Изменения состояния гормонального гомеостаза
Лекция № 7 «Послеродовый период.
Особенности сестринского ухода в послеродовом периоде.
Консультирование родильниц.»
Цель учебная:
Систематизировать и закрепить знания студентов по данной теме, овладеть умениями и навыками определения высоты стояния дна матки, состояние молочных желез.
Студент должен знать:
· изменения в организме родильницы;
· лактация, значение грудного вскармливания для матери и ребёнка;
· роль медицинского работника в решении проблем, возникающих у родильницы после родов;
· роль мужа, семьи в течение послеродового периода, лактации.
Воспитательная:
Продолжить формирование профессионально важных качеств: внимательность, чуткость, сострадание.
Развивающая:
Развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой.
Развивать у студентов трудолюбие и толерантность к пациентам.
План:
I. Организационный момент - 1 мин.
П. Мотивация - 2 мин.
III.Изложение нового материала - 80 мин.
1. Изменение состояния гормонального гомеостаза
2. Изменения в половых органах
3. Раневой секрет в матке
4. Изменения в молочных железах
5. Изменения в мочевыделительной системе
6. Изменения в органах пищеварения
7. Ведение послеродового периода.
8. Консультирование родильниц.
IV.закрепление изложенного материала. - 5 мин
V. Задание на дом. - 2 мин
Мотивация.
Послеродовым, или пуэрперальным, называется период, в течении которого у родильницы заканчивается обратное развитие (инволюция) тех органов и систем, которые подверглись изменениям в связи с беременностью и родами.
В течение послеродового периода в организме женщины происходят сложные процессы перестройки, которые затрагивают не только половую систему, но и весь организм в целом. Эти процессы могут отразиться на течение различных экстрагенитальных заболеваний. Знание нормального течения послеродового периода является основной для своевременной диагностики патологии, которая может возникнуть в этом периоде.
Послеродовый период начинается с момента рождения последа и завершается обратным развитием всех органов и систем и длится в среднем 6-8 недель.
Литература для преподавателей:
1. Амакин К.Н. Акушерский стационар: учеб. пособие / К.Н. Амакин.,
Ф.С. Сыроватка. – 3-е изд.. перераб. и доп. –М.: Медицина. 2001. - 418 с.
2. Акушерство: учеб./ под ред. Г.М.Савельевой. – М.: Медицина», 2002. – 402с.
3. Бодяжина В.И. Акушерство: учеб./ В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 496 с.
4. Дуда Н.В. Клиническое акушерство: учеб./ Н.В.Дуда, В.И.Дуда.- Минск: Высшая школа, 2004. – 609 с.
5. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.
6. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособ./ Д.А.
Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса. - 4-е изд. -Ростов н/Дону: Феникс,
2006. – 382 с.
7. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учеб. пособ. для врачей. – М.:
Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2002.- Ч. I. – 289 с.
8. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,
2008. – 904.: ил.
Список используемой литературы для студентов основной
1. Бодяжина В.И. Акушерство /В.А.Бодяжина.-3-е изд.- М.:»Медицина»,
2005г.- 496с.
2. Кучма В.Р.Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в
разные возрастные периоды / В.Р.Кучма. – М., 2000г. - 396с.
3. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,
2008. – 904.: ил.
Список используемой литературы для студентов дополнительный
1. Амакин К.Н. «Акушерский стационар» / К.Н.Амакин, Ф.С.Сыроватка. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Медицина», 2001г. – 418с.
2. Дуда Н.В. Клиническое акушерство./Н.В.Дуда, В.И.Дуда. - Минск:
«Высшая школа», 2004г. – 609с.
3. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.
4. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение / Д.А.Крюкова,
Л.А.Лысак, О.В.Фурса 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 382с.
5. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учебное пособие для врачей /
В.И.Радзинский. - М., Изд-во Ун-та дружбы народов,
2002г. – часть 1 – 289с.
Изменения состояния гормонального гомеостаза.
Эндокринные заболевания в послеродовом периоде характеризуется резким понижением уровня плацентарных гормонов и восстановлением функции желез внутренней секреции.
Время возобновления циклических гипоталамо-гипофизарно-яичниковых взаимоотношений и менструальной функции колеблется в широких пределах и согласуется в основном с лактацией.
Интервал между родоразрешением и появлением овуляторных циклов составляет примерно 49 дней у некормящих и 112 - у кормящих родильниц.
Для начала лактации требуется воздействие на молочную железу эстрогенов, прогестерона, высокого уровня пролактина (ПРЛ). В последующем секреция молока регулируется гипоталамо-гипофизарной системой и состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: молокообразование и его выделения. Основными гормонами, ответственными за установление и поддержание лактации, является пролактин и окситоцин.
Уровень сывороточного пролактина после родов обычно высокий, но спустя 48 часов понижается даже у кормящих грудью, а затем повышается постепенно и к концу 2-й недели и в течение всего периода лактации сохраняется на высоком уровне.
Выброс в кровь пролактина и окситоцина может обуславливаться раздражением сосков молочных желез. Именно поэтому прикладывание новорожденного к груди в течение первого часа после рождения положительно влияет на становление лактации и сокращение матки.
Максимальное повышение уровня пролактина в ответ на кормление происходит через 30 минут независимо от его исходного значения. На концентрацию пролактина влияет полнота опорожнения молочной железы в результате кормления или сцеживания.
Наряду с изменением уровня половых гормонов в послеродовом периоде постепенно восстанавливается функция всех желез внутренней секреции.
Объем щитовидной железы возвращается к нормальному значению в течение 12 недель послеродового периода, а уровень основных ее гормонов Т-4 и Т-3 - в течение 4 недель.
Одновременно в послеродовом периоде меняется синтез инсулина, глюкокортикоидов и минералокортикоидов, что отражается на общих процессах обмена веществ и обратном развитии систем организма, измененных во время беременности.