Формулировка ограничивающего убеждения/фиксированной идеи
Что случится, если эта идея верна? | Что не случится, если эта идея верна? |
Что случится, если эта идея не верна? | Что не случится, если эта идея не верна? |
Например, предположим, что в ходе анализа «правил», по которым ваш клиент живет относительно жизни, у него обнаружилось весьма (патологически) распространенное в нашей стране убеждение «Жизнь нелегка». Даже не пытаясь оспорить эту фиксированную идею, вы просто начинаете «расписывать» ее по логическому квадрату, давая клиенту отвечать на указанные в нем вопросы. И очень скоро обнаруживаем, что имеем дело с чем-то негативно-судьбоносным. Ведь если эта идея верна,у клиента явно случитсяочень нелегкая жизнь, в которой в соответствии с этим параметром туннеля реальности, он постоянно будет искать эту нелегкость. А это значит, что если онавсе-таки верна,у ней не случитсяжизнь — в восхитительной легкости и блеске бытия и существования (а как же иначе — ведь в соответствии с убеждением «жизнь не легка» ваш клиент будет угрюмо отворачиваться от всего легкого и приятного и, наоборот, искать трудность даже там, где их и в помине не было...).
Еслиже эта идея не верна, случится...жизнь как таковая, как она на самом деле дарована людям, не зашоренным туннелем своей реальности: ослепительно-прекрасное поле самой увлекательной игры, в которую мы когда-нибудь играли...
Ну а если эта идея не верна, не случится...его (клиента) собственная идиотски-натужная жизнедеятельность, в коей он не живет, а борется, превращая каждый пустяк в проблему, и не получая удовольствия даже там, где оно даровано всем и каждому... Естественно, что такое вот ограничивающее убеждение клиента
просто нуждается в изменении. Как конкретно это можно сделать, мы опишем далее.
Базовая техника модификации убеждений в НЛП
Основная или иначе, базовая, техника работы с убеждениями, разработанная Р. Бандлером весьма эффективна и, в общем-то, не сложна — для любого, кто освоил принципы и приемы субмо-дальностного редактирования. Единственное затруднение в ее использовании обычно бывает связано с поиском репрезентации убеждения — т.е. того, как оно представлено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дадим вам подсказку: по нашему опыту у очень многих людей убеждения кодируются их мозгом в основном субмодальностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обычно оказывается близким, высоко расположенным, крупным и плотным, а сомнение — далеким, низко расположенным, небольшим и/или «разряженным». .
Приводим полное описание техники изменения убеждений (По: Р. Бандлер. «Используйте свой мозг для изменений»).
А. Сбор информации и подготовка
1. Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих. Убеждение, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте (т.е. как узнаете о том, что «проявилось» это убеждение — как вы его видите, слышите или ощущаете)!
2. Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте! Однако когда вы ищете то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом «сомнительном» действительно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: «Ясомневаюсь, что это хо-
18 Зак. 2731
рошая идея», то на самом деле можете иметь в виду, что уверены, что это идея плохая. Сомнение — это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто не знаете. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различия между Верой и Сомнением — точно так, как вы это делали раньше в главе «Их величества субмодальности», например, с замешательством и пониманием.
Проверьте по очереди каждую субмодальность из вашего списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны, при превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую. Теперь решите, какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится? Позаботьтесь о том, чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах, без отрицаний. Например, «Я могу успешно выздороветь» вместо «Я перестану болеть».
Убедитесь также в том, что вы думаете о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой цели. «Я верю, что могу научиться улучшить и поддерживать свое здоровье» — это весьма экологичное убеждение. А вот «Я совершенно здоров» — это не очень экологичное убеждение, особенно если на самом деле список ваших болезней включает десяток заболеваний. Вы должны мобилизовывать новые способности, а не строить новые же, но заблуждения. Обязательно осуществите экологическую проверку. Спросите себя, не причинит ли вам неприятности это новое убеждение? Как изменится поведение вашей жены или других членов вашей семьи, если у вас будет это новое убеждение? Как
это новое убеждение повлияет на вашу работу? И т.д. При необходимости, видоизменяйте и модифицируйте свое новое убеждение, дабы, принять в расчет любые вероятные проблемы. Б. Процесс изменения убеждения.
6.От веры к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратите нежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или нескольких наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм-слайд и близкая панорама — удаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замедляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картинку.
7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую субмодальность, смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового, желательного. Например, если в сомнении картинки у вас прыгают туда-обратно, они могут прыгнуть из старого содержания в новое. Или вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там, а потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Наконец, вы можете сделать картинку столь яркой или столь темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержанием и т.д.
8. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому сопротивлению изменению, возникающему у вас внутри. Ибо если новое убеждение плохо сфор-
мулировано или в нем есть какие-либо отрицания, то какая-нибудь часть вашей личности вполне может ему воспротивиться и мешать изменению. Если вы столкнулись с подобными возражениями, отнеситесь к ним с почтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение. Проверка.
9.Существует несколько способов проверки. Но самый простой — это спросить себя: «И как я теперь думаю об этом новом убеждении"!*
10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности на таковые неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения, которые вы уже знаете, или с субмодальностями неверия, которые можете определить, попросив себя подумать о чем-то еще, во что вы твердо не верите.
Две другие техники изменения убеждений
Помимо вышеописанной, существует еще несколько десятков техник Нейролингвистического программирования, осуществляющих изменения убеждений, среди которых наиболее заслуживающими внимания мы считаем «Музей старых убеждений» и «Интеграция конфликтных убеждений». Обе эти психотехнологии разработаны Р. Дилтсом и «работают» там, где не всегда срабатывает расфиксирование идей или базовая техника. И потому в дополнение к вышеизложенному (только в дополнение, ибо того, что описано выше, вполне достаточно для изменения большинства убеждений) мы все-таки приведем эти техники.
В первой технике — «музей старых убеждений* — воссоздается тот простой факт, что в своей жизни мы раз за разом расстаемся со своими убеждениями, как бы сдавая их в музей. То, как это делать быстро, а не раз в три года, ясно из нижеописанного (по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Конгсбах — ИГИСП).
1. Создайте на полу якоря (просто разложите
листы бумаги — лучше по кругу) для каждого из
следующих состояний (вы должны их сначала
вспомнить, а потом уже заякорить, вступив на
соответствующие листы).
а. Ситуация, в которой вы открыты для сомнения
в чем-то, во что вы верили долгое время.
б. Место, где старые убеждения «выставлены» как
в музее (например, представьте библиотеку или
выставку старых убеждений).
в. Нейтральная позиция.
г. Ситуация, в которой вы были открыты для то
го, чтобы поверить во что-то новое.
д. Опыт глубокого доверия — может быть, ситуа
ция, когда вы уже не знали, во что верить, но
могли доверять себе или высшей силе («верую,
хотя абсурдно!»).
2. Возьмите (представив его, например, в виде любого символа, плаката, текста, книги и т.д.) убеждение, которое вы. хотите изменить, в область открытости сомнению. Примите тот язык тела (поза, жесты), который соответствует этой области.
3. Перенесите это убеждение в «музей» и расположите среди других старых убеждений «на общей выставке» (или «в библиотеке» убеждений поставьте старое убеждение «на полку»),
4. Перейдите в нейтральную позицию и решите, какое новое убеждение вы хотите иметь.
5. Теперь перейдите в область убежденности в чем-то новом, примите соответствующий язык тела и понаблюдайте, как вы принимаете новое убеждение (опять-таки представьте его в виде символа).
6. Перейдите (обязательно «прихватив» новое убеждение с собой) в область доверия и посмотрите, как это усиливает это ваше убеждение.
7. Вернитесь в нейтральную позицию.
8. Теперь еще два раза пройдите по якорным состояниям, каждый раз принимая соответствую-
щий телесный язык и «таская с собой» символы убеждений. 9. В конце концов проведите подстройку к будущему.
Вторую технику — интеграции конфликтных убеждений — в НЛП рекомендуется применять во всех тех случаях, когда какое-то старое убеждение мешает клиенту открыться будущим возможностям. Вы можете быть достаточно уверены, что подобный внутренний конфликт между убеждениями у него действительно существует, если, обсуждая свою жизнь и действия, каковые нужно принять для ее улучшения он внезапно говорит себе нечто вроде:
«Я не пойму, что меня останавливает...» «Это глупо, но тем не менее...» «Это не то, что я могу себе позволить...» «Логически это может быть и так, однако...» Самым важным (и исходным) здесь является именно признание клиентом этих неких неизвестных, но воздействующих на него сторон его же личности (который обычно «уличенный» в них человек начинает яростно отрицать). И именно во всех случаях такого вот наметившегося у клиента конфликта убеждений и ценностей (пусть даже неявного), вам может помочь нижеописанная техника интеграции конфликтных убеждений (опять-таки по материалам мастерского курса X. Бреме-ра и X. Конгсбах — ИГИСП).
Ресурсы юной части |
Нейтральная позиция |
Будущая часть |
Будущее |
Настоящее |
Прошлое |
1. Установите на полу линию времени, обозначив ее чем угодно (см. выше).
2. Определите свое будущее «я» и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»).
Войдите в это самое будущее «я» (встав на линию времени в соответствующее — любое понравившееся вам — место будущего) и немного по-
мечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.
3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающую его свою более «юную» часть себя в прошлое по линии времени — во время, когда она образовалась (в любое место прошлого, в котором, как вам покажется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь с этой «юной» частью (войдите на линию в это место) и выясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в ней можно обнаружить.
4. Снова перейдите в будущее «я», стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части!
Она вам не нравится? Тогда повернитесь так, чтобы вы могли увидеть эту часть, какие чувства теперь появляются у вас по отношению к ней? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)?
5. Перейдите в мета-позицию и найдите намерения обеих частей (т.е. то, чего хочет каждая из них). Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и назовите (опять) ресурсы этих частей.
6. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы «юной» части так, как они видны оттуда, как такие ресурсы могут обогатить все ваше существо!
7. Поставьте якорь на свое будущее «я» (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за «юной» частью как ее «ангел-хранитель». Окажите ей поддержку, а после вступите в это «юное существо» и, став им, ощутите, как это здорово, иметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?
8. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения. Закончите все это, вернувшись в настоящее.
Трансформация убеждений с помощью движений глаз
Основана данная техника на уже знакомой вам десенсибилизации посредством движения глаз (ЦПДГ) Ф. Шапиро («Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз»). В нем, как вы, надеемся, помните, посредством особым образом организованных движений глаз вы как бы расширяете коридор восприятия психики (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал — в данном случае экологичное убеждение — легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом.
Для того чтобы воспользоваться техникой изменения новых убеждений посредством движений глаз вам необходимо сделать следующее.
1. Определите и точно сформулируйте убеждение, которое вы собираетесь внедрить в клиента.
2. Выясните оптимальные темп и амплитуду движений ваших двух сомкнутых пальцев: вначале по-горизонтали (т.е. справа — налево и слева — направо), плавно и ритмично (как метроном).
3. Предложите ему оценить по десятибалльной шкале то, насколько изначально он верит в данное новое экологичное убеждение — исходя из того, что 10 баллов соответствует абсолютной вере в него, а 0 — полному неверию.
4. Теперь попросите клиента, отслеживая глазами движения вашей руки, думать о своем новом убеждении: мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написанный лозунг, и т.д. (здесь все отдается на откуп вашей фантазии). Сделайте 24 движения.
5. После того как клиент закончил цикл из 24 движений с одновременным «думанием» выбранного им и вами экологичного убеждения, попросите его определить, насколько теперь он верит в него.
И пусть не удивляется тому, что эта вера внезапно увеличилась на целый балл, а то и более. 6. Продолжайте серии из 24 движений всякий раз проверяя результат — достигнутый клиентом балл веры. Можете разнообразить движения ваших пальцев, используя:
— движения крест-накрест (х и +)
— круговые движения (о)
— движения в виде «восьмерки»
— весьма сложное, но эффективное движение следующего вида
Сделайте столько серий, сколько необходимо для того, чтобы, ваш клиент достиг веры в, минимум, 7—8 баллов из 10 возможных. 7. Если в процессе внедрения убеждения у него возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспоминания (как правило, связанные с формированием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь, а на время отвлекшись от того, с чем вы работаете, переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал», сосредоточьте на нем свое внимание и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет безразличным. Закончив, вернитесь к работе по внедрению нового экологичного убеждения.
Упражнение 156.
-►Вобязательном порядке объясните кому-нибудь все, что вы узнали о роли и функциях человеческих убеждений, а также о том, почему они могут быть или стать ограничивающими.
С помощью вопроса «По каким правилам я живу
относительно_________ ?» определите свои основные
убеждения для сфер
• работы
• семьи
• досуга
Проверьте основные обнаружившиеся ограничивающие убеждения на экологичность с помощью логиче-ского квадрата и разделите их примерно на три части.
Упражнение 157.
-►Для изменения первой трети неэкологичных изменений воспользуйтесь базовой техникой НЛП.
Упражнение 158.
-►Вторую треть своих ограничивающих убеждений модифицируйте с помощью техники «Музей старых убеждений».
Упражнение 159.
-► Наконец, все, что осталось, трансформируйте пос-редством ДПДГ.
Упражнение 160.
-►Оцените, не имеются ли среди ваших, убеждений противостоящие друг другу или просто конфликтующие и «снимите» этот конфликт с помощью техники интеграции противоположностей.
Часть IX. НЛП СУЩНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Практически все, чем мы занимались до сих пор, можно было бы назвать работой с обычными проблемами обычных людей. Однако среди клиентов ПК встречаются и такие, которые никак не вписываются в это определение. Необычные люди с необычными проблемами. Так называемые «посторонние», которые, вполне реально преуспев в этой жизни, тем не менее продолжают оставаться неудовлетворенными ею, и мучительно ищут чего-то, что придало бы их жизнедеятельности какой-то более высокий смысл. К сожалению, в настоящее время, подобные люди чаще всего становятся жертвами безмерно расплодившихся псевдоэзотерических «образований» (сект, учений или просто отдельных «учителей»), большинство из которых прежде всего и более всего ориентированы на выкачивание денег из «посаженного на иглу» клиента (вспомните-ка хотя бы истории «Аум Сен-рике», «Белого братства» и иже с ними). Однако Нейролингвистическое программирование давно, упорно, но как-то несколько скрытно занимается сущностными проблемами бытия человека. Психотехнологии, ко'торые были смоделированы в результате этой работы, позволяют не только реально ответить на извечные человеческие вопросы: «Кто я?», «Зачем я?» и «В чем моя суть?», но и разрешать многие более обыденные, но не поддающиеся изменениям с помощью традиционных техник, проблемы клиентов ПК. В связи с этим в данной — последней части нашей книги мы решили рассмотреть вопросы
• психотерапии логических уровней (ЛУ)
• осуществления сущностных трансформаций (СТ)
• работы с символами бессознательного
• определения смысла жизни и миссии человека
Глава 1. Психотерапия логических уровней
Известный и кажущийся многим чрезмерным ПК-оптимизм Нейролингвистического программирования (в части отсутствия у клиентов нерешаемых проблем) на самом деле имеет под собой хорошую теоретическую «почву» — принцип иерархического построения логических уровней жизнедеятельности и опыта человека. Если не вдаваться в подробности этой довольно сложной теоретической модели, то можно кратко (и несколько фрагментарно) сказать следующее. Любая проблема человека имеет логический уровень своего возникновения и фиксации. Работа с данной проблемой на том же (а тем более — другом, но нижележащем) уровне далеко не всегда приводит к эффективным изменениям. Однако ПК-интервенции, осуществляемые на более высоком логическом уровне, позволяют решить данную проблему легко, элегантно и экологично. Вот почему в Нейролингвистическом программировании во всех тех случаях, когда ПК-процесс «не пошел», рекомендуется прежде всего выяснить, на каком логическом уровне существует проблема клиента, после чего приступить к интервенциям на логическом уровне «п + 1». То есть (в нашей модели) проблемы с окружением должны решаться на уровне поведения; проблемы поведения — на уровне способностей, проблемы способностей — на уровне намерений; проблемы намерений — на уровне ценностей; проблемы ценностей — на уровне убеждений; проблемы убеждений — на уровне идентичности (сущности); проблемы идентичности — на уровне миссии; а проблемы миссии — на уровне смысла...
Краткая теория логических уровней
Еще в 1973 году Г. Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются (или мы все соблюдаем) некие вполне определенные и естественные уровни классификации.
Функции каждого из этих уровней заключаются в том, чтобы организовать информацию на предшествующем,
более низком уровне, причем правила, действующие на одном уровне, весьма существенно отличаются от правил, действующих на других уровнях. Но что действительно интересно, так это то, что изменения на более низком уровне могут (хотя и не всегда) как-то повлиять на состояние более высокого уровня. Но изменения, происходящие на более высоком уровне, в обязательном порядке вызывают соответствующие изменения на более низком уровне, что в свою очередь подкрепляет изменения на этом самом исходном более высоком уровне.
Изначально в НЛП использовались пять логических уровней (приводим их «снизу—вверх»).
Окружение (то, что окружает человека и вызывает его реакции).
Поведение (то, что он делает в этом окружении, т.е. специфические виды поведения и действий).
Способности (состояния человека и его стратегии, с помощью которых он осуществляет управление собой и другими).
Верования (система ценностей и убеждений, осуществляющих мотивацию поведения).
Идентичность (то, в качестве кого или кем человек себя осознает и воспринимает, что задает наше общее видение, цели и задачи).
Было обнаружено, что на каждом уровне мы используем только часть механизмов и возможности нашего сознания и тела (чем ниже уровень, тем меньше). Например, на уровне окружения обычно просто «спим» — врежиме «автоматического реагирования» и задействуя очень-очень маленькую толику программ нашего мозга-компьютера. Тогда как на уровне идентичности, наоборот, напрягаем всю мощь собственного серого вещества, дабы найти ответ на извечные вопросы «Кто я?» и «Зачем я?». Однако «включение» этих уровней и соответствующих им режимов работы мозга должно происходить постепенно и последовательно — сначала снизу—вверх, а уж потом — сверху—вниз. То бишь, в любой области человек как бы должен сначала разобраться со своим окружением; далее определиться со своим же, но поведе-
нием; после чего выявить (и использовать) необходимые способности; вслед за этим уяснить свои верования (ценности и убеждения), после чего, наконец, выяснить и выявить собственную идентичность, определив кто он, каков он.
В результате достигается совершенно другой — голо-графический режим работы мозга, когда обеспечивающие работу каждого из уровней нейронные ансамбли (части и системы мозга) — отдельные ноты нашего сознания — как бы сливаются в единый могучий аккорд... Ну, а достигнув этого самого голографического образа, — области жизнедеятельности или жизни в целом — можно уже плавно опуститься на каждый из нижележащих логических уровней, как бы пересматривая его с помощью своего нового «голографического» видения...
Понимаем, что вышеописанное показалось вам сложным и не совсем понятным. Что ж, ничего страшного в этом нет — нижеописанные психотехнологии обладают встроенной экологией и срабатывают и без этого самого понимания (на бессознательном уровне). Однако хотелось бы отметить еще два — очень важных — теоретических момента.
Во-первых, по мере «подъема» по логическим уровням образ любого желаемого результата становится все более «объемным» и мощным, что можно наглядно проследить по нижеприведенному примеру «развития» уверенности в себе,
Есть условия, в которых я могу проявлять уверенность в себе. Я вполне могу действовать как уверенный в себе человек. У меня есть все необходимые способности для того, чтобы быть уверенным в себе. Я могу быть уверенным в себе человеком во всех сферах своей жизни. Я тот, который полностью уверен, в себе. |
Окружение
Поведение
Способности