Функции системности в науке

Глава 12

РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Функции системности в науке

Основные направления системности в науке

Системная методология включает в себя системный подход как принцип познания и практики, метод деятельности, теорию. Обла­дая исключительно большим потенциалом, она находит широкое применение в современной науке (естественные, технические, обще­ственные науки, науки о человеке).

В настоящее время происходит интенсивная интеграция наук, изучающих объекты различной природы, но использующих общие методологические подходы, методы и даже методические приемы. Это подчеркивает В. П. Кохановский: "Один из важнейших путей взаимодействия наук — это взаимообмен методами и приемами ис­следования, т.е. применения методов одних наук в других" (А.

Системный подход — специфическая реакция на бурный и дли тельный процесс дифференциации в науке, который привел к воз никновению огромного количества непохожих одна на другую наук. Это то, что объединяет отдельные науки в единую науку, форма ме­тодологической интеграции современной науки. Происходящие в нем открытия в рамках конкретных наук довольно быстро становят­ся достоянием всей пауки. Системный подход — единство методоло­гической интеграции и дифференциации при доминировании тен­денции объединения, собирания методологического комплекса.

Название Характеристика
Мировоззренческая Выступает основой мировоззрения человека
Эвристическая Является инструментом научного открытия
Объясняющая Лает объяснение объектам и процессам природы и общества
Методологическая Представляет собой систему методов получения знания о тех или иных объектах и процессах
Прогностическая Дает возможность построения прогнозов развития систем  

При этом он выполняет самые многообразные функции в науке. Наиболее важными среди них выступают мировоззренческая, эвристи­ческая, объясняющая, методологическая и прогностическая функции (табл. 40).

Таблица 40

Функции системной методологии в науке

Ныне невозможно представить ни одного ученого, который не отличался бы системным мировоззрением. Системное мировоззре­ние обеспечивает интеллектуальные и социально-психологические предпосылки для познания. Удивительно, но уже до познавательно­го акта ученый благодаря своему мировоззрению изначально обес­печивает себе успех в постижении истинности объекта, ибо он под­ходит к нему как к системе.

Перечислим наиболее важные проблемы системного мировоззре­ния современных специалистов:

• недостаточная глубина системных взглядов, которая выражается-в том. что специалист владеет даже не научным, а обыденным де­терминистским пониманием природы систем:

• низкая эрудиция в сфере системных идей, незнание достижений системности в своей отрасли и науке вообще;

• неметодологичность системного мировоззрения, когда системные знания специалист не может применить в качестве метода позна­вательной и практической деятельности. В практике научных ис­следований системный подход ценен не только парадигмаль-ностью, но и методологичностью. т.е. использованием его не столько как способа представления мира, а как метода его позна­ния. В этом и заключается его методологическая функция, когда системность в познавательном процессе работает как принцип, метод и теория:

• разрыв между философским, общетеоретическим и математико-кибернетическим пониманием систем. Какправило, специалист, знающий философию систем, не владеет по причине своей гума­нитарной подготовки кибернетикой и математикой систем, а спе­циалисты технического профиля не поднимаются до уровня об­щесистемных идей.

Следует подчеркнуть, что в практике научных исследований на­блюдается быстрый рост культуры системных исследований, вклю­чающий в себя не только знания из общей теории систем, но и инструментальное владение системным подходом, системным анали­зом. Если еще несколько лет назад упоминание в статье слова "систе­ма" и трактовка его в смысле комплексности делало публикацию сис­темной, то ныне довольно широко используются структурный, функциональный, структурно-функциональный, системно-логичес­кий и другие подходы, вырабатывается специфика применения си­стемных идей в различных сферах практической деятельности: бизне­се, государственном управлении, социальной защите, культуре и т.д. Важное предназначение системного подхода заключается в по­знании, в получении истины, т.е. знания, которое соответствует сво­ему предмету, совпадает с ним. Особенность ее в системном исследо­вании заключается в представлении целостной, универсальной и многомерной картины действительности.

Эвристика представляет собой сферу научного знания, цель ко­торой — открытие нового в науке, технике и другихсферах жизни облегчает и упрощает решение познавательных, конструкторских. практических задач. Она опирается на методы теории познания, синтеза знания и исследование бессознательного: вдохновения, ин сайта, озарения, медитации, "мозгового штурма"соприкасается с творчеством, исследует его механизмы, побуждения в реальной дея тельности.

Рассмотрим эвристическую функцию системного подхода. Преж де всего, отметим, что он выступает межотраслевым эвристические методом, т.e. широко применяется во всех отраслях науки и практи­ческой деятельности. Для метода свойственна высокая гибкость и способность приспосабливаться к накопленному в той или иной на­уке знанию и исследовательской традиции. К тому же он является рациональным эвристическим методом, который не только способ­ствует озарению, инсайту, но и позволяет построить технологию получения нового знания и представить его в наиболее удойной сис­темной форме. Эвристическая роль системного подхода нередко зак­лючается в том, что он дает возможность усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях (путем интерпо­ляции и экстраполяции) предсказывать свойства отсутствующих частей описания [7]. Так, если исследователь определил системные характеристики какого-то объекта, то далее системный подход от него требует анализа структуры и функций системы. Стоит только исследователю взять на вооружение системный подход и применить какую-либо его составляющую, как неизбежно начинает разверты­ваться его целостная и разнообразная логика, возникают вопросы к объекту как к системе, которые нельзя оставить без ответа.

Системное мышление выступает мощным источником гипотез -предположений о тех или иных сторонах, свойствах, связях объектов. Само гипотетическое знание о системах является очень многообраз ным. Исследователь может выдвинуть относительно простые гипоте­зы о границах, составе, структуре, организации, функциях, особен­ностях развития системы. Уместны и более сложные составные гипо­тезы, предполагающие наличие связи между структурой и функциями, организацией и свойствами и т.п. Поток системных гипотез создает благоприятные возможности для объяснения объектов и процессов.

Объясняющая функция системной методологии заключается в том, что она позволяет обнаруживать устойчивые, сущностные и неслучайные зависимости, т. е. закономерности. Нередко объясне­ние сводят к выявлению причин. Системное объяснение, на наш взгляд, представляет собой особый вид объяснения, который стро­ится не на причинно-следственных связях, а на системных законо -мерностях. При этом оно может реализовываться как по индуктивной ной, так и по дедуктивной моделям. При этом гипотетико-дедуктив ное объяснение строится на выдвижении научно обоснованных гипотез и их эмпирической проверке. А индуктивное объяснение сводится к сбору эмпирической информации о системе и ее обобщению. Каждая из этих моделей характеризуется тем, что имеет совокупность феноменов, подлежащих объяснению, — объясняемое и совокупность предложений теории, т.е. законов и гипотез, служа щих основанием объяснения. В той и другой модели объяснение опирается на системные представления и закономерности.

Прогностическая функция системности отличается от функции объяснения тем, что здесь нет знания-результата, которое при про­гнозировании надо получить. Она реализуется несколькими путями. Во-первых, благодаря теории эволюции систем, проходящих общие этапы развития, удается собрать информацию о феноменах, которые не существуют в данный момент, но возникнут благодаря простран­ственно-временному развитию системы. Во-вторых, системные идеи довольно широко применяют для предсказания будущего систем, их воздействий на окружающую среду на основе модели волновой и циклической динамики. Например, довольно эффективной для прогнозирования экономической конъюнктуры является теория волн выдающегося русского экономиста Я. Д. Кондратьева (1892-1938), создавшего в начале 20-х годов теорию длинных воли с периодом 45-55 лет, которые обусловлены внедрением технических изобретений, развитием новых отраслей промышленности. Волно­вые и циклические процессы свойственны для всех разновидностей систем. Поиск, обоснование и расчет длины волны или длительности цикла позволяет предвидеть будущее системы.

Системные законы и их роль в познании

Роль системной ментальности, системной методологии будет, не­сомненно, возрастать в жизнедеятельности человека XXI ст. Про­цесс обусловлен быстрым ростом потенциала системности, накопле­нием значительных объемов знания о системах, оттачивание тонко­го и эффективного инструментария исследований. Конечно, каждая эпоха будет приводить к актуализации тех или иных положений те­ории систем, обеспечивать ревизию и интеграцию системного зна­ния, как это происходит ныне, когда обновляются системные идеи в свете постклассической и постнеклассической методологий.

Роль системности в методологии науки трудно переоценить. Практически все значительные достижения наук со второй полови­ны XX ст. в большей или меньшей степени связаны с системной ме­тодологией. Системный подход ценен прежде всего тем, что он фор­мулирует общесистемные законы, которые улавливают зависимости между отдельными сторонами и свойствами систем. Подчеркнем, что системные законы носят общесистемный характер, т.е. они свой ственны для систем любой природы. Среди них выделяются:

• Закон соотношения целого и части — система как целое больше суммы составляющих ее частей. Этот закон восходит к утвержде­нию древних мыслителей о том, что целое больше его частей.

•Закон совокупных свойств системы, или закон эмерджентности — свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов, а явля­ются результатом их интеграции,

• Закон зависимости свойств системы не только от свойств состав­ляющих элементов, но и взаимосвязей между ними. Другая трак­товка этого закона такова; две системы, содержащие тождест­венные элементы, могут быть несхожими по свойствам благода­ря различию в характере и архитектонике связей.

• Закон взаимосвязи структуры и функции, заключающийся в констатации взаимообусловленности структуры и функций сис­темы.

• Закон функциональной целостности системы, констатирующий функциональную интеграцию элементов в функции системы.

• Закон простоты и сложности системы, согласно которому, чем проще система, чем из меньшего числа элементов и связей она со­стоит, тем меньше проявляет она системное качество и чем сложнее система, тем более непохожим является ее системный эффект по сравнению со свойствами каждого элемента.

• Закон ограничения разнообразия системы У. Р. Эшби. который говорит о том, что организованные системы отличаются ограни­чением разнообразия.

• Закон закрытых систем — закрытые системы подчиняются вто­рому закону термодинамики и стремятся к максимальной неупоря­доченности.

• Закон открытых систем — открытые системы благодаря вводу иегоэнтропии могут сохранять высокий уровень организованнос­ти и развиваться в направлении увеличения порядка и сложности.

• Закон взаимосвязи сложности системы и ее устойчивости, кото­рый говорит о том, что усложнение систем ведет к обретению системой дополнительной устойчивости. Чем сложнее система, тем менее она устойчива. Но для того чтобы не разрушиться, система вынуждена находить дополнительные источники устой­чивости.

• Закон равновесия системы, констатирующий, что только тогда система находится в равновесии, когда каждый ее элемент нахо­дится в состоянии равновесия, определяемом другими элементами,

• Закон многообразия (плюрализма) системных представлений, . согласно которому целостность системы никогда не может

быть сведена только к одной ее модели. При дополнительных поис­ках обязательно найдется такая модель системы, которая будет непохожей на предыдущую.

•Закон адаптации систем, утверждающий, что чем выше адаптив­ность системы, тем она имеет большую вероятность потерять свою идентичность.

• Закон развития системы, согласно которому развитие системы осуществляется не благодаря укреплению элементов и связей, а посредством возникновения зон неупорядоченности, хаоса, кото­рые формируют точки бифуркации, переход через которые выво­дит систему на новый уровень упорядоченности.

• Закон продуктивности хаоса, полагающий, что любая объектив­ная неупорядоченность, любой реальный хаос содержат в себе эле­менты и даже очаги самоорганизации.

Названный список законов нельзя считать исчерпывающим. По всей видимости, обоснование системных законов представляет со­бой процесс, который только набирает силу в современной науке и будет идти по нескольким направлениям: обоснование общесистем­ных законов, объясняющих системы независимо от их природы: формулирование законов систем определенной природы и осмысле­ние в свете системности имеющихся; поиск закономерностей систем­ного мышления, анализа, познания.

Наши рекомендации