Фрейдизм. Всесторонняя теория личности

Человек – система нужд, а общество – система запретов.

Источники энергии активности человека – в бессознательных стремлениях.

Фрейдизм – как основная концепция в нацизме.

Социум – среда, которая вырабатывает запреты (нормы, правила).

Человек постоянно ищет связи между своими глубинными нуждами и давлением общества.

Человек по Фрейду:

  1. Оно (It) – низший уровень. Бессознательные импульсы, воспоминания человеческого рода. Изначальная система – матрица, в которой потом размещаются два других уровня. Действует по принципу «удовольствия».
  2. Я (Эго) – психологическая составляющая личности. «Исполнительный орган» - посредник между инстинктами и конкретными условиями среды. Цель: поддержание жизнедеятельности организма и отслеживание воспроизводимости вида.
  3. Сверх–Я (супер эго) – социальная составляющая. Нормы общества. Моральная сила личности – идеал для совершенствования человека. Задача: оценивать поступки исходя из моральных норм. Функция: самоконтроль. => Творческие процессы.

Функции самоконтроля:

1. Препятствовать импульсам It. ( или «ИД» – мы так и не поняли)

2. «Уговорить» эго сменить реальные цели на морально-идеальные.

3. Бороться за совершенство данного индивида.

Оппозиция!

Давление на психику человека с двух сторон: Оно + Супер Эго давят на Эго.

ð Постоянное состояние невроза

ð Невротический тип личности

ð Конфликт с окружающей средой

ð Общество психопатов :)

Упущение современной науки – мало внимания бессознательному и подсознательному в человеке. Фрейд считал, что бессознательное хорошо проявляется во сне, под гипнозом, в поведении.

Поведение человека в толпе – иррационально (Юнг). Спасение человечества – индивидуальный разум. А в толпе рушатся индивидуальные отличия одного человека от другого.

ð Бессознательный фундамент.

ð «Массовая душа» = «первобытный человек».

Деятельный подход к изучению проблемы личности.

Архетип – первобытный образ, в котором содержится комплекс бессознательных представлений ярковыраженной наклонности.

Маркс(и Спенсер ёпта)

Общественное взаимодействие людей друг с другом.

Общественные отношения – это среда, в пределах которой осуществляются духовное и биологическое бытие человека.

ð Угроза свободе личности.

Биологическое бытие предшествует социальному, => лечение социальных болезней биохимическими и технологическими средствами.

Уровень агрессивности и насилия прямо пропорционален частоте ведения страной войн.

Вызвано общественным бытием человека. Биоресурсы человека могут быть использованы обществом во благо или во вред человека.

«Человек – деятельное существо, преследующее свои цели и задачи, чьё поведение нельзя объяснить только с точки зрения рационального подхода».

«В основе личности – богатство связей человека с миром».

Проявляется в деятельности, в общении, в познании. Изучая личность – любой исследователь должен пройти следующие этапы:

1. Определение доминантной деятельности

2. Выявление принципов деятельности (свободная или вынужденная)

3. Характер связей между различными видами деятельности (гармоничные или противоречивые). Иерархия на более и менее значимые виды деятельности. Степень иерархизирования.

4. Уровень осуществления каждого из видов.

Нужда – общее чувство нехватки чего-либо.

Потребность – то же самое что нужда, только принявшая специфическую форму в соответствии с культурными условиями и личностью индивида.

Аристотель: «Они живут, что бы есть, а я ем, что бы жить».

Потребление – средство всестороннего развития личности.

ð Мера – количественный предел, переход через который приводит к переходу в новое качество.

Потребность принадлежит системе ценностей, интересов общества.

Гедонизм – жизнь по принципу «удовольствия».

Потребность = двигатель прогресса.

Бытие человека.

= составная часть бытия мира.

Современная наука считает, что мир вечен и бесконечен. Смысл бытия человека в том, что в лице человека мир обретает сознание. Смысл бытия человека заключается в придании смысла бытию мира.

Классификация, опираясь на которую, изучаются те или иные явления.

При основных видах бытия:

1) Биологическое.

2) Социальное.

3) Духовное.

Как биосущество, человек живёт, подчиняясь потребностям, требующим удовлетворения. Появление «инстинкта жизни», который свойственен всему живому на земле.

Выработанная система табу. Философская антропология. Родство человека с другими представителями мира помогло понять, что человек не выделятся из этого ряда. Всё биологическое бытие отмечено печатью человеческой сущности, что превращает бытие в сугубо человеческое бытие.

Ряд особенностей, отличающих одни виды бытия от других.

Прогресс человеческого общества – результат действия социально-сущностной деятельности человека, а не проявления его биологического бытия.

Точка зрения, признающая в человеке биологии как высшей ценности – биологизаторство.

Социологизаторство – недооценка биологизаторства.

Современное знание признаёт естественную биологическую природу человека, но природу, очеловеченную общественным бытием.

Понимание человеческой психики основано на анализе потребности. Предлагается поделить потребности на:

1) Материальные.

2) Духовные (интеллектуальные).

3) Социальные.

С некоторыми человек рождается, другие появляются в процессе жизнедеятельности, третьи – путём логических заключений, рассуждений. Две первые он, как правило, не осознаёт. Последние - с помощью вербальных образов. Можно представить, что потребности человека формируются на трёх уровнях потребностей.

Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru М С

Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Д

   
  Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru
 
  Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru

Самый низкий уровень – бессознательный (генная информация, родовая память). Компоненты бессознательного – за время жизни человека. Начало жизни – зачатие. Компонент подсознательного возникает из оставшегося позади опыта. Блага приобретаются за время жизни.

Интеллектуальный уровень – продукт логических операций, осуществляемых человеком в словесно-умственной форме, (осознание «Я - Личность» происходит в 3-4 года).

3 уровня познавания (хранения) информации личностью, (материальная, интеллектуальная, духовная составляющие).

Различия в людях определяются соотношением этих показателей. Все три составляющие присутствуют в каждом человеке. Более того эти составляющие непостоянны и часто меняются. Личность – целостность врождённых и приобретенных компонентов потребностей.

Бердяев – человек – микрокосм.

Материальные, интеллектуальные, духовные составляющие жизнедеятельности общества.

Общество – группа взаимодействующих индивидов.

Крупные события истории объясняются общим массовым движение, инстинктами и потребностями. Составляющие материального общества – вся сфера материального производства (экономические отношения, обмен товарами и услугами, финансовое обращение). Потребляемая часть продукции разделяется на: расходы по поддержанию производства (оборудование, машины, сырье), расходы на социальные нужды (медицина, образование, помощь другим, оборона, содержание госаппарата).

Налоговое обложение => бюджет => регулирование соотношения преимущественно развиваемых компонент. Главное предназначение государства это осуществление гармоничного развития всех составляющих жизнедеятельности общества. Разделение труда, торговля, сопровождалось хранением и передачей информации – правила обращения людей с выполняемой ими работой.

Познание и накопление знаний о законах природы представляют собой содержание интеллектуальной жизнедеятельности общества – массовое сознание (наука т др.).

Массовое сознание – наука, материальная культура (культура производства и быта), правовое законодательство, образование.

Духовная составляющая жизнедеятельности общества – искусство, художественная культура. Все что выходит за рамки двух других компонент.

Пассионарность народа нации, этноса – способность этноса к саморазвитию, к творчеству, энергичность, экспансивность, молодость нации. Те нации, которые оказывают существенное влияние на соседние нации (стимулируют).

Мировоззрение ограниченного рационализма – ориентация на совместную эволюцию человека, природы и общества.

Мотивация потребности.

Мотивация - побуждение себя или других к деятельности.

Процесс мотивации.

Возникновение мотива.

1) Сначала стимул – сравнение реального и желаемого состояний. При несоответствии возникает потребность.

Могут быть внутренние и внешние стимулы. Стремление удовлетворить потребность стимулирует целенаправленное поведение.

Стимульный объект – товары и услуги, информация, технологии и другие люди, способные удовлетворить потребность.

Мотивы во многом определяются ситуацией.

Мак-Клеланд – 3 базовые потребности:

1) В достижении – пытаются быть впереди, стремятся преуспеть, отвечают за слова и взваливают проблемы.

2) В принадлежности – быть членом группы. Желание быть вместе с другими. Сильнее желания преуспеть. Выбирают не профессионала, а друга.

3) Во власти – стремятся иметь контроль гад другими, вдохновлять людей (может быть + или -).

Иерархия потребностей по Маслоу.

Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Творческая

Признание

 
  Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru

Фрейдизм. Всесторонняя теория личности - student2.ru Принадлежность

Безопасность

Физиологические

Предпосылки:

1) Все люди приобретают одинаковый набор мотивов.

2) Некоторые мотивы становятся более фундаментальными, чем другие

3) Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены хотя бы частично перед тем как будут удовлетворяться другие более высокие мотивы.

4) После удовлетворения базовых начинают действовать более продвинутые.

Ограничения:

1) Ориентация на западную культуру.

2) Ситуативность (все зависит от условий).

3) Поведение человека может мотивироваться сразу несколькими потребностями (образование = безопасность, принадлежность, реализация).

Наши рекомендации