Метод опроса в социокультурном проектировании
Цель – найти точки сопряжения различных восприятий проблемной ситуации всеми субъектами проектирования и выработать концепцию ситуации, включающую в себя понимание проблем и способов их разрешения.
Техника опроса – ситуационно – биографическое интервью полустандартизованного типа.
Варианты опроса: опрос населения и опрос экспертов.
Опрос населения.
Структура опросника.
Блок А. Цель – выявить значимые для респондента проблемы, установить степень их актуальности, приоритетности, взаимосвязанности, разрешимости. Задачи: 1. Выявить субъективную оценку факта наличия, характера интерпретации и степени актуальности проблем. 2. Выявить представления о времени, механизме и возможностях разрешения конкретных проблем.
Блок Б. Типология респондентов. Цель – выявить особенности респондентов, позволяющих отнести их к определенным «интерпретационным» типам, для которых характерен свой способ интерпретации ситуации. Задачи. 1. Выявить основание (психологическое, статусное, когнитивное) и эмпирические индикаторы определенных интерпретационных типов личности. 2. Выявить принципы (политические, этические и другие) восприятия ситуации различными интерпретационными типами.
Блок В. Описание контекста проблемных жизненных ситуаций. Цель – выявить факторы, обусловливающие становление и разрешение проблем. Задачи: 1. Выявить и сгруппировать ситуационные факторы различного уровня: социетального, социокультурного, локального. 2. Иерархизировать факторы по степени возможностей влияния на них. 3. Выделить контекстульно-образующие факторы для территорий, групп, субъектов проектирования. 4. Выявить структуру распространения проблем по территориям. 5. Определить «синдромы» проблем, соответствующие различным территориальным образованиям и группам с последующей иерархизацией «синдромов» по степени напряженности.
Возможности использования материалов опроса.
1. Выявление устойчивых сочетаний («синдромов») проблем для определения и типологии жизненных ситуаций. Это ключевая информация для реализации прогнозного социального проектирования.
2. Определение степени напряженности проблемной жизненной ситуации с проверкой ряда гипотез, связей, ситуационной напряженности с отдельными проблемами.
3. Определение структуры проблемных жизненных ситуаций применительно к различным группам, территориям, зонам и т.д.
4. Выявление устойчивых признаков, характеристик групп респондентов, для которых характерен определенный тип проблемной ситуации (типология «проблемных» групп).
5. Выделение факторов, которые могут быть подвергнуты корректирующим управленческим воздействиям в целях ослабления «меры проблемности» жизненных ситуаций у отдельных категорий граждан.
6. Определение распространенности различных типов проблемных жизненных ситуаций по городским зонам, связи типичных ситуаций с характеристиками данных зон.
7. Создание карт распространения проблемных жизненных ситуаций.
8. Моделирование развития ситуации при наличии разного рода управляющих воздействий или, напротив, при отсутствии таковых.
9. Фиксация динамики проблем: выявление не только генезиса проблем, но и их «сцепления»: как и при каких условиях одна проблема тянет за собой другую. В результате возникает возможность прогнозировать структуру проблемных ситуаций.
10. Проверка гипотез эмпирико-практического характера (появившихся в процессе изучения собранного эмпирического материала), подтверждение которых, хотя и может показаться заведомо очевидными, требует, однако, доказательств.
Опрос экспертов.
Виды экспертов: 1. Ответственные должностные лица. 2. Инвесторы. 3. Специалисты–практики. 4. Должностные лица–функционеры.
Задачи опроса экспертов. 1. Выяснение точек зрения на проблемы и способы их разрешения. 2. Определение мотивов отношения к проблемам и способам их отношения. 3. Выяснение трактовки прав и обязанностей различных субъектов проектирования. 4. Выяснение степени их готовности на выявление решения проблем. 5. Выяснение характера и степени личной заинтересованности в выявлении и решении проблем, а также меры их информированности и компетентности.
Характер информации от экспертов: 1. Информация собственно экспертного характера о положении дел и проблемах, способная служить диагностическим и проектным целям. 2. Информация функционального характера, позволяющая судить о реальных условиях и структуре деятельности опрашиваемого лица; выяснение возможностей различных должностных лиц. 3. Информация личностного характера: мотивы и характер отношения к проблеме.
Методические приложения к информативно-целевому методу
Т.М. Дридзе в рамках методологии социокультурного проектирования разработала ряд операционально-технических методик информативно-целевого анализа текстов, некоторые из них мы ниже приводим.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1