Особенности периода, этапы
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ДЕЛ
Схема подготовки дела
1. Предварительная работа (определение «нужности» дела, подбор материала, обсуждение идей дела, ...).
2. Определение цели и предполагаемого результата дела, формулировка темы, выбор названия.
3. Выбор формы проведения дела, определяется количество и состав участников, их роли, общий ход дела, правила ведения.
4. Составление плана подготовки и проведения дела:
Содержательный блок | Организационный блок |
– ключевые вопросы по теме; – рабочие материалы; – предварительная работа с участниками; – предварительная работа с ведущим (с пресс-центром, экспертами и подобн.) | – оформление; – оборудование; – подготовка места; – приглашение участников (специалистов); – реклама |
5. Написание сценарного плана или (и) сценария дела.
6. Проведение дела: представление предмета, цели дела, объяснение правил ведения, ход дела, подведение итогов.
7. Анализ дела.
Требования к организации работы творческой группы
1. Творческая группа разрабатывает содержание дела в соответствии с теми смыслами и задачами, которые были поставлены педагогическим или детским коллективом, с учётом общих принципов /норм/ – с ориентацией на возраст детей, их склонности, особенности, потребности.
2. Для более чёткой организации работы в творческой группе рекомендуется распределить обязанности:
– общая координация;
– организационный блок (костюмы, призы, реквизит и другое материальное обеспечение);
– группа сценаристов;
– группа оформителей (готовит эскиз оформления дела: в сценарии нужно учесть необходимость наглядного и звукового (музыкального) оформления – групп может быть две);
– ответственный за связь с техническими службами /радист, осветитель, …/.
3. Организация подготовки к делу:
– продумывание работы с залом /перед началом дела и в ходе него – со зрителями, болельщиками, если не все задействованы в самом действии/;
– подготовка сценария для осветителя, радиста, ведущих;
– подготовка участников действия;
– подготовка призов и другого реквизита;
– за 3 дня – заявки на фонограммы радисту;
– за 3 дня – задания группам участников и распределение обязанностей между ними;
– организация репетиций;
– договоренность с внешними партнерами /по необходимости – с приглашенными коллективами, дружинами, специалистами и т. п./.
4. В основной период все творческие группы должны быть совместными /дети + взрослые/.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА, ЭТАПЫ
Содержание деятельности – реализация всех штанов, которые были задуманы.
В этом периоде можно выделить несколько этапов:
Учебный(получение ребенком опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации).
Задачи педагога:
– управление воспитательным процессом через организацию самоуправляющих структур отряда и разносторонней социально и личностно значимой творческой деятельности детского коллектива;
– регуляция внутри- и межличностных отношений, препятствование возникновению конфликтных ситуаций, появлению аутсайдеров в детском коллективе;
– создание в детском коллективе условий для реализации педагогического содержания, соответствующих ожиданиям и возможностям ребенка.
Учебно-демонстрационный(включение в деятельность – приобретение ребенком социально и жизненно важного опыта, который в ходе демонстрации закрепляется и становится способом его жизнедеятельности):
– изменение в интеллектуальном опыте ребенка (получение дополнительных знаний, умений, навыков), например, через организацию пространств дополнительного образования ребенка – клубов, кружков;
– освоение в совместной деятельности способов творения собственной жизнедеятельности;
– изменения в гуманитарном опыте ребенка (культура взаимоотношений и совместной деятельности на основе общечеловеческих отношений);
– изменения в лидерском опыте ребенка (умение организовать себя, понять собственную самоценность);
– изменения в здоровье ребенка.
Задачи педагога:
– включение ребенка в учебно-демонстрационные, развивающие виды деятельности, ориентированные на субъектную позицию в них ребенка;
– создание условий для принятия ребенком субъектной позиции по отношению к деятельности своего коллектива;
– создание эмоционального настроя, атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого подростка, активной деятельности органов самоуправления;
– организация совместного анализа;
– обеспечение оздоровления ребенка на основе максимального использования природно-климатических факторов, широкого развития физкультуры и спорта;
– поддержка ребенка в преодолении трудностей и проблем, возникающих у него на пути к достижению поставленной цели.
Развивающий (самостоятельное творчество).
Задачи педагога:
– организация разнообразной коллективно творческой, досуговой деятельности при активном участии в разработке и проведении детей;
– создание условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления;
– показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности через различные формы активной совместной деятельности;
– показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
– корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия;
– создание условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями окрестностей детского лагеря;
– анализ индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности;
– активное оздоровление.
Закрепляющий(закрепляем полученный опыт, например, путем выхода на уровень другого коллектива).
Задачи педагога:
– расширение поля деятельности для каждого из детей, выстраивание индивидуальных планов дальнейшего развития приобретенных ЗУНов,
– коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
– оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря;
– создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены.
В соответствии с этими этапами нужно стараться выстраивать программу смены.
Общие задачи периода:
– включение в активную деятельность по реализации программы смены;
– создание условий для самореализации детей и для развития их опыта по самоуправлению.
Многое в основной период определяется программой смены. Но всегда важно помнить:
1. Эффект новизны уже не срабатывает, нужна интенсивная и осмысленная деятельность.
2. В коллективе происходит борьба за власть, раздел территории, значит, неизбежны конфликтные ситуации, нужно обращать их в источник развития, работать на сплоченность, привязанность, близость.
3. Продолжают реализовываться процессы, начавшиеся в организационный период (лидерство и руководство, нормообразование и выполнение общих норм, принятие групповых решений, самоуправление).
Независимо от смены самый важный результат – благополучие ребенка:
1. Физическое – отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям (особое внимание к 2–4 группам здоровья, к бытовым условиям, особенностям совместного проживания большого количества детей и т. п.).
2. Социальное – оптимальная функционально-ролевая структура, лидерство уже сложились в систему, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместного общежития и деятельности.
3. Психоэмоциональное – ребенок чувствует себя комфортно, умеет разрешать конфликтные ситуации, владеет своим настроением.
4. Умственное – происходит развитие, т. е. появляются изменения, новообразования.
Всё это требует, в том числе, индивидуальной работы с ребенком.