В ходе занятий студент должен
знать: определения «образ жизни», «ЗОЖ», компоненты образа жизни и ЗОЖ, особенности формирования ЗОЖ в детском возрасте;
уметь выявлять нарушения в построении рационов питания школьников.
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 4 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
1. Проверка посещаемости - 2 мин.
2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.
3. Перерыв – 10 мин
4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.
5. Самостоятельная работа студентов по презентации «ЗОЖ» -15 мин.
6. Перерыв – 10 мин.
7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
- Дайте определение образу жизни.
- Перечислите компоненты образа жизни.
- Что такое « Здоровый образ жизни»?
- Перечислите основные компоненты ЗОЖ.
- Что такое «оптимальная двигательная активность»?
- Дайте определение закаливанию.
- Перечислите основные принципы закаливания.
- Что вкладывается в понятие «рациональная организация режима дня»?
- Дайте определение рациональному питанию как компоненту ЗОЖ.
- Перечислите последствия нерационального питания женщины во время беременности для здоровья ребенка.
- Какова роль питания в формировании здоровья детей раннего, дошкольного и школьного возраста?
- Перечислите наиболее распространенные нарушения в построении рационов питания школьников.
Содержание:
Здоровье — одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной реализации личности. Но есть только один способ быть здоровым самому и обеспечить здоровье своему потомству — уметь сохранять и укреплять здоровье.
Основа здорового образа жизни — выбор полезного приспособительного поведения, закрепление привычки сделать полезное приятным, уметь отказаться от моды и собственных желаний во имя нужного для организма вида деятельности. Следует с детства формировать у ребенка и подростка понятия о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный всегда несет с собой ухудшение здоровья.
Важным профилактическим фактором в укреплении здоровья человека естественно является здоровый образ жизни, от которого по данным Всемирной организации здравоохранения зависит 50 % его здоровья. На наследственные и внешние факторы приходится 20 % и только 10 % здоровья населения зависит от уровня развития здравоохранения в стране.
Здоровье — это личное богатство и собственность человека. Постоянно беречь и заботиться о нем должен каждый самостоятельно, используя свои адаптационные возможности физиологических систем, факторы природы и те социальные условия, в которых ему приходится жить.
В наше время, чтобы жить, необходимо быть здоровым, а это значит утверждать и поддерживать здоровый образ жизни. Внедрение в наше сознание мышления здорового образа жизни предусматривает, прежде всего, осознанное и активное участие самого человека в совершенствовании, укреплении и повышении физиологических резервных возможностей организма и, следовательно, качества своей жизни.
Жизнедеятельность организма во всех формах ее проявления самым прямым образом сказывается на качестве жизни человека. В то же время образ или стиль жизни каждого конкретного человека складывается и проявляется в организации свободного и рабочего времени, любимых занятий вне сферы труда, в устройстве быта, манерах поведения, ценностных предпочтениях, вкусах и т.д. При формировании своего стиля жизни необходимо обратить внимание на те обязательные требования и условия, без соблюдения которых невозможно в полной мере обеспечить здоровье человека, в которых органически сочетаются биологические, социальные и другие аспекты жизнедеятельности людей.
Для сохранения жизни и здоровья отдельного человека необходимо научить население в целом, как ему действовать в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, т. е. научить основам безопасного поведения человека в быту, а также в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний.
При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:
- оптимальный двигательный режим,
- рациональное питание,
- рациональный режим дня,
- психофизиологическую регуляцию,
- психосексуальную и половую культуру,
- тренировку иммунитета и закаливание,
- отсутствие вредных привычек,
- образовательная деятельность.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, в том числе детей; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социальнозначимых заболеваний, в том числе среди детского населения; увеличение продолжительности активной жизни
Основной метод сохранения здоровья в государстве- профилактическое направление здравоохранения, которое завоевывает все большую популярность. Во многих экономически развитых странах с помощью профилактических мероприятий удалось заметно снизить заболеваемость и смертность населения, улучшить показатели здоровья. При этом активное участие первичного звена здравоохранения, семьи, школы, спортивных организаций имеет приоритетное значение для успеха профилактических программ среди школьников.