Управление самостоятельными занятиями
Чтобыуправлятьпроцессомсамостоятельныхзанятий,необходимопровестирядмероприятий:определитьцелисамостоятельныхзанятий; определить индивидуальные особенности занимающегося;скорректировать планызанятий(перспективный,годичный,насеместримикроцикл); определитьиизменитьсодержание,организацию,методикуиусловия занятий,применяемыесредстватренировки.Всеэтонеобходимо,чтобыдостичьнаибольшейэффективностизанятийвзависимости от результатов самоконтроляиучетатренировочныхзанятий.Учетпроделанной тренировочнойработыпозволяетанализироватьходтренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный,текущийиитоговыйучетсзаписьюданныхвличныйдневник самоконтроля.
Цельпредварительногоучета-зафиксироватьданныеисходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.
Текущийучетпозволяетанализироватьпоказателитренировочныхзанятий.Входетренировочныхзанятийанализируются:количество проведенныхтренировоквнеделю,месяц,год;выполненныйобъеми интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателейтекущегоучетапозволяетпроверятьправильностьхода тренировочногопроцессаивноситьнеобходимыепоправки впланы тренировочных занятий.
Итоговыйучетосуществляетсявконцепериодазанятийиликонцегодичногоциклатренировочныхзанятий.Онпредполагаетсопоставить данныесостоянияздоровьяитренированности,а такжеданныеобъема тренировочнойработы,выраженнойвовремени,котороезатраченона выполнениеупражнений,ивколичествекилометровлегкоатлетического бега,беганалыжахиплаванияразличнойинтенсивности с результатами,показанныминаспортивныхсоревнованиях.Наоснованииэтого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий наследующий годичный цикл.
Результатымногихвидовсамоконтроляиучетаприпроведении самостоятельныхтренировочныхзанятиймогутбытьпредставлены в видеколичественныхпоказателей:ЧСС,массатела,тренировочныенагрузки,результаты выполнения тестов, спортивныерезультаты и др. Информация о количественныхпоказателяхпозволитзанимающемусявлюбойотрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессетренировки и оценивать точностьее выполнения.
Количественныеданныесамоконтроляиучетаполезно представлять ввидеграфика,тогдаанализпоказателейдневникасамоконтроля, предварительного,текущегоиитоговогоучетабудетболеенаглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивнойподготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.
Куправлениюпроцессомсамостоятельныхзанятийотносится дозированиефизическойнагрузки,ееинтенсивностиназанятиях физическими упражнениями.
Физическиеупражнениянепринесутжелаемогоэффекта,если физическаянагрузканедостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка можетвызватьворганизмеявленияперенапряжения.Возникает необходимость установить оптимальные,индивидуальные дозы физическойактивностидлякаждого,ктозанимаетсясамостоятельнокакой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.
При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:
- количество повторений упражнения.Чембольшечислоразповторяетсяупражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
- амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
- исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияетнастепеньфизическойнагрузки.Кнейотносятся:изменениеформыивеличиныопорнойповерхностипривыполненииупражнений (стоя, сидя,лежа); применение исходных положений, изолирующих работувспомогательныхгруппмышц ( с помощьюгимнастическихснарядовипредметов),усиливающихнагрузкунаосновную мышечную группу и на весь организм;изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
- величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп.
Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;
- темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым.
В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп,в силовых– медленный темп;
- степеньсложностиупражнениязависитотколичестваучаствующихв упражненияхмышечных группи от координации их деятельности.
Сложныеупражнениятребуютусиленноговнимания,чтосоздаетзначительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстромуутомлению;
- степеньихарактермышечногонапряжения.Примаксимальныхнапряженияхмышцынедостаточноснабжаютсякислородомипитательными веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблений,ибоэтоприводитквысокойподвижностипроцессов возбужденияиторможениявкореголовногомозгаикбыстрому утомлению;
- мощностьмышечнойработы(количествоработывединицувремени) зависитотвремениеевыполнения,развиваемойскоростиисилы при движении.Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;
- продолжительность ихарактерпаузотдыхамеждуупражнениями.Более продолжительныйотдыхспособствуетболееполномувосстановлению организма.Похарактерупаузыотдыхамогутбытьпассивнымииактивными.
При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характераили упражненияв мышечном расслаблении,восстановительныйэффект повышается.
Учитываяперечисленныефакторы,можно уменьшать или увеличивать суммарнуюфизическуюнагрузкуводномзанятииивсериизанятийв течение продолжительного периода времени.
Тренировочныенагрузкихарактеризуютсярядомфизическихи физиологическихпоказателей.Кфизическимпоказателямнагрузки относятсяколичественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем,скоростьитемпдвижений,величинаусилия,продолжительность, число повторений).Физиологическиепараметрыхарактеризуютуровень мобилизациифункциональныхрезервоворганизма(увеличениеЧСС, ударного объема крови, минутного объема).
Тренировочныенагрузки,выполняемыеприЧСС 131-150уд/мин. относятк«аэробной»(первой)зоне,когдаэнергиявырабатываетсяв организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.
Вторая – «смешанная», ЧСС 151-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмамэнергообеспеченияподключаются анаэробные,когдаэнергияобразуетсяприраспадеэнергетическихвеществвусловияхнедостатка кислорода.
Самочувствиедовольноточноотражаетизменения,происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями. Очень важно при самостоятельных занятиях знать признаки чрезмерной нагрузки.
Чрезмерная нагрузка–процессутомлениянарастаетпостепеннои сопровождаетсяусилениемсубъективныхощущенийусталости: работоспособностьснижается,появляетсяскованностьмышц,дыхание становитсячастым и поверхностным, сердцебиение учащается, отмечается бледность на лице и желание прекратить работу. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.
Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей.
Перспективныепланысамостоятельныхзанятийцелесообразно разрабатыватьнавесьпериодобучения,т.е.на4-5лет.В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической испортивно-техническойподготовленностистудентымогутпланировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшейжизниидеятельности–отконтрольныхтестовучебнойпрограммыдо нормативов разрядной классификации.
Студентамвсехучебныхотделенийпри планированииипроведении самостоятельныхтренировочныхзанятийнадоучитывать,чтовпериодподготовкиисдачизачетовиэкзаменовинтенсивностьиобъем самостоятельныхтренировочныхзанятийследуетнесколькоснижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.
Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.
Примноголетнемперспективномпланированиисамостоятельных, тренировочныхзанятийобщаятренировочнаянагрузка,изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течениегода,должнаскаждымгодом иметь тенденцию к повышению. Толькоприэтомусловиибудетпроисходитьукреплениездоровья, повышениеуровняфизическойподготовленности,адлязанимающихся спортом – повышение состояние тренированности и уровня спортивных результатов.
В то же время планирование самостоятельных занятий физическими
Упражнениями и спортом должно быть направлено на достижение единойцели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, - сохранить здоровье,поддерживатьвысокийуровеньфизическойиумственной работоспособности.