Возрастно-психологическое и акмеологическое представление
о взрослости. Н.А. Рыбниковв 1920-х гг. предлагал назвать ≪ак-
меологией≫ специальный раздел возрастной психологии, изучающий
закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась
в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дис-
циплины акмеологии, исследующей феноменологию, законо-
мерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.
Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как
индивида (физическое совершенство), как яркой личности, та-
лантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуаль-
ности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга2.
Акмеология и возрастная психология используют биографиче-
ский метод в разных его формах: сбор и сопоставление биогра-
фического материала, спонтанные и спровоцированные автобио-
графии, синтезирование типичных историй движения личности в
зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства оче-
видцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писем. Для
анализа привлекается также литературный и клинический ма-
териал.
Феномен ≪акме≫.По мнению А.А. Бодалева,≪вершина в раз-
витии≫ взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это
многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в
разных ≪ипостасях≫, как правило, достигаются разновременно3.
Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития
по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой
≪ступени≫ (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрас-
тов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего
макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставив-
ших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроак-
ме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвест-
ники будущих достижений.
Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление
может быть локальным, в пределах одной области деятельности,
одной области знаний, а может быть широким, охватывающим
большой спектр (яркий пример акме — у Леонардо да Винчи,
М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые - энциклопедисты
и одновременно как деятели искусства). По уровню, по ≪калибру≫
акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым
прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже
псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие ха-
рактеристики феномена акме — время достижения его человеком и
продолжительность реализации.
Личностное акме как одна из важнейших составляющих верши-
ны зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, став-
шие глубоко значимыми собственными ценностями человека, кото-
рые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как
личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к раз-
ным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близ-
ким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей.
В экстремальных условиях глубина приверженности определенным
ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Пре-
следуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал:
≪Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся≫.
Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих дости-
жению акме человеком:
— социальные макрофакторы (социально-экономические усло-
вия современного ему общества, конкретно-историческое время его
жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуа-
ция, возраст человека, его пол);
— социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные
заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов
семьи, учителей, круг общения);
— фактор саморазвития — собственная работа человека над со-
бой, непрерывная активность внутреннего мира.
По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого
человека предполагает следующие новообразования: 1) измене-
ния в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общече-
ловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения
планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в
соответствии с названными ценностями; 3) появление большей спо-
собности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объек-
тивного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных
и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным
деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — не-
равномерность или гетерохронность появления новообразований,
взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является услови-
ем запуска развития других или достижения ими более высокого
уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для
развития способностей человека, что позволяет решать более труд-
ные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает поста-
новку новых целей.
Значимым направлением исследований является проблема
≪смысл жизни и возраст≫. Смысл жизни рассматривается как ин-
тегрирующее образование в психическом развитии человека, кото-
рое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной
жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в ≪единую
линию жизни≫1.
Возрастные кризисы взрослости.В западной психологии рас-
смотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших под-
ходов к анализу развития в период взрослости2.
Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые
чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около
30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем воз-
расте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов
имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения,
продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрос-
лости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоя-
тельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее
стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение так-
же ряд внешних факторов, действующих по принципу ≪спускового
крючка≫. Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют
резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длитель-
ное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические
и политические события, смену условий, требований, социальных
ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов воз-
можно возникновение двойного кризиса (наложения социального
кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает
на более глубокое осмысление всей жизни1.
Причем форма протекания критического периода может быть
разная. Не все исследователи поддерживают представление о
≪кризисности≫ этого периода. Модель кризиса включает заве-
домо негативный компонент: слабость в противостоянии изме-
нившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болез-
ненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают
более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены
(статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с
трудностями.
≪Вторая половина жизни≫ человека весьма интересовала еще
К. Юнга.Середину жизни он рассматривал как критический мо-
мент, когда происходит ≪глубинное, удивительное изменение
души≫2. Форсированная социализация сменяется линией самораз-
вития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю
работу самопознания, которую Юнг называл ≪индивидуацией≫.
В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как
≪женское≫, так и ≪мужское≫ начало, объединить все аспекты лич-
ности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружаю-
щим миром. Во второй половине жизни человек посредством урав-
новешивания и интегрирования различных элементов личности
может обрести высочайший уровень развития своей личности, опи-
раясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга,
очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития лич-
ности3.
Широкую известность приобрел подход Д. Левинсонак анализу
процесса жизни взрослых людей4. Левинсон исследовал группу из
40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с ка-
ждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал
биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнару-
жить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрос-
лости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить опре-
деленные задачи и создать новые структуры жизни.
В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три
главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет.
В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни,
реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все за-
дачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для
большинства мужчин центральное место занимают отношения на
работе и в семье.
Левинсон выделил переходы:
— к ранней взрослости — 17 — 22 года;
— переход 30-летия — 28 — 33 года;
— к средней взрослости — 40—45 лет;
— переход 50-летия — 50—55 лет;
— переход к поздней взрослости — 60—'65 лет.
Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на
возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой
мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими
в процессе развития:
1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные
фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное от-
сутствие мечты не способствуют росту;
2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений
родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;
3) выстроить себе карьеру;
4) наладить интимные отношения, установив их с ≪особенной
женщиной≫ (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во
взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его за-
висимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществле-
нию мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.
Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так
как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пере-
смотру и переоценке.
Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная по-
исками Левинсона, применила автобиографический метод в сравни-
тельном анализе жизни супругов1. Ее выводы во многом подтверди-
ли данные Левинсона.
Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней
взрослости, кризис ≪отрывания от родительских корней≫. Ос-
новные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных пла-
нов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивиду-
альности; окончательное осознание себя как взрослого человека со
своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собст-
венной семьи; специализация и приобретение мастерства в профес-
сиональной деятельности.
Около 30 лет — переход к средней взрослости, ≪золотому воз-
расту≫, периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет —
это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с рас-
хождением между областью наличного и областью возможного,
желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кри-
зис 3 0 - л е т и я связан с задачей коррекции плана жизни с высо-
ты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядо-
ченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в
семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит
к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных
целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа
жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация,
которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии
часто оказываются всего лишь ≪иллюзорными≫ путями выхода из
кризиса.
Период после 30 лет — ≪корни и расширение≫ — связан с ре-
шением материальных и жилищных проблем, продвижением по
служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с
анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего
Я, которые ранее игнорировались.
Кризис середины жизни, кризис 4 0 - л е т и я , получил наи-
большую известность и одновременно наиболее противоречивые
оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — из-
менение отношения к тому, что раньше казалось важным, значи-
мым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентич-
ности выражается в переживании чувства нетождественности
самому себе, того, что стал иным.
По крайней мере, один из моментов кризиса связан с пробле-
мой убывающих физических сил, привлекательности. Откры-
тие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и
Я-концепции.
Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему
поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера
среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное
восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием от-
ветственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не та-
кие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распреде-
ление сил, интеллектуальное превосходство. Но — увы! — итог поединка в пользу
молодости...
Период от 30 до 40 лет часто называют ≪десятилетием роковой
черты≫. Это возраст подведения предварительных итогов, когда
сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юно-
сти, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные
противоречия обычно осознаются самим человеком как явное рас-
хождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я иде-
альным, между областью наличного и областью возможного, же-
лаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих
профессий.
Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло вре-
мя оправдать надежды общества и создать какой-то социально
значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество
переносит свои ожидания на представителей более молодого по-
коления.
Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и боль-
ших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физиче-
ских сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокой-
ством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом.
Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как
центральная проблема данного возраста.
Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания
жизни и мужчинами, и женщинами: ≪неустойчивые≫, ≪замкну-
тые≫, ≪вундеркинды≫, ≪воспитатели≫, ≪скрытые дети≫, ≪интегра-
торы≫ и др.
Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов
женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в
гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семей-
ного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обо-
собление детей; ≪пустое гнездо≫ (выросшие дети оставили роди-
тельскую семью).
≪"Живите до ста лет, Давид Данилыч", — успокаивала Римма, а все-таки при-
ятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не
коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню
покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети
пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание... ну что бы еще предста-
вить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые
дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бе-
шеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все
успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое
шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь
зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушую-
щий океан.
А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемода-
нах, небрежная, легкая — с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петю-
ня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными
визитами и дикими ее разговорами. <...>
... И эпизод забылся. Но что-то надорвалось впервые в Римме — она оглянулась
и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хо-
рош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет
да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит
да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали
на будущее, которое не хочет наступать.
Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в ка-
кой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто си-
дела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссер-
тацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака
пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и во-
все исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую ка-
призную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы
появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о
Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового от-
дела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на
мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно го-
ворила кому-то по телефону: ≪Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной
язык≫.
<...> ≪Федя, поедем на юг?≫ — спросила Римма. ≪Обязательно≫, — с готовно-
стью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки по-
едем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал
что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже
трудно было различить. ≪Эй, смотри-ка: Петюня!≫ — удивленно сказал Федя. На
экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял
Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на
него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице
тоже что-то не было видно.
Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла
вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. <... >
Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть
Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь по-
казала свой пустой лик — свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожде-
ленный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с тор-
чащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами,
покачивающими плевки и бумажки. А дома — старая, запселая коммуналка, и бес-
смертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток буду-
щих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести,
как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, об-
манно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки≫
(Толстая Т.Н. Огонь и пыль // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 81,
84, 87, 92).
Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд,
много лет посвятивший практической помощи людям в периоды
возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего
развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет.
Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности
ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих
пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и дости-
жений, основанных на деловитости, прагматизме. Это ≪особый
шанс продвинуться в процессе потенциального созревания≫, ответив
на вопрос: ≪Какова моя действительная задача?≫1 Причем переос-
мыслить себя, понять свое новое предназначение, ≪желанный лейт-
мотив≫ жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни
удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правиль-
ности прежней линии.
О собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: ≪Знание опре-
деленных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пере-
жить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе
вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детско-
го психиатра, и я руководил большим учреждением. <...> Я часто мог убедиться в
том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел.
Достижение зрелости — это процесс развития, который не минует никто, даже
знающий≫2.
Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осо-
знает, что не стоит искать кого-то другого на роль ≪испортившего
жизнь≫, винить посторонние препятствия; надо переосмыслить
прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности
более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой рабо-
те, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказани-
ем духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных
для них ситуациях.
По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает
чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным
образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию.
Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созида-
тельностью в самых разных областях. Наибольший риск для разви-
тия личности представляет сведение жизни к удовлетворению ис-
ключительно собственных потребностей, оскудение межличностных
отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдобли-
зости.
Р. Пекк,развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса,
разрешение которых служит необходимым условием для последую-
щего личностного развития:
— развитие у человека уважения к мудрости (в противополож-
ность физической храбрости);
— смена сексуализации отношений социализацией (ослабление
сексуальных ролей);
— противостояние аффективному обеднению, связанному с по-
терей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоцио-
нальной гибкости, стремление к аффективному обогащению в дру-
гих формах;
— стремление к душевной гибкости (преодоление психической
ригидности), поиск новых форм поведения1.
Для удачного преодоления кризисных переживаний человек
должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмо-
циональной отдаче по отношению к подрастающим детям и ста-
реющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пе-
ресмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и
реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, кор-
рекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все
большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего
положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду но-
вой стабильности.
Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реа-
листичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую
теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после
50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются го-
ризонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на
основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения
его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за про-
фессиональным и личностным становлением которых приносит ра-
дость.
Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности
обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в
будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек по-
гружается в работу, цепляясь за свою административную позицию,
за свое должностное кресло. Человек, ≪застрявший≫ на ценностях
достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, от-
носится к молодым как к угрозе своему положению: ≪Я еще здесь,
со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в
моих руках≫.
Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на
оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых воз-
можностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, от-
ставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в ре-
зультате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху
информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, на-
ступления характерных для него переживаний в сравнительно более
молодом возрасте.
В современной действительности все яснее осознается роль об-
разования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой
период жизни. Непрерывное образование — это один из способов
успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых
возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведе-
ния некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не
только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гиб-
кость, новое профессиональное мировоззрение1.
Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не
найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, веду-
щей к трагическому концу.
Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в
связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.
Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни-
когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз вы-
работанных мотивационных устремлений и смыслового отношения
к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно дра-
матические переходы к иным мотивационным путям, к иной смы-
словой ориентации основных видов деятельности2.
Отличия нормативных кризисов взрослости от детских
кризисов:
— в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятель-
ностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная
деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства,
когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;
— глубокие изменения происходят внутри самих основных дея-
тельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;
— кризисы зрелости возникают реже, с большим временным
разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к
определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от
социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;
— развитие в интервалах между кризисами происходит более
сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;
— кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно,
недемонстративно для окружающих;
— выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью
собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в
становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадле-
жит самому человеку.
≪Знание нормальных закономерностей хода жизни человека мо-
жет быть началом выхода из проблем такого рода≫, — подчеркивал
Б. Ливехуд1.
Таким образом, нормальная зрелая личность — это не лич-
ность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная
принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно
разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и
нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням
развития.
В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие
характеризуют дефектные формы разрешения внутренних про-
тиворечий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным
способам разрешения, отходу от реальной действительности, пере-
стройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невроти-
ческою развития типичны затяжные кризисы, переходящие во
внутренние конфликты; нередко появление ложно - компенсатор -
ных, ≪паразитарных≫ деятельностей, ведущих к еще большей кон-
сервации противоречий и застою, что прерывает поступательное
развитие личности.
§ 5. Психофизиологическое и познавательное
развитие в период взрослости
Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в.
называл взрослость ≪психической окаменелостью≫, настаивая на
прекращении развития в этом периоде.
Комплексное исследование психофизиологической эволюции
взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под ру-
ководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие воз-
растной изменчивости психофизиологических характеристик прило-
жимо к человеку на всем диапазоне взрослости2. Позднее
исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти
было продолжено вплоть до 60 лет.
Выявлены следующие особенности механизмов развития пси-
хических функций:
.— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный
характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии
функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости.
Вторая фаза — специализация психофизиологических
функций — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет
специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного
опыта и профессионального мастерства.
— Сложная, противоречивая структура развития психофизиоло-
гических и психологических функций взрослого человека включает
совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня, отдельных функций и познавательных
способностей. Выявленная закономерность относится и к нейроди-
намическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психи-
ческим функциям, таким, как вербальный и невербальный интел-
лект, память.
— Тетерохронность (неравномерность) развития — несов-
падающий темп развития и уровней достижений человека как инди-
вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каж-
дой из сторон в отдельности.
Динамика познавательных функций.На протяжении периода
от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии
вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется
структура их соотношения.
Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное
развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характер-
ны конструктивные, положительные сдвиги — ≪пики≫, или ≪опти-
мумы≫, внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаружи-
вается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти.
Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе
и времени ее наступления.
Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет
продолжается становление целостности функциональной основы ин-
теллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблю-
дается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое сни-
жается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность
новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме-
жду функциями. В микропериод 41 — 50 лет отмечается статистически
значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с
36—40 годами.
Средний максимум творческой активности для многих специ-
альностей наблюдается в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как
математика, физика, химия, пик творческих достижений зафикси-
рован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35—
39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже,
между 40 и 55 годами.
Большое влияние на сохранность познавательных функций
оказывают ценностные ориентации взрослых1. Такая обобщенная
личностная установка, как активное стремление к новому в самых
различных областях жизнедеятельности, поиск информации, жела-
ние не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается
на уровне развития образного мышления. Установка на совершен-
ствование своей профессиональной квалификации, систематическое
обращение к специальной литературе способствуют развитию пре-
имущественно вербально-логического мышления, а также образно-
го и практического.
В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в пре-
дыдущий период, на уровень развития различных видов мышления,
качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют актив-
ные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне
ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том чис-
ле и в досуговой деятельности.
Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального
потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее,
техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); обра-
зование как процесс, индивидуальная и организованная познава-
тельная активность; вид профессиональной деятельности; характер
трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потреб-
ность в умственном напряжении) и др.
Помимо сохранения, происходит качественное п р е о б р а з о -
вание структуры интеллекта взрослого человека. Домини-
рующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая
возможная стадия развития интеллекта — способность само-
му ставить проблемы, достойные иногда усилий многих по-
колений. Новое решение старых задач обнаруживается в более ши-
роком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб
человечества, характеризуется способностью к собственным сужде-
ниям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индиви-
дуальностью2.
Объем вербального запечатления долговременной памяти во
многом остается неизменным до старости, но ослабляется способ-
ность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.
Между тем совершенствование профессиональной памяти может
не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. спе-
циализация функции поддерживает ее общий уровень.
Современные исследования, в том числе лонгитюдные, дока-
зали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя
нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности
взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать
когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют
понятия ≪диалектическое≫ мышление и самостоятельно вы-
бранная позиция и ответственность, подразумевая качест-
венную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в
развитии мышления понимается способность обдумывания про-