение 83.
-►Взяв эту же или уже другую проблему, полностью проделайте для нее все варианты поиска ресурсов, описанные Л. Дерксом и Я. Холландером.
-►Осуществите для данной проблемы все двенадцать шагов переноса ресурсов.
Упражнение 84.
-►Озаботившись своим прошлым, для всех давешних безресурсных ситуаций проделайте техники «машина времени», «тетя», «духи предков» и «психиатр».
Упражнение 85.
-►Улучшите и себя, и свое прошлое с помощью техники «метафора Антонова», предварительно определив, чего именно вам в этой прожитой жизни явственно не хватило.
Часть V. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
Техники, используемые в базовой НЛП-психокоррекции, а также в консультировании вовсе не обязательно укладываются в «прокрустово ложе» моделей «Мерседес». Так как существует еще целый ряд психотехнологий, которые ориентированы на решение вполне конкретных, но весьма специфических проблем, решение каковых, однако, должно быть по силам специалисту в Нейролингвистическом программировании. Именно поэтому в данной главе мы уделили отдельное и особое внимание специальным и специализированным психотехнологиям психокоррекции взаимоотношений, устранения наркотических (и аналогичных им) зависимостей и сопровождения соматических исцелений.
Глава 1. Психокоррекция взаимоотношений
Психокоррекция взаимоотношений (с мужем, детьми, свекровью, тещей, начальником, коллегой, партнером или контрагентом) относится к числу весьма популярных запросов как в консультировании, так и в психотерапии. Однако удовлетворяется он весьма слабо, поскольку в классических школах и направлениях «людо-ведения» и «человекоделания», полноценная работа по оптимизации даже диадных отношений требует обязательного присутствия обоих членов пары. Подобные психотехнологии мы здесь рассматривать не будем, а интересующихся ими читателей просто отошлем к соответствующей литературе (см., например, Р. Шерман, Н. Фред-ман. «Структурированные техники семейной и супружеской психотерапии» или С. Минухин, Ч. Фишман «Техники семейной психотерапии»). Опишем только то, что
есть исключительно в Нейролингвистическом программировании, каковое почти единственное предлагает специалистам психотехнологии, позволяющие осуществить коррекцию взаимоотношений БЕЗ ПРИСУТСТВИЯ другой стороны.
Психотехнологии мета-зеркала
Основываются данные психотехнологии (имя им — легион, но все они, по сути, являются вариантами нижеописанного мета-зеркала) на двух принципах. Уже знакомого вам множественного описания реальности (тех самых первой, второй, третьей, четвертой и пятой позиции восприятия), позволяющих (кстати, везде, а не только во взаимоотношениях) уйти от старых неудачных «карт» и прийти к новым удачным). И еще неизвестного вам принципа «коммуникация есть «парный танец», согласно которому если с тобой «танцуют» не то, что хочешь ты, то это только потому, что ты либо позволяешь, либо провоцируешь подобный танец, причем сам не замечаешь этого и чаще обвиняешь другого. Реализуются оба этих принципа в вышеупомянутой технике мета-зеркала, каковую мы сейчас и опишем (По: П. Янг. Метафоры и модели изменения, с. 92-94). -
«1. Скажите своему «клиенту»: «Для начала представь себе две точки на полу, которые будут олицетворять ваши отношения: ты стоишь на одной точке и смотришь на человека, стоящего во второй.
Встань на точку — это первая позиция — и посмотри на этого человека. Обрати внимание на ощущения, которые вызывают у тебя ваши отношения».
Наблюдая за «клиентом», вы увидите, насколько резко изменится его состояние — взгляд, цвет лица, его выражение, поза, жесты и т.д.
«Теперь просто будь собой в этих отношениях и в нескольких словах опиши их, например: «я расстроен», «мне тесно» или «я беспомощен» — как угодно».
«Клиент» описывает отношения, как может. Постарайтесь точно запомнить его слова.
«Спасибо, достаточно. Я не хочу, чтобы ты слишком глубоко погружался в эти неприятные пережива-
ния, поэтому сойди с этой точки и сделай что-нибудь, чтобы отвлечься — потряси руками, ногами, чтобы «стряхнуть» с себя эту ощущение». Это называется «выход из состояния».
2. «Теперь ты готов сделать то, что, скорее всего,
еще никогда не делал. Ты «влезешь в шкуру» этого че
ловека и почувствуешь, каково ему приходится в от
ношениях с тобой. Перейди ко второй точке, встань на
нее и стань этим человеком».
Это называется «вторая позиция».
«Чтобы тебе было легче стать им, постарайся принять его обычную позу, держи свою голову так же, как он, копируй его жесты и голос. Став этим человеком, посмотри на себя, стоящего на первой позиции, и прислушайся к своим ощущениям. А теперь вкратце опиши это ощущение. Говори от первого лица, словно ты — этот человек: «Я чувствую...» и так далее».
Запомните, какими словами клиент описывает свои ощущения.
«А теперь сойди с этой точки и постарайся выйти из этого состояния — стряхни с себя ощущения, подвигайся, сделай что-нибудь».
3. «Теперь я хочу, чтобы ты диссоциировался от
этих отношений и посмотрел на них со стороны.
Итак, переходи на третью позицию и рассмотри их в
перспективе».
Держитесь на расстоянии нескольких шагов позади клиента, чтобы он мог видеть первую позицию. Укажите ему на каждую из позиций. В точности повторите слова инструкции: «Теперь, когда ты занял третью позицию (показываете одной рукой), посмотри на себя, стоящего на первой позиции (показываете другой рукой). Что ты чувствуешь по отношению к себе?»
Ваша речь должна быть нейтральна, чтобы не наводить на конкретные ответы. Человек может говорить все, что придет ему в голову. Он может сказать: «Мне Жаль его», или «Почему она не может просто взять и сделать с этим что-нибудь?!», или что-то покрепче.
Вам нужно добиться четкого разделения: нельзя позволять чувствам с первой позиции влиять на мысли с
третьей позиции. Вы должны увидеть явные изменения в физиологии: на третьей позиции будет больше «контроля». Если этого не происходит, вам стоит усилить разделение, отойдя пару шагов назад или предложив клиенту встать на стул. Высота дает лучшую перспективу.
4. Попросите клиента перейти с третьей на чет
вертую позицию, выйти из системы этих отношений и
стать сторонним наблюдателем.
«Я хочу, чтобы ты, стоя на четвертой позиции, перенес то, что есть на третьей позиции, на первую. Стоя рядом с ним, одной рукой укажите на первую, другой — на третью позицию, а потом продемонстрируйте замену, скрестив протянутые руки так, словно вы меняете местами первую и третью позиции. Для большей наглядности вы можете сопроводить это каким-нибудь звуком.
5. Попросите клиента перейти на первую позицию,
повернуться лицом к его собеседнику, стоящему на
второй позиции, и спросите: «Что произошло с этими
отношениями? »
Отношение должно измениться. Обычно перемены становятся заметны после шага 4. Вернувшись на первую позицию, клиенты обычно становятся более подтянутыми, более оживленными. Если этого не происходит, вам нужно будет вернуться на несколько шагов назад, чтобы убедиться в том, что вам удалось достичь разделения, и привлечь более эффективные ресурсы. Сигналы тела и другие реакции помогут вам заметить изменения, когда они появятся.
6. Попросите клиента перейти на вторую позицию,
чтобы он понял, какую реакцию вызывает у него этот
обновленный человек в изменившихся отношениях.
«Теперь иди сюда и почувствуй, какие эмоции возникают в связи с самим собой обновленным».
Здесь также должны быть заметны разительные изменения в физиологии.
7. Последний шаг техники: переход на первую пози
цию — клиент снова становится собой: «Ну что ж,
теперь тебе пора стать самим собой». И все.
Как и при проведении любой техники, вы должны «отслеживать» клиента, то есть подстраиваться под него, под его модель мира и систему убеждений».
Дополнения данной процедуры
Не скроем: вышеприведенное описание мета-зеркала является весьма упрощенным (хотя сама по себе эта процедура — другие, известные нам варианты — обладает колоссальными возможностями и, например, может быть использована даже для возврата долгов). В частности, в ней слабо реализован принцип «коммуникация — это парный танец» и связанные с ним возможности управления взаимоотношениями. Поэтому в нашем варианте данной процедуры — технике активного мета-зеркала — мы обычно далее предлагаем клиенту следующее:
1. Определи из первой позиции, какие именно отношения ты хотел бы иметь (то есть как этот, теперь уже нейтрально оцениваемый тобой другой должен к тебе относиться: что делать и как поступать, чтобы тебе это нравилось).
2. Медленно и плавно перейди во вторую позицию (стань другим) и объясни самому себе, но «из шкуры другого», что ТЕБЕ надо делать, чтобы ДРУГОЙ захотел относиться к тебе так, как ты просишь.
2. Вернись в первую позицию, обдумай полученную информацию и приготовься к необходимой в связи с нею психокоррекции, каковую мы сейчас и осуществим.
Созависимость как психологический феномен
Другой крайне популярной (и опять-таки решаемой только методами НЛП) проблемой в психокоррекции взаимоотношений является созависимость: некая патология отношений, делающая человека весьма или абсолютно зависимым от объекта любви или ненависти (созависимости при равнодушии лично мы не встречали ни разу). А вообще-то этот печальный феномен ныне имеет довольно много определений. М. Аткинсон (материалы семинара «Нейролингвистическое программирование в
работе с семьями» — ЦПП «Катарсис», с. 24) предлагает как бы на выбор восемь дефиниций данной формы ослабления личности (разных и не указываемых здесь нами авторов).
1. «...преувеличенный паттерн зависимости от заученного поведения, чувств и верований, которые делают жизнь болезненной. Это зависимость от людей и вещей вне себя на фоне отрицания себя вплоть до потери самоидентификации» .
2. «...чрезмерная озабоченность и зависимость (эмоциональная, социальная и иногда физическая) от человека или объекта».
3. «...слабое здоровье, неадаптивное или проблемное поведение, ассоциируемое с жизнью, работой или близостью с человеком, страдающим алкоголизмом (либо другими химическими зависимостями или другими хроническими заболеваниями)».
4. «...эмоциональный, психологический и поведенческий паттерн копирования, который развивается как результат продолжительного взаимодействия индивида с набором подавляющих правил — правил, мешающих открытому выражению чувств, равно как и прямому обсуждению личностных и межличностных проблем».
5. «...состояние человека, который эмоционально зависим от внешнего источника получения самооценки и который фокусируется на стимулах, чтобы не чувствовать собственной боли».
6. «Созависимый человек — это тот, кто позволяет поведению другого человека влиять на себя и кто навязчиво пытается контролировать поведение этого человека».
7. «Созависимое поведение поражает конечную позитивную цель человека: принадлежать. Созависимый человек — это человек, борющийся за выживание и вступающий, чтобы любой ценой достичь безопасности, в серию дисфункциональных отношений. Страх одиночества и чзмерти — это сердцевина созависимости, обычно приобретаемой в детстве в семье алкоголиков или в иных неблагополучных семьях».
8. «...паттерн болезненной зависимости от навязчивого поведения и от одобрения со стороны других в попыт-
ке обрести безопасность, самоценность и личностное своеобразие. Выздоровление возможно».
Хотелось бы, чтобы вы сразу поняли, что мы привели эти определения не для того, чтобы блеснуть эрудицией (тем более, не своей, а М. Аткинсон), а дабы ваш клиент нашел здесь нечто свое, собственное, тщательно им холимое и лелеемое, хотя и не принимаемое или одобряемое нарушение силы своей личности.
По все той же М. Аткинсон (здесь мы уже используем не какие-то опубликованные материалы, а собственный конспект ее лекций), созависимость возникает в моменты, когда человек чувствует, что с ним что-то не так и это нельзя изменить. Если эти моменты падают на безресурсное состояние, такие люди могут как бы «надеть» на себя чужое убеждение о себе и с ним идентифицироваться. Но буде это убеждение какого-то другого человека, получается, что далее только этот некий человек из прошлого может все объяснить и направить вас к некоей «правильной» цели. В результате возникает отказ от собственных целей и миссии, поворот к прошлому и жизнь, ориентированная только на выживание.
В принципе, созависимость может возникать в связи (или от) любым(ого) человека(ом) — например, с бывшим супругом, хроническим недругом и т.д., и т.п. Самое интересное (и печальное) заключается в том, что эти люди вполне могли физически уйти из нашей жизни — но продолжают управлять ею, как бы живя в нашей же голове. Именно с ними мы сверяем свои поступки; по ним «делаем жизнь». И пусть даже здесь работает механизм «от противного» — то есть наоборот тому, на что эти люди нас программировали. Ведь главное то, что и в этом случае это будет не наша, а их жизнь. И что из того, что со знаком «минус», если мы все равно делаем не то, что хотите, а то, чего не хотели бы они...
Психотехнология устранения созависимости
Снятие созависимости и воссоединение с собственным «Я» делается следующим образом (по М. Аткинсон и материалам семинара «Нейролингвистическое программирование в работе с семьями — ЦПП «Катарсис», с. 29).
«1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ДРУГОГО».
Подумайте о ком-либо, по отношению к кому вы, как вам кажется, проявляете созависимость. Для большинства людей это родитель или любимый человек. Процесс окажется благотворным для вас в любом случае, будь то сильная или незначительная зависимость.
2. ОСОЗНАЙТЕ СВОЮ ЧРЕЗМЕРНУЮ СВЯЗЬ С
ЭТИМ «ДРУГИМ»
Представьте себе, что этот человек стоит в одной комнате с вами. Даже если вы не представляете внутренних образом, то простое ощущение или имитация следующих шагов окажутся одинаково удачными. Обойдите вокруг «Другого». Отметьте, как он или она выглядит. Дотроньтесь до него, чтобы убедиться, каков этот «Другой» на ощупь, и прочувствуйте, что вы ощущаете, когда находитесь рядом с ним. Особенно обращайте внимание на свое ощущение полной связанности с этим человеком. А теперь отметьте, что вы испытываете, когда чувствуете эту тесную связь. Не кажется ли вам, что вы как будто физически прикреплены тем или иным способом? Это непосредственное соединение между вашим и его телом? Или существует какой-либо шнур или какое-нибудь другое средство связи? Отметьте, как происходит соединение, в каком месте оно присоединяется к вашему телу, а в каком месте — к телу «Другого»? Многие люди ощущают эту связь в животе, груди или в паховой области. Постарайтесь как можно полнее представить качество этого соединения — как оно выглядит и как ощущается.
3. ВРЕМЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
Теперь постарайтесь на короткое время прервать эту связь только для того, чтобы заметить, как это получится. Это можно сделать, если представить, что ваша рука — острый, как бритва, нож и что вы можете перерезать шнур, или растворить его, или прекратить связь каким-либо иным способом... На этой стадии большинство людей ощущают дискомфорт от мысли о разрыве связи, и это является знаком того, что эта связь служила определенной важной Цели. Вам не следует рвать ее прямо сейчас, поскольку вы не
сможете сделать это спокойно до тех пор, пока не найдете существенной замены.
4. НАЙДИТЕ ПОЗИТИВНУЮ ЦЕЛЬ
Теперь задайте себе вопрос: «Чего я в действительности хочу от другого человека, что бы удовлетворило меня?..» Затем спросите: «А что полезного это бы мне дало?» Продолжайте, пока не получите действительно глубинного мотива, такого как безопасность, защищенность, любовь, собственная ценность.
5. СОЗДАЙТЕ СВОЕ ПРОДВИНУТОЕ «Я»
Повернитесь направо(некоторые люди предпочтут
повернуться налево) и создайте трехмерное представление «себя», которое выходит за пределы ваших имеющихся ресурсов. Это «я», которое ушло на несколько шагов вперед, которое уже разрешило ваши текущие проблемы, «я», которое любит, ценит и защищает вас. Это «я», которое научилось тому, чему вы хотели научиться в Шаге 4. Обратите внимание, как ваше новое «я» двигается, ходит, каковы его выражение лица и голос; прикоснитесь к этому новому «я». Если вам не удается «увидеть» это ресурсное «я», попытайтесь его «почувствовать». Некоторые люди чувствуют вокруг ресурсного «я» теплоту или свечение.
6. ПРЕОБРАЗУЙТЕ СВЯЗЬ С «ДРУГИМ» В СВЯЗЬ
С <<СОБОЙ»
Снова повернитесь к присоединенному «Другому». Постарайтесь увидеть и прочувствовать эту связь. Затем порвите эту связь с этим «другим человеком» и немедленно подсоединитесь к вашему «Продвинутому я» так же, как раньше были присоединены к «Другому». Насладитесь чувством взаимозависимости с тем, на кого можно положиться — с самим собой. Поблагодарите этого «себя» за сотрудничество. Почувствуйте, как приятно получать от этого нового «себя» то, что вы хотели получить от «Другого». Это «я», которое пойдет в ваше будущее, продолжит вам дорогу, будет вашим постоянным спутником и заступником.
7. УВАЖЕНИЕ К «ДРУГОМУ»
Посмотрите назад на «Другого» и на порванную связь. Убедитесь, что у другого человека осталась
возможность вновь присоединиться к самому себе. Вы можете представить, куда хотел бы присоединиться «Другой». Если он оторвался от пупка, вы, быть может, увидите, что связь восстанавливается к сердцу. Если связи вообще не существовали, вы можете физически прочувствовать присоединение «Другого» к «Продвинутому я». Это чувство поможет вам убедиться, что «другому человеку» теперь станет легче от ощущения присоединенности. Обратите внимание, насколько проще вам быть вместе с этим человеком.
8. ДОПОЛНЕНИЕ К СВЯЗИ СО СВОИМ «Я»
Повернитесь к своему «продвинутому я», с которым
вы соединены. Войдите в это новое «я» и оттуда посмотрите назад на себя. Почувствуйте, что значит быть в ресурсном состоянии и наполнять себя силами. Насладившись этим чувством, вступите назад в настоящего самого себя, принеся с собой новые ресурсы.
9. ПОДСТРОЙКА К БУДУЩЕМУ
Проверьте, насколько проще вам общаться с людьми, обладая этими новыми силами и ресурсами. Представьте, что вы отправляетесь в будущее в компании со своим «продвинутым я». Посмотрите, как легко ваше новое «я» управляется со сложностями».
Усиление «Я» клиента
После устранения созависимости обычно остается сделать совсем немного (но обязательное). Сформировать у клиента любовь к себе, которая способна стать надежным заслоном от любых созависимостей. Усилить свое «Я», которое так долго пребывало под влиянием травмированного Внутреннего Ребенка.
Для того, чтобы сделать все это, вы можете использовать технику «взгляд на себя глазами влюбленного в вас человека» (мы используем другие, более сложные техники).
Приводим полный текст этой техники по материалам семинара М. Аткинсон «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации — ЦПП «Катарсис» (с. 18).
«Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, которые сформировали вашу ясизнъ такой как она есть, являетесь вы сами.
Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важно, любите ли вы этих людей, но чрезвычайно важно знать, любят ли они вас. Когда вы определите такого человека, сделайте следующее.
Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машинка, бумага, карандаш. Напротив окно, в которое вы время от времени заглядываете. Там, где-то за окном живет и что-то сейчас делает тот особый человек, который любит вас. Пришло время в вашей книге написать и о нем. Вы откидываетесь на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позволяют читателю увидеть этого человека таким, каким видите его вы. Поэтому вы описываете все его своеобразные привычки, выражения, манеру поведения, которые отличают этого человека от других. Вы вспоминаете и описываете словами его чувство юмора, страсть, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает уникальную личность. Вы прислушиваетесь к своему собственному описанию и стараетесь проанализировать свои чувства по отношению к этому человеку, там, за окном. Ваше описание подходит к концу; вы стараетесь посмотреть на сделанное с другой позиции и точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что описывали. Вы становитесь человеком, который вас любит. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя, который только что был так увлечен написанием своей книги. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите свои собственные слова, жесты, манеры, описанные человеком, который вас любит. Вглядываясь в самого себя глазами человека, который вас любит, вы узнаете качества и свойства, которые вам были незнакомы или которые другие привыкли считать недостатками. Вы проглядываете мысли и
воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть и, тем самым, делать жизнь другого человека полнее и значимее. Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас. Хорошо запомнив все только что увиденное и услышанное, вы медленно начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит».
Как утверждает М. Аткинсон, данная психотехнология является особой формой диссоциации, в которой мы «пользы для» выводим человека за пределы «самого себя», контролируя, однако, при этом его восприятие «себя». По ее мнению, «взгляд на себя глазами влюбленного в вас человека» обычно применяется для укрепления чувства собственного достоинства. Однако М. Аткинсон указывает на то, что эта психотехнология оказывается очень полезной и в случаях депрессии, одиночества, а также самоуничижения. Она также выступает сильнодействующим средством для улучшения отношений супружеских пар, ибо позволяет каждому из супругов испытать изнутри любовь другого человека и снять необходимость внешней проверки этого чувства («выяснения отношений»). И, конечно же, данная техника также очень полезна для создания ощущения того, что вас стоит любить. Как следствие, человек сам генерирует больше любви и нежных чувств (к себе и к другим), укрепляя тем самым свои взаимоотношения (с собой и с другими).
В целях лучшей алгоритмизации, приведем пошаговое описание этой психотехнологии (по материалам того же семинара М. Аткинсон для случая работы с клиентом и с некоторыми изменениями).
Шаг1
Установите правила игры, введя клиента в роль «автора книги».
Шаг 2
Попросите клиента определить для себя того, кто его любит. Если такого человека нет в настоящем, помогите отыскать его в прошлом. Если клиент заявляет, что такого человека никогда не было, создайте вымышленную ситуацию «как если бы вас любили» и убе-
снитесь, что клиент вообразил для себя персонаж, который мог бы любить его.
Шаг 3
Установите позицию клиента: он сидит в кресле и смотрит на любящего его человека за окном.
Шаг 4
Попросите клиента назвать различные качества (большие и маленькие), которые делают этого человека значимым в его жизни.
Шаг 5
Предложите клиенту как бы выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит. Если поддерживать такую диссоциацию для клиента окажется трудно, установите якорь. Если же ему трудно будет увидеть себя со стороны, используйте «технику взаимного наложения» и поставьте якорь на этом состоянии (это те же шаги, что и при визуально-кинестетической диссоциации, только на этот раз клиент рассматривает себя через глаза любящего его человека, а не через свои глаза).
Шаг 6
Попросите клиента описать, что именно он любит в человеке, которого видит перед собой. Усиливайте эту позицию восприятия особыми языковыми выражениями типа «Вы видите себя глазами человека, который любит вас». Направляйте сознание клиента на те качества его «я», которые он вряд ли воспринимает своими глазами.
Шаг 7
Верните клиента из диссоциированного состояния в его тело, «забрав» по пути все ценное, что было найдено в процессе работы — то есть ощущения того, что его любят и что он вполне достоин любви.
Упражнение 86.
-►Взяв за основу любые свои проблемные взаимоотношения, проделайте краткую процедуру мета-зеркала.
Упражнение 87.
-►На материале своих действительно сложных взаимодействий осуществите полное мета-отзеркаливание отношений.
Упражнение 88.
-►Составьте, ориентируясь на приведенные в тексте описания, список своих основных созависимостей.
Упражнение 89.
-►Уберите эти созависимости.
Упражнение 90.
-►Усильте собственное «Я».
Глава 2. Устранение зависимостей
Наркотические зависимости (алкоголизм и наркомания), равно как и табакокурение вкупе с пресловутой игрома-нией, составляют достаточно значительную часть обращения клиентов за помощью. В связи с этим работа с ними просто обязана быть доступной любому специалисту по НЛП-психокоррекции. Следует, конечно же, отметить, что проблема излечения зависимостей, безусловно, решаемая методами Нейролингвистического программирования, требует от консультанта и/или психотерапевта отдельной и 'довольно объемной дополнительной подготовки, поскольку исцеление здесь, как правило, осуществляется посредством специализированного пошагового модуля, включающего систему специально отобранных психотехнологий (См., напр.: Ковалев С. В. «Семь шагов от пропасти»). Однако в не слишком сложных случаях данная психокоррекция может производиться за счет вышеописанных психотехнологий работы с окружением (провоцирующим зависимое поведение), состояниями (требующими для своего устранения или, наоборот, поддержания, объекта зависимости), поведением (предполагающим осуществление зависимости), убеж-
дениями (поддерживающим или оправдывающими зависимость) и образами Я (задействованными в зависимой жизнедеятельности), при условии знания (и применения) некоторых специфических принципов и психотехнологий, каковые мы сейчас и опишем.
Зависимость как диссоциированное расстройство