Краткое описание работы
Лабораторная работа № 2
Тема: «Определение степени загазованности воздушной среды
В производственных помещениях»
Краткое описание работы
1.1.Целевая установка: изучить устройство универсального газоанализатора, ознакомиться с порядком нормирования концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, освоить методику определения загазованности воздушной среды в производственных помещениях.
1.2.Краткое теоретическое обоснование.
1.2.1.Воздух представляет собой физическую смесь различных газов, образующих атмосферу Земли. Чистый , наиболее благоприятный для дыхания воздух содержит : азота – 78,08%, кислорода – 20,95%, аргона – 0,93%, диоксида углерода – 0,03%, прочих газов – 0,01%. Наряду с химическим составом важное значение имеет ионный состав воздуха.
В соответствии с ГОСТ 2.1.007-76 вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Вредные вещества, проникая в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки, могут вызвать острые и хронические отравления.
Согласно ГОСТ 12.0.003 – 74 вредные вещества по характеру воздействия на организм человека подразделяются на две группы:
- общетоксические – вызывающие отравление всего организма (окись углерода, свинец, ртуть, бензол и пр.);
- раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного тракта, слизистых оболочек и кожи (аммиак, ацетон, кислоты, щелочи, сероводород и др.);
- сенсибилизирующие – вызывающие повышенную чувствительность к ним, действующие как аллергены (различные растворители и лаки на основе нитросоединений, формальдегид и др.);
- канцерогенные – вызывающие развитие злокачественных опухолей (полициклические ароматические углеводороды, которые могут входить в состав сырой нефти, мазута, смазочных масел и др.);
- мутагенные - приводящие к изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные вещества, уретан, формальдегид и др.);
- влияющие на репродуктивную функцию (ртуть, свинец, никотин, бензол, радиоактивные вещества и др.)
По степени опасности для человека согласно ГОСТ 12.1.007-76 все вредные вещества делятся на четыре класса:
1-чрезвычайно опасные (ртуть, свинец, азот, озон и др.);
2-высокоопасные (окислы азота, бензол, дихлорэтан, кислоты серная и соляная, медь и др.);
3-умеренно опасные (ацетон, масла минеральные, спирт метиловый, табак и др.);
4-малоопасные (аммиак, бензин, керосин, скипидар, окись углерода и др.)
1.2.2.Нормирование содержания вредных веществ в воздухе.
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК),
т.е. таких весьма малых доз вредных веществ, наличие которых в воздухе рабочих помещений не может вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья при ежедневной работе в течение полного рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, и всего трудового стажа.
1.2.3. Средства и способы защиты от воздействия вредных веществ.
Для защиты работающих от промышленных ядов и пылей предусматриваются как коллективные, так и индивидуальные средства зашиты.
Таблица 2.1
Наименование вещества | Величина ПДК, мг/м3 | Класс опасности | Агрегатное состояние |
Азота кислоты | П | ||
Аммиак | П | ||
Ацетон | П | ||
Бензин топливный | П | ||
Бензол | П | ||
Дихлорэтан | П | ||
Диоксид углерода | П | ||
Йод | П | ||
Керосин | П | ||
Кислота соляная | П | ||
Кислота серная | П | ||
Оксид углерода | П | ||
Ртуть | 0,01 | П | |
Свинец и его соединения | 0,01 | А | |
Сероводород | П | ||
Скипидар | П | ||
Спирт метиловый | А |
Примечание: П – пары, А – аэрозоли.
Коллективными средствами защиты являются:
1. Механизация и автоматизация производственных процессов.
2. Замена в технологических процессах используемых вредных веществ на безвредные для здоровья.
3.Хорошая герметизация оборудования.
4. Устройство вентиляции и кондиционирования воздуха с целью удаления или разбавления до допустимых концентраций вредных выделений.
При недостаточной эффективности коллективных средств защиты применяют средства индивидуальной защиты: респираторы, противогазы, очки открытого и закрытого типов, перчатки, рукавицы, спецобувь, изолирующие костюмы, мази и пасты.
1.3. Материальное обеспечение.
1.3.1. При выполнении лабораторной работы используется универсальный переносной газоанализатор УГ-2. Принцип работы газоанализатора основан на измерении длины окрашенного столбика индикаторного порошка, полученного при просасывании через индикаторную трубку воздуха, содержащего вредные примеси.
Цвета, приобретаемые индикаторным порошком после просасывания исследуемого воздуха, указаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализируемые газы (пары) | Цвет порошка после анализа | Анализируемые газы (пары) | Цвет порошка после анализа |
Сернистый ангидрид | Белый | Окислы азота | Красный |
Этиловый эфир | Зеленый | Бензин | Светло-коричневый |
Ацетилен | Светло-коричневый | Бензол | Светло-зеленый |
Окись углерода | Коричневый | Толуол | Темно-коричневый |
Сероводород | Коричневый | Ксилол | Красно-фиолетовый |
Хлор | Красный | Ацетон | Желтый |
Аммиак | Синий | Углеводороды нефти | Светло-коричневый |
1.3.2. Воздухообразное устройство состоит из корпуса, в котором помещается сильфон с двумя фланцами и стаканом с пружиной. Конструкция сильфона обеспечивает постоянство объема.
На верхней плате имеются неподвижная втулка для направления хода штока, отверстия для хранения штоков в нерабочем положении и штуцер, который внутри корпуса соединен с внутренней полостью сильфона. На наружную часть штуцера надета резиновая трубка, к которой присоединяют индикаторную трубку.
Шток служит для сжатия сильфона. На гранях штока под его головкой обозначены объемы просасываемого при анализе воздуха.
На цилиндрической поверхности штока имеются четыре продольные канавки, каждая с двумя углублениями, служащими для фиксации шток в верхнем и нижнем положении. При ходе штока от одного углубления до другого сильфон забирает необходимо для анализа количеств исследуемого воздуха.
1.3.3. Набор реактивов и принадлежностей. К воздухообразному устройству прилагаются коробки ЗИП в количестве 14 штук, по числу вредных веществ, концентрацию которых прибор позволяет определять.
Каждая коробка содержит:
- ампулы с индикаторным порошком;
- ампулы с поглотительным порошком для фильтрующих патронов (в условиях лаборатории патроны хранятся в стеклянных флаконах, закрытых пробками);
- образцы приготовленных индикаторных трубок и фильтрующих патронов;
- стеклянны трубки для приготовления фильтрующих патронов и индикаторных трубок;
- запасные пустые ампулы;
- воронки с оттянутым концом для заполнения трубок индикаторным порошком;
- воронку с широким концом для заполнения фильтрующего патрона;
- стеклянные заглушки для герметизации фильтрующего патрона;
- резиновые трубки;
- стержень для установки ватных заглушек в стеклянные трубки;
- штырек;
- фольгу;
- малую коробку. На крышке коробки имеется таблица со шкалой измерения концентрации, с указанием объема просасываемого воздуха и времени просасывания.
Ход работы:
Исследуе-мый газ (пары) | Объем просасы-ваемого воздуха, мл | Продол-жительно-сть хода штока, с | Общее время просасы-вания, с | Цвет индикаторного порошка после просасывания | Измеренная концентра-ция, мг/м3 | ПДК, мг/м3 |
Ацетон | - | желтый |
Вывод: ПДК ацетона в воздухе цеха превышена на 100 г/м3
Необходимо:
· Прекратить работу и вывести рабочих на чистый воздух.
· С использованием естественных и искусственных вентиляций пропустить цех.
· Найти источник выброса или пролива ацетона и устранить его.
· Провести повторные измерения концентрации ацетона в воздухе цеха и при установлении допустимых значений возобновить работу.
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
ОТЧЁТ
по лабораторной работе № 3
«Исследование сопротивления изоляции
электроустановок»
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Исполнитель: студентка У-32
Марковска Юлия Сдан на проверку «____» _________ 2013 г.
Оценка по результатам защиты _________________
«____» ___________ 2013 г.
Преподаватель: ____________________ А.А. Копылов
Калининград 2013