От 30 апреля 2009 года
Было проведено обследование уровня умственного развития детей раннего возраста (2,5 – 3 года, детей в рамках социально – психологического мониторинга.
Были обследованы дети 2,5 – 3 лет младших групп №1, №2.
Используемая методика:методика ранней диагностики умственного развития по диагностическому ящику Е. А. Стребелевой (2,5 – 3 лет).
Автор:Е. А. Стребелева.
Исследуемая функция:определение основных параметров умственного развития ребенка: 1) принятие задания, 2) адекватность ее решения, 3)обучаемости во время диагностического исследования, 4) отношения к результату своей деятельности.
Обследование проводилось:в августе – сентябре 2008 года.
Количество обследованных:12 детей.
Возраст обследуемых детей:2,5 – 3 года.
Количественный анализ:
Обследованию детей раннего возраста с использованием данной методики показывает, что различия между обследуемыми детьми состоит в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересу к результату.
Первый срез до коррекционной работы показал следующие результаты, где дети разделились на четыре группы интеллектуального развития.
1 группа интеллектуального развития составляет – 0 % ( 0 детей);
2 группа интеллектуального развития составляет– 0 % (0детей);
3 группа интеллектуального развития составляет – 8 % (1 ребенок);
4 группа интеллектуального развития составляет – 92 % (11 детей).
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что из 12 детей. 1 ребенок нуждаются в коррекционной работе по повышению уровня интеллектуального развития, что составляет 8 %.
Была проведена коррекционная работа по книге А. С. Галанов, «Психическое и физическое развитие ребенка от года до трех лет».
На основе проведенной диагностики и проведенной коррекционной работы были подготовлены следующие рекомендации.
Рекомендации воспитателям:
Дети получившие 13 – 23 балла,необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно - воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого; умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест; умение работать по образцу и по словесной инструкции.
Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств; на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.
При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.
Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентировочно – познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов – формирование целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа – представления.
В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно - познавательной деятельности должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Одним из важных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводиться в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.
Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).
У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.
Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.
У детей набравших 24 – 33 балла, необходимоуточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (проб, примеривания). При этом надо развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.
Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человека и о взаимодействиях между людьми, познакомить детей с деятельностью человека. Важно подвести детей к пониманию того, что поведение и деятельность человека зависят от природных условий.
Во всех случаях с этими детьми проводиться коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процессе чувственного познания окружающей действительности.
На основании проведенной диагностики необходимо оснастить группы младшего возраста для сенсорного развития детей следующими пособиями:
1. Цветные палочки;
2. Матрешки 3 – 4 – х – составные;
3. Цветные кубики (минимум 4 цвета);
4. Мозаика;
5. Конструктор;
6. Пластилин;
7. Краски 8 цветов;
8. Пирамидки;
9. Набор с вставляющимися формами;
10. Пуговицы разных цветов;
11. Набор бусин разных размеров;
12. Разрезные картинки из 3 – 4 частей;
13. Шнуровки, прищепки.
Рекомендации родителям:
На основе проведенной диагностики желательно приобрести для сенсорного развития детей следующие пособия:
1. Цветные палочки;
2. Матрешки 3 – 4 – х – составные;
3. Цветные кубики (минимум 4 цвета);
4. Мозаика;
5. Конструктор;
6. Пластилин;
7. Краски 8 цветов;
8. Пирамидки;
9. Набор с вставляющимися формами;
10. Пуговицы разных цветов;
11. Набор бусин разных размеров;
12. Разрезные картинки из 3 – 4 частей;
13. Шнуровки, прищепки.