День 7: выразить одобрение дальнейшей жизни
Любая мировая религия и любое духовное движение предполагает наличие времени, отведенного на отдых. Это время может быть посвящено молитве, обращенной к Творцу, поддержанию мыслей и духа верующих или просто отдыху тела. Чему бы оно ни было посвящено, оно содержит в себе благодарность за предоставленную возможность жить, за дар жизни. В последние годы из-за постоянно растущих требований современной жизни многие из нас отказываются от отдыха, чтобы уладить вопросы, на которые не нашлось времени в течение недели. Быть может, некоторые из нас думают, что тем самым мы отказываемся от архаической традиции и становимся более современными людьми. Если это так, то сможем ли мы когда-нибудь уделить немного времени себе? Найдем ли мы когда-нибудь время, чтобы по достоинству оценить дарованную нам жизнь? Будет ли у нас когда-нибудь время, чтобы другими глазами взглянуть на окружающий мир и по-своему или же согласно традиции прославлять Творца?
Сегодняшнее упражнение не менее важно, чем и все остальные в данной программе. Оно представляет основу для позитивных действий и выражения признания. Вернитесь мысленно в День 1 и обратитесь к списку «Хочу и имею». В нем описаны вещи, которых вы хотите и которые вы имеете. В погоне за неустанным приобретением, получением, достижением легко не заметить, как далеко вы зашли. Сегодня вы, должны детально просмотреть данный список. Остановитесь на тех пунктах, которые действительно захватывают вас. Наслаждайтесь ими. Обратите внимание на то, что вам нравится в вашей жизни. Быть может, вы захотите кому-нибудь позвонить, выслать открытку с благодарностью, посвятить несколько часов медитации или молитве либо сделать еще что-либо для того, что-бы эти вещи как можно чаще появлялись в вашей жизни — пусть ваше сердце станет вашим проводником. В любую минуту вы можете что-нибудь добавить к ва-
шему списку. После того, как вы просмотрите список «Хочу и имею»,оглянитесь назад, посмотрите на прошедшую неделю или месяц и подумайте, что было сделано вами с помощью этой книги и программы для улучшения своей жизни и для самосовершенствования. Обратите внимание на выполненные вами упражнения и полученные результаты. Может быть, вы пришли к выводу, что могли бы их выполнить лучше, или же что кто-то другой справился бы с ними лучше? В этом нет ничего страшного. Можете допустить присутствие подобных мыслей, чтобы затем сконцентрировать внимание на том, чего вы достигли. По достоинству оцените себя. Подумайте, как бы вы могли отблагодарить себя за этот поступок. Множество жизненных удовольствий ждет нас. Прогулка по парку, баня, бассейн, встреча с другом, хорошая книга, пикник, развлечение. Начните действовать прямо сейчас».
Упражнение 171.
-►Осуществите прояснение собственной жизни.
Упражнение 172.
-►Создайте образ вашего желательного будущего по технике «будущая жизнь».
Упражнение 173.
-►Проработайте визуализацию сцены похорон.
Упражнение 174.
-►Выполните технику сцены смертного ложа.
Упражнение 175.
-►Представьте ваш последний час.
Упражнение 176.
-►Записав текст на магнитофон, проделайте технику визуализации зачатия.
Упражнение 177.
-►Осуществите упорядочивание собственной жизни.
КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ НЛП
Ассоциация— способ презентации опыта, при котором человек видит происходящее как бы из своих глаз и оказывается полностью погруженным в переживание.
Аудиальный (А)— относящийся к слуховым восприятиям (внутренним и внешним).
Визуализация— построение визуальных образов в сознании.
Визуальный(V) — относящийся к зрительным восприятиям (внутренним и внешним).
Включенное время— способ организации линии времени, при котором настоящее воспринимается как находящееся внутри человека.
Глубинная структура— полная и детальная репрезентация человеческого опыта.
Дискретный (D)— относящийся к восприятиям, получаемым логическим образом (за счет знаков, цифр, графиков и т.п.).
Диссоциация— способ презентации опыта, при котором человек видит и слышит происходящее как бы со стороны и является не включенным в переживание.
Линия времени— субъективный способ организации событий прошлого, настоящего и будущего в психике человека.
Линия жизни— способ репрезентации личной истории в воображении или на формально создаваемой линии.
Личная история— презентация, организация и оценка человеком событий его прошлого, настоящего и будущего.
Мета-модель— лингвистический способ извлечения глубинной структуры человеческого опыта.
Мета-программы— универсальные «фильтры», определяющие восприятие и поведение человека.
Неэкологичные реакции— способы поведенческого и эмоционального реагирования человека, объективно и субъективно препятствующие осуществлять ему эффективную жизнедеятельность.
Ограничивающее решение (убеждение)— когнитивная (ментальная) структура (обобщение), сформулированная и
принятая человеком вследствие психотравматического события или происшествия и препятствующая его жизнедеятельности и самоактуализации.
Поверхностная структура— репрезентация опыта человека после его «обработки» за счет обобщения, искажения и опущения.
Повторное переживание— способ переработки психотравматических инцидентов, заключающийся в их «здесь и теперь» визуализации в диссоциированном состоянии.
Психотравматический опыт— любое событие и происшествие в жизни человека, когнитивная, эмоциональная или физическая интенсивность которого превысила возможности экологичной его переработки психикой человека.
Психотехнология — конкретный способ осуществления психотерапевтических интервенций.
Репрезентация— образ, карта, модель или что-либо другое, отличающееся от реального предмета, объекта или ситуации.
Ресурсы— физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события и вещи, которые могут быть использованы для достижения результатов психотерапии.
Репрезентативные системы— способы кодирования информации, или, иначе, модальности человеческого опыта.
Ресурсирование инцидента— способ проработки психотравматического опыта за счет привнесения в него дополнительных ресурсов.
Расширение восприятия— способы работы с опытом человека, при котором репрезентация этого опыта в его психике расширяется и видоизменяется.
Рефрейминг— изменение смысла или контекста опыта, с тем, чтобы придать ему другое содержание.
Сигналинг— способ осуществления контакта сбессознательным человека минуя его сознание.
Сквозное время— способ организации линии времени, при котором настоящее воспринимается как находящееся вне человека.
СКО — способ существования в психике человека психотравматического опыта человека, заключающийся в линейной организации и группировке сходных инцидентов и переживаний.
Субмодальности— субклассификация внутренних и внешних репрезентаций.
Сущность — см. Часть.
Устранение проблемных состояний— любое изменение структуры проблемного опыта, приводящее к его исчезновению или переосмыслению («эффект карточного домика»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер X. «НЛП: современные технологии», СПб.: «Питер», 2000.
2. Андреас К., Андреас С. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами», СПб.: Ювента, 1994.
3. Андреас К., Андреас С. «Сердце мозга», Екатеринбург, МООПД, 1993.
4. Андреас К., Андреас С. «Сущностная трансформация», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
5. Андреас С, Герлинг К., Фолкнер Ч., Халлбом Т., Мак-Дональд Р., Шмидт Д., Смит С. «Миссия НЛП», М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1998.
6. Ассаджоли Р. «Психосинтез», М.: «Ваклер», «Рефл-бук», 1997.
7. Аткинсон М. Мастерский курс НЛП 12—24 сентября 1993 г., М.: ИГИСП.
8. Аткинсон М. «Нейролингвистическое программирование в работе с семьями». ЦПП «Катарсис», 1996.
9. Аткинсон М. «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации», М.: ЦПП «Катарсис», 1996.
10. Аткинсон М. «Стратегии продаж». Материалы тренинга, проведенного в Институте Групповой и Семейной Психотерапии 4—6 октября 1996 г., М.: ИГИСП.
11. Бессер-Зигмунд К. «Магические слова», СПб:, «Питер», 1996.
12. Бремер X.,' Консбах X. Материалы мастерского курса 7-18 мая 1996 г„ М.: ИГИСП.
13. Бэндлер Р. «Используйте свой мозг для изменения», СПб.: «Ювента», 1994.
14. Бэндлер Р., Гриндер Д. «Рефрейминг», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
15. Врица П. «Работа с убеждениями». Материалы мастерского курса, М.: ИГИСП, 1996.
16. Врица П. «Обучение с открытым сердцем. Интеграция мастерства». Материалы мастерского курса, М.: ИГИСП, 1997.
17. Гавэйн Ш. «Созидающие визуализации», Минск-Москва: Вид-Н-Либрис, 1997.
18. Гагин Т. , Уколов С. «Новый код НЛП или Великий канцлер желает познакомиться!», М.: Издательство института психотерапии, 2003.
19. Гриндер Дж., Делозье Дж. «Черепахи до самого низа», Санкт-Петербург: «Прайм-Еврознак», 1995; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
20. Гриндер М. «Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике», М.: НЛПЛ, 1995.
21. Грэхем Дж. «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик», М.: Независимая фирма «Класс», 1993.
22. Гулдинг М., Гулдинг Р. «Психотерапия нового решения», М.: «Класс», 1997.
23. Деркс Л., Холландер Я. «Сущность НЛП», М.: КСП+, 2000.
24. Джеймс М., Джонгвард Д. «Рожденные выигрывать» М., «Прогресс», 1995.
25. Дилтс Р. «Изменение убеждений с помощью НЛП», М.: «Класс», 1997.
26. Дилтс Р. «Стратегия гениев» т. 3, М.: «Класс», 1998.
27. Дилтс Р., «Фокусы языка», СПб.: «Питер», 2000.
28. Дилтс Р., Халлобом Т., Смит С. «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию», Екатеринбург: «ЭКО ЭН-РОФ», 1994.
29. Ермошин А. «Вещи в теле», М.: «Класс», 1999.
30. Камерон-Бэндлер Л., Гордон Д., Лебо М.: «НОУ-ХАУ», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997.
31. Каппони В., Новак Т. «Сам себе психолог», СПб.: «Питер», 1994.
32. Кейд Б., Хэндлон В.Х. «Краткосрочная терапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП», М.: НЛПП, 1998.
33. Кинг М., Цитренбаум «Экзистенциальная гипнотерапия», М.: «Класс», 1998.
34. Кови С. «Семь навыков высокоэффективных людей» М.: «Вече-Персей ACT», 1997.
35. Козлов В. «Искусство осознания», Минск: ООО «Пол1Б1г», 1995.
36. О'Коннор Дж. «NLP. Нестандартные решения повседневных проблем», Киев: «София», 2001.
37. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. «Введение в НЛП», Челябинск: «Версия», 1997.
38. Кроль Л. «Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии», М.: «Класс», 1999.
39. Леонард Д., Лаут Ф. «Ребефинг», Санкт-Петербург: ТФ «Икам», 1993.
40. Линн Д. «В поисках видений: шаманское путешествие к центру души», Киев: «София», 1998.
41. Макаров В., Макарова Г. «Транзактный анализ — восточная версия», М.: Академический проект ОППЛ, 2002.
42. МакДермотт Я., О'Коннор Дж. «НЛП и здоровье», Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 1998.
43. МакДорсальд В. «Руководство по субмодальностям», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994.
44. Макларен Я. «Искусство общения. Методы НЛП на практике», М.: ЭКСМО, 2002.
45. Олдер Г., Хаузер Б. «NLP. Полное практическое руководство», Киев: София, 2000.
46. Плигин А., Герасимов А. «Руководство к курсу НЛП-практик», М.: КСП+, 2000.
47. «Психологическая энциклопедия». Под ред. Б. Карва-сарского, СПб.: «Питер», 1998.
48. «Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов» Сост. В. Морозов, Челябинск: «Библиотека А. Миллера, 2001.
49. Пуселик Ф., Люис Б. «Магия Нейролингвистического программирования без тайн», СПб.: «Белый кролик», 1994.
50. Руководство по использованию восьмицветового теста М. Люшера. Сост. О. Ф. Дубровская, М.: Фолиум, 1995.
51. Саймонтон К., Саймонтон С. «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни», СПб.: «Питер», 1995.
52. Стюарт В. «Работа с символами и образами в психологическом консультировании» М.: «Класс», 1998.
53. Томас «Обещание силы. Путеводитель по собранию сочинений Карлоса Кастанеды», Киев: София, 1996.
54. «Трансформация личности» Анализ и комментарии О. Ксендзюк. Одесса: «Хаджибей», 1995.
55. Фанч Ф. «Преобразующие диалоги», Киев: «Ника-центр», Вист-с, 1997.
56. Фанч Ф. «Пути преобразования. Общие модули преобразующего процессинга», Киев: Ника-центр, Вист-с, 1997.
57. Холл М., «Мета-состояния, коррелирующие с «сердцевинными» состояниями». В кн. «Мастерство, новый код и системное НЛП», М.: Общество практической психологии, 1998.
58. Шапир Ф. «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз» М.: «Класс», 1998.
59. Шерман П., Фредман Н. «Структурированные техники семейной и супружеской терапии» М.: «Класс», 1997.
60. Янг П. «Метафоры и модели изменения», М.: ЭКСМО, 2003.