Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное)
Тема 1. Управление безопасностью жизнедеятельности.
Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности.
Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
Органы управления безопасностью жизнедеятельности.
Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности.
Управление безопасностью жизнедеятельности – это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека вовсех сферах его жизнедеятельности.
Под управлением БЖД понимаетсяорганизованное воздействие на систему «человек-среда» в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).
Управление безопасностью жизнедеятельностисостоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.
Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.
С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части – субъекта управления и управляемой - объекта управления, связанных каналами передачи информации.
Принципиальная схема СУБЖ
Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». В результате система «человек - среда обитания» переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.
Конечная цельуправления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания».
Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:
обеспечение безопасности среды обитания;
обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:
обеспечение безопасности производственной деятельности;
обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;
обеспечение экологической безопасности;
предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ – функций управления.Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.
Управлениебезопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций:
учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе «человек – среда обитания»;
прогнозирование условий жизнедеятельности;
планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;
организация, координация выполнения работ и оперативное управление;
активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;
определение эффективности мероприятий;
контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.
Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.
Функции управления реализуются посредством системы методов управления,то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.
В СУБЖ используются все группы методов, применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.
К средствам управления БЖД относятся:
образование (подготовка) населения;
воспитание культуры безопасного поведения;
профессиональное обучение;
профессиональный отбор;
медицинский отбор;
психологические воздействия на субъекты управления;
рационализация режимов труда и отдыха;
технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);
средства индивидуальной защиты (СИЗ);
система льгот и компенсаций и др.
СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:
комплексность – реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;
делимость – реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;
иерархичность – реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;
целенаправленность – реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;
замкнутость цикла управления – реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).
В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение),будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления – от рабочего места, участка до предприятия в целом.
В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:
управления безопасностью труда;
управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;
управления в чрезвычайных ситуациях.
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения.
Управление безопасностью жизнедеятельности |
Управление охраной труда |
Управление охраной окружающей среды |
Управление защитой от ЧС |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления (приказы) специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.
Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.