Современные концепции конфликта
Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (США). Л. Козер понимает под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», видит в нем определенную социальную напряженность между тем, что в обществе есть реально, и тем, что должно быть, в соответствии с взглядами, интересами и чувствами определенных социальных слоев, групп, индивидуумов.
По его мнению, любой конфликт выполняет позитивную (конструктивную) функцию, которая заключается в том, что:
- конфликт способствует социализации индивидуумов;
- способствует образованию и сплочению социальных групп;
- устанавливаются и поддерживаются относительно стабильная структура внутригрупповых и межгрупповых отношений;
- создается и поддерживается баланс сил;
- сигнализирует о тех или иных социальных проблемах и недостатках.
Таким образом, Л. Козер в своей концепции позитивно-функционального конфликта делает упор на сотрудничество, подчеркивая значение конфликтов в обеспечении устойчивости и стабильности социальной организации, социальной системы.
Концепция конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа (Германия).
К основным положениям концепции Р. Дарендорфа следует отнести:
- общество в каждый момент подвержено изменениям и в любой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом;
- всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изменения и дезорганизацию;
- каждое общество основано на господстве, принуждении, подчинении одних его членов другим;
- людей разделяет не только социальное неравенство - неодинаковый доступ к ресурсам, их обладанию и распределению, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношении управления и организации, когда одни командуют, а другие вынуждены подчиняться.
Это все в своей совокупности создает почву для постоянного возникновения конфликтов в жизни общества. Они, по его мнению, в принципе неустранимы, вездесущи, постоянны, и являются следствием иерархически организованной системы. Однако он не отрицает возможности регулирования конфликтов и их предупреждения, выделяя три основных условия:
- наличие ценностных установок;
- уровень организации сторон;
- взаимоприемлемость определенных правил.
Концепция всеобщности социального конфликта Алена Турена (Франция).
По его мнению, основными механизмами изменения общества являются конфликты между субъектами общества. Общественную организацию следует понимать как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями, в соответствии с которыми социальная общность организует свои отношения со своим окружением. Конфликт существует на уровне социальной и культурной организаций, т.е. определенным образом установленного порядка. Поскольку есть порядок, соответственно и будет его оспаривание. Конфликт не означает ни противоречия, ни бунта, а является социальной формой самопроизводства общества, он не связан с какой-либо одной сферой социальной действительности, он повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни.
Концепция общей теории конфликта Кеннета Боулдинга (США).
К. Боулдинг исходит из посылки, что конфликт вездесущ, стремление человека к борьбе с себе подобными непреодолимо и вытекает из его природы. Вместе с тем он подчеркивает, что конфликт возникает и развивается по общему образцу независимо от сферы проявления, для нег о присущ единый набор компонентов, не отделимых от социальных условий, его можно предупреждать и разрешать. А для этого необходимо:- понимание причин, породивших конфликт;
- выбор согласованных способов их устранения; - нравственное совершенство индивидуумов.
Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутри личностных, межличностных, межгрупповых.
Неофрейдизм (Карен Хорни, Г. Салливен, Эрих Фромм). Большинство последователей 3. Фрейда, развивая его теорию,
считают, что источник конфликта лежит в стремлении человека к безопасности, с одной стороны, а с другой, к реализации собственных желаний. Основные причины конфликта, по их мнению, кроются:
- в противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе; - между завышенным, искусственным стимулированием потребностей и невозможностью их удовлетворить.
8) Прогностический метод конфликтологии. Особенности его использования.
Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.
+ Прогнозирование позволяет выработать тактику поведения в конфликтной ситуации, - Выработанная тактика может оказаться ошибочной.
9) Объективные элементы конфликта(объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта)
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие. которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:
1) объект конфликта;
2) участники конфликта;
3) среда конфликта.
Объект конфликта
основные характеристики объекта конфликта.
1) под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;
2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и т.д.;
3) объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;
4) объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытекает из предыдущего положения;
5) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;
6) объект конфликта может быть явным и латентным.
Участники конфликта
Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
1 Основные участники конфликта ~ это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents — возражающий) конфликта.
2 К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:
1) Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.
2) Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт — значит продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.
3) Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д. Пособниками были страны, которые оказывали ту или иную помощь гитлеровской Германии во Второй мировой войне.
4) Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника — это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых разных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, “воры в законе”, священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д.
Цель посредничества — добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами
Среда конфликта
Еще один объективный элемент конфликта — его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.
С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.
Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.
Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную.Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей.
Физическая среда конфликта
Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.
Общественно – психологическая среда конфликта
Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро- и макроуровнях общественной системы,
Социальная среда конфликта
Социальная среда представляет совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и способы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора.
10) Субъективные элементы конфликта(тип темперамента и характер личности, …)
В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:
1) Экстраверты — люди, требующие постоянной стимуляции, “подпитки” от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.
2) Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.
3) Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
4) Эмоционально стабильные люди — им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.
Типы темперамента:
1) Меланхолик — человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.
2) Холерик — сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает не надолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.
3) Сангвиник — в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.
4) Флегматик — сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.
Следует отметить, что “плохих” и “хороших” индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.
Манеры поведения
Эта составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.
В своей работе “Общение с трудными людьми” Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них.
1) “Агрессивисты” — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
2) “Жалобщики” — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.
3) “Молчуны” — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.
4) “Сверхпокладистые” — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.
5) “Вечные пессимисты” — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать “нет”, поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.
6) “Всезнайки” — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом “превосходстве” знали и другие. Они могут действовать как “бульдозер”, расталкивающий всех на своем пути со своими “знаниями”. Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.
Этические ценности
Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:
1) социальную ответственность поведения управляющих и сотрудников в организации;
2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;
3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства для их достижения и т.д.
Существуют люди, полагающие, что задача организации состоит прежде всего в том, чтобы добиться максимальной прибыли, не взирая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим ценностям, как альтруизм или любовь к ближнему, выпуская недоброкачественную продукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов питания. Однако для других людей указанные ценности могут иметь существенное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обусловленный расхождениями в этических ценностях людей.
Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности (по Шпрангеру)
1 Теоретический человек — имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логику. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами.
2Экономический человек — он необязательно связан с производством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.
3 Эстетический человек — это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которую они и воспринимают реальную действительность. Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.
4 Социальный человек — полностью обращен к чужой жизни и “чувствует себя в другом”. Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике полностью, исключаются. Для него социальная установка является организующим принципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.
5 Политический человек — ведущей жизненнойустановкой для него является власть как способность и стремление делать собственные ценностные ориентации ведущим мотивом других людей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обладание властью.
6 Религиозный человек — это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей.