Правовые основы семейного воспитания
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в гос. и общ. жизни страны. Внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, о семье, правах ребёнка, защите материнства и детства.
В Беларуси разработаны и приняты различные законы, программы общенационального масштаба, направленные на поддержку института семьи: Кодекс РБ о браке и семье (1999 г., с изм. и доп.); Закон РБ «О государственных пособиях семьям , воспитывающим детей» (1992 г.); Президентская программа «Дети - Беларуси» , содержащая подпрограмму «Социальная защита семьи и детей »; Указ Президента от 14 февраля 2006 г. № 98 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет» и др. Эти документы определяют основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. И все-таки основополагающим нормативным документом, отражающим государственную политику в отношении семьи безусловно является Указ Президента РБ от 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики РБ» цели, задачи, направления государственной политики, а также меры ее реализации. Так, основными целями государственной семейной политики провозглашены: обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. С принятиям Указа проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объеме, чем прежде.
Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме: содействие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кредитов на собственное дело, социальные целевые выплаты и натуральные выдачи.
Поддержку государства получают семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами, опекунские, приемные семьи, семьи одиноких матерей, семьи , где один из супругов уклоняется от уплаты алиментов, семьи военнослужащих срочной службы.
В республике сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением,
содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные
и другие льготы родителям и детям;
социальное обслуживание семьи (оказание конкретной психолого-педагогической, посреднической, юридической помощи, консультирование, предоставление различного рода социальных услуг);
бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, питание беременным женщинам и т.д.).
Основными формами гос. помощи семьям, имеющим детей, являются: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением (с 1 октября 2011 в связи с рождением первого ребёнка 4423600 рублей (10 бпм), при рождении второго и последущих –6193040 (14бпм); пособие женщине, ставшей на учёт в гос. организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, - рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет с 1 января 2012 – 624 тысяч рублей на первого ребёнка (35% от средней заработной платы по стране), 713тысяч рублей на второго и последующих детей (40% от средней заработной платы по стране) . На детей одинокой матери, разведённой матери, в случае если взыскание алиментов с отца ребёнка невозможно, в возрасте детей до полутора лет назначается пособие по уходу за ребёнком с 75-процентной надбавкой, или рублей. На детей старше полутора лет надбавка составляет 40%. Кроме того. Для одинокой матери предусмотрен ряд льгот в трудовом законодательстве. Запрещается отказывать в заключении трудового договора, снижать заработную плату по мотивам наличия детей, расторгать по инициативе нанимателя трудовой договор с одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет. А также материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные и другие льготы родителям и детям; соц. обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, соц.-правовых и иных соц. услуг). Малообеспеченные неполные семьи имеют право обратиться за государственной адресной помощью, бесплатным питанием для детей первых двух лет жизни в органы по труду, занятости и соц. защите по месту жительства. Таким семьям также может быть предоставлена гуманитарная помощь в территориальном центре соц. обслуживания по месту жительства.
Значительное место в системе социальной защиты семей, воспитывающих детей, занимает реализуемая в стране адресная социальная помощь. Дополнительные льготы выделяются детям первых двух лет жизни из малообеспеченных семей; для родителей, имеющих троих и более детей, снижается оплата пребывания детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками, многодетные семьи освобождаются от уплаты земельного налога. Матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один оплачиваемый свободный от работы день в неделю; безработным, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 14 лет или двух и более детей-инвалидов до 16 лет, увеличивается пособие по безработице; женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право выхода на пенсию по возрасту по достижении пятидесяти лет.
Многодетные семьи имеют право на получение льготных кредитов для оплаты обучения детей, получающих в государственных учебных заведениях первое высшее образование на платной основе при дневной форме обучения. Правовыми актами Республики Беларусь для многодетных семей предусмотрено их внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на приобретение, строительство, ремонт или реконструкцию жилья, а также финансовой помощи в погашении ранее взятых кредитов.
Указом Президента с февраля 2006 года № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет» устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет. С 1 января 2008 года все категории женщин (работающие и неработающие) получают пособие по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет в размере 80% бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В системе материальной помощи семьям государство также использует налоговые льготы, закрепленные в Законе РБ «О подоходном налоге с граждан», согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учёбы), в размере двух базовых величин на каждого ребёнка в возрасте до 18 лет.
Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице и т.д.
Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси).
В соответствии с Указом Президента РБ от 2 июня 2006 года № 369 наниматель с согласия матери (отца ребёнка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребёнком возраста пяти лет.
В 2009 году в Беларуси на 1000 браков было 492 развода, в 2010 за восемь месяцев – 499. Родители обязаны выплачивать алименты на содержание ребёнка (25% на одного, 33% - на двоих, 50% - на троих и более, но не меньше 50% БПМ, сейчас это 137 тысяч).
В 1990 году вступила в силу Конвеция ООН «О правах ребёнка» по которой:
· гос., административные, судебные и специальные органы обеспечивают защиту интересов ребёнка;
· обеспечивается равенство детей независимо от происхождения, расы, нац., рода деятельности, убеждений родителей;
· уважение к нац. ценностям, понимание и терпимость в отношении других культур и народов;
· гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления родных и опекунов;
· обеспечиваются общ. права на образование, мед. обслуживание, на труд, на отдых, развитие способностей, особенно физ. и умственных;
· гарантируются личные права ребёнка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взглядов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации, на уровень жизни.
Фундаментом Конвенции являются 4 основных принципа:
· принцип недискриминации;
· принцип приоритетности интересов детей: в случае возникновения противоречий между интересами детей и других групп населения отдавать предпочтение «важнейшим интересам детей»;
· принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов, предоставление детям права участвовать в принятии решений, влияющих на их судьбу;
· принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие – создание нормальных условий для жизни детей.
В Конвеции изложены все категории прав личности:
1. основные (или сущностные) права:
- право на жизнь,
- свободу мысли, совести, религии,
- свободу передвижения и места жительства,
- вступать в брак,
- владеть имуществом,
- покидать страну,
- искать убежище,
- на безопасность,
- запрещение произвольного ареста,
- запрещение вмешательства в личную жизнь.
2. процедурные
- право на признание правосубъектности,
- на равенство перед законом,
- эффективное восстановление в правах,
- на рассмотрение дела гласно,
- на презумпцию невиновности,
- на гражданство,
- на запрещение осуждения «задним числом», по закону, который был принят после совершения преступления.
3. политические
- на свободу мысли, совести, религии,
- на свободу мирных собраний и ассоциаций,
- на свободу убеждений и свободное их выражение,
- принимать участие в управлении страной.
4. эконом., соц., культурные включают
- право на труд,
- соц. обеспечение,
- достойный уровень жизни,
- на образование.
В 1993 году был принят Закон РБ «О правах ребёнка», в 2000 и 2008 году в него были внесены изменения. Этот закон основывается на Конвенции о правах ребёнка, Конституции РБ, определяет правовой статус ребёнка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физич., нравств. и дух. здоровья, формирование нац. самосознания на основе общечел. ценностей мировой цивилизации. Действие этого закона распространяется на лиц с момента рождения до достижения 18-летнего возраста. В Законе указаны обязанности ребёнка: соблюдать законы государства, забротиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культ. ценности бел. народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной труд. деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Вопросы улучшения положения детей, их надлежащей соц. защиты были и остаются приоритетными направлениями гос. соц. политики. Подтверждением этому является реализация двух президентских программ «Дети Беларуси» на 1998-2000 годы и 2002-2005 годы и принятие новой на 2006 -2010 годы, которая утверждена Указом Президента РБ от 15 мая 2006 года № 318. Программа направлена на обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей и формирования эффективной комплексной системы соц. защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами президентской программы являются: повышение качества жизни семей с детьми; профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних; укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей детей-инвалидов; профилактика соц. сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания. Президентская программа включает шесть подпрограмм: «Соц. защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание». В отличие от предыдущих её составной частью стала подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности», мероприятия которой предусматривают комплекс мер по совершенствованию нравственно-правового и гражданско-патриотического воспитания, профилактике негативных проявлений в подростковой среде, соц. реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом.
16 ноября 2006 года утверждена Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ, которая определяет основные направления воспитания детей и учащейся молодёжи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности уч.-воспит. деятельности. Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Раскрываются основные составляющие воспитания:
идеологическое, направленное на формирование знания мировоззреняеских основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной и гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и соц. взаимодействии, психологич. культуры;
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности; формирование навыков здорового образа жизни;
гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в совр. обществе;
семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и соц. ценности, осознание проф. выбора, соц. значимости проф. деятельности;
экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в соц. и проф. деятельности, повседневной жизни;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физич. совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Идеология в системе воспитания реализуется в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают гос. суверенитет, нац. интерес, нац. безопасность, соц. справедливость, экономическое благосостояние.
На основе Концепции разработана Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.Программа обеспечивает целенаправленность,целостность,системность и комплексность восп. работы, способствует непрерывности и преемственности воспитания в учреждениях образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и региональной специфики.
Указами Президента утверждены соц. значимые программы: республиканская программа «Молодёжь Беларуси» на 2006-2010 годы, государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы.
Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РБ и Законе РБ «Об образовании». Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Каждому ребёнку гарантировано получение бесплатного среднего образования.