Краткий информационный материал. Основные понятия: методическая работа; организационно-методическая работа;
Основные понятия: методическая работа; организационно-методическая работа; учебно-методическая работа; научно-методическая работа; инновационно-методическая работа.
Методическая работа - это основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Цель методической работы: создание условий для повышения квалификации учителей на основе прогнозированной диагностики.
Основные задачи методической работы в образовательном учреждении: оказание педагогам консультативных услуг по различным проблемам методики преподавания и воспитания; обучение педагогического коллектива современным формам организации образовательного процесса, проектно-исследовательской деятельности, информационным технологиям и т.д.; создание банка данных актуальной педагогической информации (авторские программы, учебно-методические комплексы по предметам и т.д.); исследования с целью создания оптимальных условий для повышения профессионального мастерства педагогов и формирование заявок на повышение квалификации педагогов; обобщение опыта работы педагогов в школе и его распространение через различные формы: конкурсы, выставки, конференции, публикации и т.д.; стимулирование педагогического самообразования и педагогического творчества учителей; формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива; организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
Методическую работу с педагогическими кадрами необходимо рассматривать на основании ее базовых компонентов: содержательного, процессуального, управленческого и мотивационного.
Содержательный компонент методической работы включает: ознакомление педагогического коллектива с результатами исследований в различных областях научных знаний, с новыми нормативно-правовыми актами, решениями, инструкциями органов управления образования; освещение вопросов передового педагогического опыта.
Процессуальный компонент методической работы реализуется в индивидуальных, групповых и массовых (коллективных) формах работы.
Управленческий компонент включает создание новых и модернизацию традиционных методических формирований, определение целей и задач их деятельности, организацию взаимодействия данных структур в целостной системе методической работы.
Мотивационный компонент предусматривает факторы внутренней и внешней мотивации учителей, воспитателей на активное участие в методической работе, способствующей росту их профессиональной компетентности.
Анализ реализации данных компонентов в практике школ позволил выделить основные направления методической работы: организационно-методическое, учебно-методическое, научно-методическое, инновационно-методическое.
Организационно-методическая работа направлена на осуществление постоянного взаимодействия руководителей учреждения образования с членами педагогического коллектива с целью создания оптимальных условий для совершенствования и развития их профессионального уровня.
Учебно-методическая работа направлена на: оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам; расширение и обогащение предметно-методических знаний, умений и навыков учителей; изучение и обобщение передового педагогического опыта; мониторинг учебно-воспитательного процесса; методическое сопровождение самообразования учителей и т. д.
Научно-методическая работа предполагает обеспечение научно-исследовательского подхода к организации образовательного уровня учителей на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственно научно-практического опыта.
Инновационно-методическая работа представляет собой самостоятельное направление в деятельности современной школы, включающее: внедрение в практику прогрессивных управленческих и образовательных технологий; разработку и защиту инновационных педагогических проектов; организацию работы в качественно новых; методических структурах (кафедра, лаборатория, педагогическая мастерская); разработку комплексно-целевых программ по управлению инновационными процессами.
Методическую работу в учреждении образования регламентируют следующие нормативно-правовые документы: Закон Республики Беларусь «Об образовании»; Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования; Положение о методическом кабинете учреждения образования; Положение о методическом совете и др.
В школьной практике существует множество форм методической, работы. Именно они определяют цели, задачи, содержание школьной методической службы. Каждое учебное учреждение отдает предпочтение тем или иным формам методической работы. Выбор формы зависит от развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов и руководителей школы, специфики предметных курсов и т. д.
Продуманная организация школьной методической работы формирует мотивацию профессионального развития учителя:
саморазвитие - рост профессионального мастерства, общекультурное развитие;
самореализация - возможность реализовать свои идеи, вести за собой других;
самооценка - ощущение успеха, признания, наличие перспективы продвижения;
включенность в коллектив - возможность поглощенного общения, информированность, участие в выработке решений;
защищенность - работа без стрессов, уверенность в завтрашнем дне;
материальное благополучие - зарплата, повышение квалификационной категории, награды.
Формы методической работы