Твоя задача маленьким не стать»
(Е.А.Евтушенко).
«Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана» (А.Леюссе, французский поэт.1810-1857).
Продуктом творчества человека является новое, которое отличается своеобразием, необычностью, неожиданностью, оригинальностью. Поэтому новое от старого отличается качественно. При этом необходимо различать прогрессивно новое и регрессивно новое, а также объективно новое (социологическая новизна) и субъективно новое (психологическая новизна). Объективно новое – это то, что является новым для всех людей (только созданное художественное произведение или только ставшая достоянием научного сообщества какая-либо идея или теория и т.д.). Психологически новое – это то, что является новым только для определённой категории людей (например, те знания, которые студент приобретает в ходе изучения какой-либо учебной дисциплины или та информация, которую человек получает в процессе созерцания какого-либо города, в котором он никогда не был). Самореализация личности связана только с производством прогрессивно нового, а также с объективно и психологически новым. Но специфика творчества в процессе самореализации к новизне не сводится. По мнению канадского специалиста Тома Вуджека, творческое блюдо готовится из трёх продуктов. Первый – новизна. Второй – ценность того, что получается в результате. Третий компонент – страстное желание, которое называется мотивацией. При этом продукт творческой активности человека становится явлением культуры, превращается в культурную ценность только при воплощении его идеального содержания в материальную форму (написанная статья, сочинённая музыка на какие-то стихи и т.д.) Только при этом условии происходит самореализация человека. Без материализации даже самые замечательные замыслы остаются только возможностью самореализации, а не её действительностью. Необходимость формирования в настоящее время у каждого человека творческого отношения к жизни детерминируется не только субъективным желанием обладать такой способностью, чтобы самореализоваться, но и факторами объективными: бурными переменами современности, исключительно высокими темпами совершающихся в обществе преобразований, непрерывно нарастающими потоками информации и др.
В основе творчества лежит способность человека к продуктивному воображению. Воображение (фантазия)… - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе (См.: Большой психологический словарь. СПб, 2003. С. 81-82). «Способность воображения есть источник всякого творчества» (Н.Бердяев). «Абсолют…представляет полную свободу воображению той способности, которая находится между нашей способностью познавать и способностью реализовать…» (Ф.Шеллинг, немецкий философ. 1775-1854). «Воображение важнее, чем знание» (А.Эйнштейн). На процесс творчества, как процесс создания нового, влияют все проявления жизнедеятельности человека и её условия (среди них чаще всего имеются как благоприятные, так и неблагоприятные (См.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. Раздел II. Условия формирования гения). Но центральное место среди них принадлежит самой творческой личности.
Среди условий, детерминирующих развитие творческих способностей человека, на первое место, на наш взгляд, следует поставить непрерывное познание им мира и самого себя. Это связано с тем, что получаемые в этом познании знания открывают всё новые возможности, являющиеся основным строительным материалом для творчества «Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь» (Э.Абу, французский писатель.1829-1885). Поэтому каждый человек, желающий развить свои творческие способности, находящийся в постоянном творческом поиске, должен стремиться не только к освоению быстро обновляющейся информации по своей специальности, но и проявлять постоянный интерес к смежным областям знания. Если, к примеру, это педагог, то он должен следить за развитием педагогической науки и одновременно проявлять интерес к философии, психологии, этике, валеологии и к другим областям знания. Необходимо также стремиться к максимальному расширению диапазона других своих духовно-познавательных интересов: а) проявлять интерес к музыке, живописи, театру; б) художественной литературе и литературе научно-фантастической и научно-популярной; в) к общественно-экономической и политической жизни страны, области, города (читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор и т.д.); г) проявлять познавательный и эстетический интерес к природе, совершать туристические поездки по своей стране и в другие страны. Коротко говоря, развитие творческих способностей каждого человека предполагает его открытость ко всему многообразию социума, живой и неживой природы, мира в целом. И чем шире будет диапазон разнообразных интересов человека, тем больше будет создаваться условий для творчества, в том числе для «работы» интуиции.
Для развития творческого познания человеком мира и самого себя исключительное значение имеет владение принципами диалектической методологии (объективности познания, противоречивости познания, системности, развития, детерминизма и континуальности пространства и времени), принципами теории познания (единства чувственно- эмпирического и концептуального познания, единства практики и познания, единства веры и сомнения, единства интуитивного и дискурсивного), а также общенаучной и специально-научной методологией познания.
Творчество, понимаемое как жизнетворчество, всегда связано с качественными изменениями в жизни человека, с переменами в ней. Но порой его охватывает страх, боязнь перемен. И если этот страх не преодолеть, то важные изменения, перемены в жизни могут не наступить, а возможности остаться нереализованными. «Для того, чтобы преодолеть страх перемен, вы должны идти на эти перемены» (М.Твен). Решиться сделать то, чего мы боимся – значит убить свой страх. А для этого необходимо мужество. «Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела». «…Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку» (Аристотель). «Мужество – страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишён мужества, вряд ли может быть твёрдым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека» (Д.Локк).
Творчество требует от человека сформированности и других качеств. «Творить – значит верить» (Р.Роллан). «Нет творчества без самоотдачи и без сострадания» (Г.Лансон, французский историк. 1857-1934). «Первая ступень всякого творчества есть самозабвение» (П.Пришвин, русский советский писатель. 1873-1954). «Всегда оставаться неудовлетворённым – в этом сущность творчества» (Ж.Ренар).
Для творческой личности полезно знать «Девять заповедей», предложенных вниманию новаторов изобретателем Л.И.Чернышёвым:
1. Не смей критиковать недостатки, если не знаешь, как их устранить (не будь правдолюбом в кавычках).
2. Удостоверься в новизне твоего предложения (не будь прожектором).
3. Убедись в ценности предлагаемой идеи для коллектива, общества.
4. Убедись в наличии условий для осуществления идеи, если их нет, создавай условия сам, хотя бы в пределах своей деятельности (не будь Маниловым).
5. Не падай в обморок, встретив препятствия. Учти, не будь отживающего и борьбы с ним нового, не требовались бы ни идеи, ни новаторы, то есть сам ты.
6. В стратегии будь «максималистом», а в тактике «минималистом». Тогда не остановишься на полпути ради сиюминутного успеха и избежишь разочарований.
7. Откажись от иллюзий, никто не обязан делать твоё дело за тебя. И будь мужчиной – не выклянчивай помощи. В ней нуждаются лишь утопающие, погорельцы и никак не могущие подняться сами. Идея – твоё детище, и на тебе главная ответственность за её судьбу!
8. Познай самого себя, все свои достоинства и недостатки, чтобы твою оборону никто не мог разрушить, а атаки завершались победой.
9. Познай противников твоей идеи и их окружение, возьми в расчёт их сильные и слабые качества, чтобы противников сделать нейтралами, нейтралов – союзниками, вовлечь свой коллектив в реализацию идеи и усилить этим его перестройку. (Приводятся по книге П.С.Таранова «Формулы смысла» (М., 1998)).
В заключение следует отметить, что ценность творчества не только в том, что в процессе творчества создаётся новое, но и в том, что творчество – источник высоких наслаждений. «Вся радость жизни в творчестве, творить – значит убивать смерть» (Р.Роллан). «Едва есть ли высшее наслаждение, как наслаждение творить» (Н.В.Гоголь). «Творчество – единственная глубокая и реальная радость, какую может человек испытывать в этой жизни» (В.Джоберти, итальянский литератор. 1801-1852). Но творчество, как уже отмечалось, не следует романтизировать, так как нередко это очень напряжённый, нелёгкий, кропотливый труд.