Тема 3. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности
План
1. Игровые компоненты в общественной жизни.
2. Игра и экзистенциальные феномены бытия человека
Игра относится к числу универсальных структурных элементов культуры. С одной стороны, она существует в культуре как автономная, самобытная форма. С другой же стороны, данный феномен отнюдь не связан только с собственно игровой сферой человеческой деятельности. Игровые компоненты пронизывают практически всю культурную жизнь общества - повседневное поведение, процессы коммуникации, художественное творчество, многообразные формы профессиональной и трудовой деятельности.
Связь игры и коммуникации может рассматриваться в нескольких аспектах: игра как коллективное действие, игра как средство коммуникации и игра как форма социальных контактов. Как форма коллективного действия игра существует в виде разнообразных групповых, командных и массовых игр, объединяющих людей в единое игровое сообщество, независимо от их социального положения и профессионального опыта. Игра как средство общения довольно часто сопутствует процессу коммуникации. Она придаёт поведению известную артистичность, раскованность и свободу. Посредством игры человек стремится раскрыть и выставить себя наружу, чтобы привлечь внимание и завоевать расположение других людей. Однако, помимо этого, игра ещё даёт возможность скрыть свои истинные намерения, надеть на себя маску, принять нарочитое обличие. Подобная театральность в общении может быть способом маскировки своего истинного «я», стремлением охранить себя от окружающего мира и остаться самим собой. Игра как форма социальных контактов может рассматриваться в контексте теории социальной роли, в соответствии с которой люди вынуждены следовать различным поведенческим схемам в зависимости от определённых жизненных состояний.
Итак, органично вписываясь в структуру человеческой психики, игра оказывает специфическое влияние на сознание, поведение и общение людей. Областью игровой имитации может быть и трудовая деятельность. Разумеется, труд, включающий в себя игру, не перестаёт быть трудом, но он нуждается в игре. Игра, во-первых, может служить мотивом к дальнейшей рациональной деятельности. Высвобождая сознание из-под гнёта стереотипов, игра активизирует мышление и способствует творчеству. Во-вторых, игра может предшествовать труду в качестве предварительной пробы будущего серьезного действия, в силу её способности воссоздавать саму структуру целесообразной деятельности. В-третьих, игра может дополнять труд. Свидетельством чему являются наличие игрового момента в таких серьёзных видах деятельности как торговля, экономика, политика, право и так далее. В-четвёртых, элемент игры может присутствовать в труде в форме состязания, азарта, риска, когда практическая целесообразность перестаёт быть значимой и на первое место выдвигается борьба за победу, престижность которой уже сама по себе является изначальной ценностью. В-пятых, игра может быть одним из видов профессиональной трудовой деятельности: театральный или цирковой актёр, шоу-мэн, спортсмен и так далее.
Игровое начало прослеживается и в таких экзистенциальных феноменах человеческого бытия как любовь, одиночество и смерть.
Любовь является одним из способов постижения мира и человеческого отношения к нему. Культурный канон любви чрезвычайно противоречив и многозначен. Он неразрывно связан с этическими, эстетическими и религиозно-философскими ценностями той или иной культуры. Каждая культура формирует свой эротический код, свой ритуал ухаживания и сексуальную технику. Их можно рассматривать как своего рода игры, ведущиеся между полами. Они в чём-то сродни брачным играм животных. Но если у животных брачные игры есть проявление инстинкта продолжения рода, то у людей этот инстинкт в игре «очеловечивается». Он подчиняется определённым социальным нормам и правилам, а стало быть, переводится в культурную форму. Итак, в любви всегда присутствуют искусственность, знаковость, ритуальность, придающие ей игровой характер. Без игры, соблазняющей и искушающей, любовь бы лишилась притягательности и тайны. Разыгрывая различные любовные «спектакли», люди стремятся привлечь к себе внимание для того, чтобы получить подтверждение, что их существование оправдано, и преодолеть одиночество.
Преодоление одиночества является глубочайшей потребностью человека. Тем не менее, в реальной жизни с её многочисленными условностями человеку порой достаточно сложно перешагнуть границы собственной индивидуальности и достигнуть чувства единства с другими людьми. В этом очень часто ему на помощь приходит игра. Игра эмоционально интенсивнее обычной жизни. Она способствует раскрепощению человека, так как не ограничивает его нормативными рамками повседневности. В игре становится возможным то, что вне неё считается неприемлемым или даже недопустимым. Здесь можно делать всё, что в другом месте могло бы вызвать насмешку или заслужить осуждение. Этим объясняется та легкость, с которой игра объединяет абсолютно непохожих людей, помогая им избавиться от замкнутости, зажатости и скованности в своих поступках и чувствах. В игре же человек пытается отвлечься от грустных дум, которые неминуемо сопутствуют его повседневной жизни. Одним из таких переживаний является постижение человеком трагичной конечности своего бытия.
Осознание своей конечности относится к числу экзистенциальных переживаний человека. Надо сказать, что восприятие и переживание смерти являются неотъемлемым компонентом любой социально-культурной системы. Установки в отношении феномена смерти чрезвычайно разнообразны, поскольку обусловлены сложным комплексом социальных, экономических и демографических факторов, преломленных общественной психологией, идеологией, религией и культурой. Вместе с тем, независимо от того, как человек понимает смерть, в его отношении к данному феномену всегда обнаруживаются игровые элементы. Это проявляется, во-первых, в игровом отношении к смерти. Речь идёт о том, что во «взаимоотношениях» человека со смертью очень часто присутствуют элементы игры. Так, погребальные обряды у многих народов отличаются ярко выраженной репрезентативностью, театральностью. Игровая декорация смерти наблюдается и в сценах казни, и в сценах самоубийства. Во-вторых, связь игры и смерти прослеживается в существовании таких игр, где смерть наличествует как тема (архаические праздники, театральные представления, компьютерные игры и так далее). В-третьих, помимо игр, где человек смерть изображает, есть игры, где он отваживается вступить с ней в единоборство. Здесь смерть становится ставкой или соперником, которого надо победить. У игроков, рискующих принять в них участие, естественно, могут быть разные мотивы – желание побороть себя, свой страх или доказать своё мужество окружающим, но подспудно всё-таки за всем этим стоит невидимый противник – смерть.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что игровые начала прослеживаются в различных сферах человеческой жизнедеятельности, что позволяет говорить о всеобъемлющем характере игры.
Вопросы для самоконтроля
1. Что имеет в виду Э. Финк, говоря о всеобъемлющем характере игры?
2. В чём проявляется связь игры с процессами коммуникации?
3. Как связана игра с трудовой деятельностью людей?
4. В чём прослеживается связь между игрой и сферой господства?
5. Почему любовь, одиночество и смерть относятся к экзистенциальным феноменах человеческого бытия?
6. Как связана любовь со сферой игрового?
7. Какие игровые компоненты присутствуют в отношении человека к смерти?