Закон 18. Будь ответственным за свою жизнь
Ответственность в жизнедеятельности человека выступает как своеобразная интеграция, фокус использования всех рассмотренных выше законов успеха. Мы сможем стать хозяевами своей жизни тогда и только тогда, когда всю ответственность за неё будем брать на себя. «Гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью - ответственность за своё существование» (Э.Фромм). «…быть человеком – значит всегда брать ответственность за свою жизнь на себя? Каждый человек несёт ответственность за свою жизнь. Нельзя всю жизнь говорить, что в нужде, в которой пребываешь, виноваты только обстоятельства, другие люди, родители, которые неверно воспитали, учителя, которые были недоброжелательны, сослуживцы, которые подсиживали, начальники, которые препятствовали продвижению по службе!» (Э.Лежен).
Интегральный характер ответственности как закона самореализации человека, вытекает из природы самой ответственности, которая может быть понята только в контексте его свободы. Свобода же человека, как отмечалось, связана, во-первых, с познанием природных, социальных и индивидуальных необходимостей и в действиях в соответствии с ними. Сами же объективные необходимости выступают в виде многообразных целесообразных требований к человеку, которые существуют в виде норм культуры. Это: нравственные нормы, правовые, технические, познавательные, валеологические, экологические, бытовые и др.
Специфика ответственности заключается в способности и готовности сознательно (намеренно, добровольно: 1) совершать правильный выбор на основе ясно поставленных целей, хорошо продуманного плана; 2) выполнять содержащиеся в принятом решении все истинные требования, нормы культуры (быть самодисциплинированным, соблюдать во всём меру, правильно относиться к своим ошибкам и т.д.); 3) достигать таких результатов, которые бы не причиняли вреда ни самому человеку, ни окружающей среде (или вред был бы сведён до минимума). Если человек готов и способен выполнять все перечисленные выше требования к различным видам своей деятельности, то он выступает как их подлинный субъект, проявляет свою зрелую субъектность. Различным уровнем развития субъектности человека определяется уровень его ответственности. С последним связаны вопросы правоты или виновности человека, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. С высоким уровнем ответственности, который, как правило, коррелирует с достижением успехов, связаны его правота, одобрение его деятельности и вознаграждение за её результаты. Если такой человек убеждён в правильности принимаемого решения, то он аргументированно защищает свою правоту, а когда допускает в своей деятельности ошибки, совершает проступок или даже преступление, то он добровольно признаёт свою вину, считает себя виноватым и раскаивается, переживая чувство сожаления по поводу происшедшего. «Когда виновный признаёт свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать – свою честь» (В.Гюго). «С покаяния начинается борьба с тьмой греха. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния» (Н.Бердяев). «В самоупрёке есть особое наслаждение. Обвиняя самих себя, мы чувствуем, что никто другой уже более не в праве нас обвинять» (О.Уайльд, английский писатель. 1854-1900).
Но существует и отрицательное отношение к признанию человеком своей вины и раскаяния. «Раскаиваться – значит прибавлять к совершённой глупости новую» (Ф.Ницше). «Краеугольный камень мудрости – не раскаиваться ни в чём» (К.Л.Берне, немецкий публицист и критик. 1786-1837). «Испытывать чувство вины – это значит потерять какие-то права на себя» (А.Круглов). С нашей точки зрения, такие взгляды являются ошибочными. В признании человеком вины, в раскаянии содержится критика им самого себя, а это открывает путь к его совершенствованию, создаёт условия для большей продуктивности его будущей деятельности.
Ответственность человека за свою жизнь проявляется в его деятельности, направленной на объекты внешнего мира и самого себя, а также в отношении к миру и самому себе. Различие между взаимодействием и отношением можно проиллюстрировать следующим примером: я, например, могу кого-то за что-то осуждать публично, а могу это делать только в своей душе, внешне ничем не обнаруживая своего отношения. Поэтому человек не должен брать на себя ответственность за других (кроме своих близких). Делать это – значит лишать их права и возможности быть субъектами. Я, например, не могу принимать на себя ответственность за принимаемые решения миллионов и миллионов неизвестных мне людей. Поэтому нельзя в полной мере согласиться с мнением Н.А.Бердяева о том, что «человек не может, не должен в своём восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех…свобода не должна стать снятием ответственности. Жалость, сострадание напоминают об этом свободе». Человек также не должен отвечать за других, как он не должен перекладывать ответственность за свою жизнь на других, обвинять их во всех своих неудачах.
Человек, несущий ответственность, имеющий высокоразвитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям, характеризуется как ответственный человек.
Своеобразными способами выполнения человеком требования «Быть ответственным за свою жизнь» являются его требовательность к самому себе и серьёзность. Требовательность к себе – это выраженное в решительной, категорической, повелительной форме распоряжение, приказ выполнять те или иные предъявляемые к определённой деятельности требования. «Ты обязан это делать!» «Ты должен это делать!» При этом самореализующийся человек имеет право предъявлять какие-либо требования к другим только в том случае, если он сам выполняет эти требования.
С серьёзностью связано внимательное, строгое отношение к выполнению тех требований, которые обеспечивают ответственность человека, сосредоточенность на них.
Конечный результат ответственного отношения к своей жизни – самореализация, постоянное самосовершенствование. А.Маслоу отмечал «всякий раз, когда человек берёт на
себя ответственность, он самоактуализируется». Быть ответственным – значит быть подлинным субъектом, подлинной личностью, верить в себя.
3.18. Обратная сторона закона 18 – восемнадцатая причина неудач
Безответственный человек – не несущий или не сознающий ответственности. Недостаточная ответственность или просто безответственность человека за свои действия и их последствия перед самим собой, другими людьми является своеобразным интегралом фактически всех перечисленных выше причин неудач: отсутствия сколько-нибудь ясно поставленных целей, едва ли не во всём нарушения меры и т.д. В безответственности человека находит выражение нежелание при наличии способности или неспособность при наличии желания обоснованно конструировать своё будущее, предвидя последствия реализации проекта. Источником безответственности является также невежество, которое, как известно, не освобождает человека от ответственности. Недостаточная ответственность или полная безответственность человека – показатели его незрелой субъектности. Здесь следует отметить, что существует позитивная субъектность, которая характеризуется разным уровнем зрелости, и негативная субъектность, которая своим основанием имеет различные нормы (требования) антикультуры (напр., требования, предъявляемые к личности в разного рода сектах, в уголовном мире и т.д.). Но и незрелая позитивная субъектность и негативная субъектность связаны с вопросами виновности, осуждения и наказания.
Существуют различные условия и формы проявления безответственности.
1.Нетребовательность к себе, проявляющаяся в необязательности (дал слово, но не сдержал его, разработал, в общем-то неплохой проект, но не реализует его и т.д.) и в попустительском отношении к себе, выражающемся в непротиводействии своей безответственности.
2.Несерьёзное, легкомысленное отношение к выполнению своих обязанностей, различных норм культуры, проявляющееся в необдуманности в поступках, бездумном поведении, в непостоянстве в выполнении тех или иных требований.
3.Нетребовательность человека к самому себе и повышенная требовательность к другим (этим часто «страдают», например, родители, руководители, педагоги).
4.Своеобразной формой проявления человеком безответственности является его абсолютизированная ответственность, или гиперответственность. Это имеет место тогда, когда человек требовательность к себе доводит фактически до самобичевания, не считаясь ни со своими состояниями, ни возможностями и ничего себе не прощая. Такой человек не способен подняться над реализацией своей ответственности, отнестись к себе снисходительно, с юмором, а иногда даже проявить легкомыслие. Будучи с ног до головы закованным в «броню» ответственности, он порой теряет способность адекватно реагировать и действовать в конкретных обстоятельствах. Поэтому и в ответственности должна быть своя мера. Ответственность должна обеспечивать свободу человека, а не подавлять её.
5. Одной из распространённых форм безответственности является поиск причин своих неудач в других людях и в разного рода жизненных обстоятельствах, а не в себе, постоянное стремление к самооправданию. Уже упоминавшаяся А.М.Прихожан в книге «Психология неудачника» пишет: «…часто люди склонны к самооправданию, к тому, чтобы объяснить или скорее оправдать свою неудачу, обстоятельствами, происками других людей – друзей, начальников, наконец, собственной неисправимой натурой, - чем угодно, главное условие, чтобы это объяснение находилось вне вашего контроля…ущербность здесь прежде всего в самом мотиве – в стремлении избавиться от чувства вины, переложив его с себя на что-то устойчивое, такое, которое вы заведомо не можете сдвинуть с места. Одна из целей, безусловно будет достигнута: вы избавитесь от чувства вины, ответственности и связанного с ним напряжения, вернув себе тем самым привычное расположение духа, что для человека очень важно. Правда, вы пожертвуете очень важным – шансом на саморазвитие» (С. 51).
Американский психолог У.Дайер относит самооправдание к внутренним врагам человека. По его мнению, обвинение в адрес сил, не подвластных нашему контролю, помогают человеку убедить себя в безвыходности своего положения и обосновать ненужность и бессмысленность каких-либо усилий с его стороны, чтобы решить проблемы.
Наполеон Хилл в книге «Думай и богатей» приводит 55 наиболее часто употребляемых оправданий (алиби). Приведём эти алиби полностью, только сгруппировав по принципу их отношения к нашим различным я. Это позволит читателю более удобно определять, к каким из них он прибегает больше всего.
Оправдания, связанные:
1. С познавательным Я: «Если бы у меня было хорошее образование».
2. С нравственным Я: «Если бы у меня была «рука»…, «Если бы я встретил «правильных» людей», «Если бы мне не действовали на нервы..., «Если бы мне кто-то помог…», «Если бы все не были настроены против меня…», «Если бы люди не были такими тупыми…», «Если бы я жил в другом окружении…».
3. С Я – зеркальным: «Если бы меня понимали…», «Если бы я не опасался того, что скажут…», «Если бы люди знали о моих способностях…», «Если бы меня только выслушали…».
4. С профессиональным Я: «Если бы я нашёл работу…», «Если бы я только нравился боссу…», «Если бы работа была полегче…», «Если бы у меня было своё дело…».
5. С семейным Я: «Если бы у меня не было жены и семьи…», «Если бы в семье меня понимали…», «Если бы я мог удачно жениться…», «Если бы у меня была не такая экстравагантная семья…».
6. С экономическим Я: «Если бы у меня были деньги…», «Если бы я родился богатым…», «Если бы я мог хоть немного откладывать деньги…», «Если бы я мог расплатиться с долгами…», «Если бы я не потерял деньги…».
7. С бытовым Я: «Если бы мне не надо было вести домашнее хозяйство и смотреть за детьми…».
8. С оздоровительным Я: «Если бы у меня было хорошее здоровье…».
9. С инвариантным Я: «Если бы у меня была индивидуальность…», «Если бы я родился под счастливой звездой…», «Если бы у меня был талант, как у других…».
10. С реальным Я: «Если бы я не был таким толстым…», «Если бы у меня не было столько проблем…».
11. С историческим Я: «Если бы я смог прожить жизнь заново…», «Если бы только я был помоложе…», «Если бы не было той неудачи…», «Если бы не моё прошлое…», «Если бы я раньше использовал свои возможности…».
12. С досуговым Я: «Если бы мне дали передышку…».
13. С идеальным Я (одним из его объективных оснований являются возможности человека). «Если бы сейчас у меня был шанс…», «Если бы мне дали шанс…», «Если ничего меня не остановит…», «Если бы я мог делать, что хочу…», «Если бы я только мог начать…», «Если бы я был уверен в себе…», «Если бы не эта жизнь, в которой, что суждено, то и будет…».
Существуют и другие виды самооправданий, непринятий ответственности за свои действия на себя. И каждый человек при углублённом анализе своей «самооправдательной активности» может их у себя обнаружить. «Все неудачники схожи в одном: они знают все причины неудач и представят вам железное алиби, почему они сами ни в чём не преуспели» (Н.Хилл). «Для меня всегда оставалось загадкой, почему люди столько времени тратят на самообман, создавая алиби для покрытия своих слабостей. Этого времени как раз хватило бы на это исправление недостатков, и алиби были бы не нужны» (Э.Хаббард), американский литератор. 1856-1915). Алиби человека – это самообманное самоутешение, это укрывательство своей безответственности, это поражение себя от самого себя. Ещё Платон писал: «Главная победа – победа над своим «Я». Быть побеждённым своим «Я» - и стыдно, и низко».
Поучительна старая восточная легенда. «После того, как боги сотворили Вселенную – Землю, Звёзды, Солнце, после того, как они сотворили природу – горы, моря, океаны, леса, цветы; после того, как они сотворили человека, они создали Истину. Боги не хотели, чтобы Истина досталась человеку даром, без труда. Он должен был достичь, открыть её. И тогда Боги задумались, где спрятать истину. Сначала они хотели спрятать её на вершине самой высокой горы, затем - в самом глубоком месте океана, затем – в самой далёкой звезде, но все эти места казались им слишком доступными для человека.
И тогда они решили: «Спрячем Истину в сердце человека. Он станет искать её на земле и на небе, в лесах и воде, даже не подозревая о том, что всё время носит её с собой». Мораль легенды очевидна: всё в жизни человека зависит прежде всего от него, а значит от истинного познания себя. Поэтому искать истину следует прежде всего в самом себе.
Конечный результат безответственного отношения человека к своей жизни – деградация своей субъектности, системный характер неудач, отчуждение от себя и от общества.