Программа занятия. прочитайте и приступайте к выполнению
Основы культуры чтения
Планы практических занятий
Модуль II. Ознакомительное чтение
Тема 5
Научная и педагогическая периодика.
Ознакомительное чтение периодических изданий
(Занятие проводится в библиотеке БИ СГУ)
Вариант А
Подготовка к занятию
1. Повторите правила пользования читальным залом библиотеки.
2. Возьмите с собой на занятие зачетную книжку (обслуживание студентов в читальном зале осуществляется по зачетным книжкам).
ПРОЧИТАЙТЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Работа на практическом занятии ведётся в парах.
Перед выполнением заданий займите места в читальном зале библиотеки, приготовьте зачетные книжки.
Перед тем как приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте все задания до конца.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ. ПРОЧИТАЙТЕ И ПРИСТУПАЙТЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ
Задания выполняйте в рабочей тетради. Указывайте номер задания.
Пишите аккуратно, разборчивым почерком, чтобы можно было представить тетрадь на проверку преподавателю.
Все библиографические записи выполняйте в соответствии с требованиями ГОСТ.
Помните следующиеправила.
– Если вам нужна помощь или консультация, к преподавателю или работнику библиотеки нужно обращаться вежливо, называя их по имени-отчеству.
– Нельзя самостоятельно братьв читальном зале печатные издания, даже если вы видите, где они хранятся. Нужно обратиться к работнику читального зала и попросить нужную литературу.
– Если библиотекарь занят обслуживанием других студентов, выполняйте пока другое задание (задания можно делать в произвольном порядке).
– В библиотеке следует соблюдать тишину.
Примечания.
– За каждое правильно выполненное задание, отмеченное звёздочкой (*), студент получает один плюс. Всего за 5 заданий можно получить 5 плюсов. Студент, заработавший 5 плюсов, получает за занятие 2 балла, 3 или 4 плюса приносят вам 1 балл, а меньшее количество плюсов оценивается нулём баллов. В последнем случае задание нужно сделать заново – полностью самостоятельно.
Задание 1*. Попросите библиотекаря дать вам для работы журналы и газеты:
а) журнал «Воспитание школьника» (последний номер за любой год, начиная с 2000-го);
б) журнал «Классный руководитель» (любой номер);
в) один номер журнала из следующего списка (выберите название журнала, которое соответствует вашему профилю подготовки):
· Иностранные языки в школе.
· Информатика в школе.
· Лечебная физкультура и массаж.
· Математика в школе.
· Основы безопасности жизнедеятельности.
· Преподавание истории в школе.
· Русская литература.
· Физика в школе.
· Физическая культура в школе.
· Физическая культура: воспитание, образование, тренировка;
г) любой номер газеты из следующего списка (выберите название газеты, которое соответствует вашему профилю подготовки):
· Английский язык (Приложение к газете «Первое сентября»).
· История (Приложение к газете «Первое сентября»).
· Начальная школа (Приложение к газете «Первое сентября»).
· Русский язык (Приложение к газете «Первое сентября»).
· Спорт в школе (Приложение к газете «Первое сентября»).
· Математика (Приложение к газете «Первое сентября»).
· Информатика (Приложение к газете «Первое сентября»).
· Физика (Приложение к газете «Первое сентября»).
Примечание. Прежде чем обратиться к библиотекарю, составьте в рабочей тетради список изданий, которые вам нужны. Пишите разборчивым почерком.
Всего у каждой пары (группы) на столе должно оказаться три журнала и одна газета.
*Составьте перечень изданий, которые вы получили для работы. Расположите названия изданий в алфавитном порядке. Для описания используйте образцы из задания № 2.
Задание 2*.Ознакомьтесь с образцами библиографических записей, описывающих журнальные и газетные статьи.
Образцы
Переписка Льва Гумилёва с Анной Ахматовой (окончание) [Текст] // Звезда. – 2015. – № 10. – С. 67–73.
Хартвелл, Катарина. Кузнечик [Текст] : рассказ / Катарина Хартвелл; пер. с нем. А. Гринвальда // Студия: независимый русско-немецкий литературный журнал. – 2013. – № 17. – С.33–40.
Горланова, Нина. Колун [Текст] : рассказ / Нина Горланова, Вячеслав Букур // Волга. – 2011. – № 11–12. – С. 15–20.
Статьи из газет
Российский мультфильм попал в шорт-лист «Оскара» [Текст] // Аргументы и факты. – 2015. – 20 ноября. – С. 9.
Масальская, Елена. Пять важных признаков, что вы стали хуже видеть [Текст] / Елена Масальская // Комсомольская правда. – 2015. – 19 ноября. – С. 4.
Олейников, Алексей. Интернет [Текст]: обзор образовательных ресурсов Сети / Алексей Олейников // Первое сентября. – 2013. – № 21. – С. 2.
Монина, Галина. ФГОС дошкольного образования: ступеньки роста. Что нужно знать психологу ДОУ о новых стандартах [Текст] / Галина Монина, Ольга Мостова, Алла Думчева // Первое сентября. – 2014. – № 10. – С. 3.
Ответьте письменно на вопросы.
*1. В чем состоит особенность записей №№ 1 и 4?
*2. Что объединяет записи №№ 3 и 7?
*3. Какие еще данные кроме имени автора приводятся в записи № 2 в зоне «Сведения об отвественности»?
*4. Почему (по вашему мнению) в записи № 2 указано не только название журнала, но и приводится его подзаголовок?
Задание 3*.Воспользовавшись приемами ознакомительного чтения, познакомьтесь с выбранными периодическими изданиями и дайте письменно общую характеристику каждого из них.
Можно воспользоваться следующим планом характеристики:
1) тип периодического издания (журнал, газета) и его название;
2) особенности назначения и содержания, отраженные в подзаголовке (например, «научно-популярное издание» и т. п.);
3) где и кем издается (город, организация, учредитель, главный редактор);
4) кому адресовано издание;
5) какова периодичность выхода издания;
6) основные рубрики издания и (при необходимости) краткий комментарий к их содержанию (если из названия рубрики не совсем ясно, какие материалы в ней публикуются);
7) метаданные, которыми сопровождается публикация статей (фамилия автора, сведения об авторе, аннотация, ключевые слова);
8) справочно-информационный аппарат издания (есть ли оглавление, где оно расположено; публикуется ли перечень статей за год, как систематизированы в нем данные, удобно ли им пользоваться);
9) какую помощь может оказать студенту, обучающемуся по направлению «Педагогическое образование».
Всего должно получиться четыре характеристики. Эти характеристики составляются парами (группами) и могут быть похожи у членов одной группы.
Задание 4*. Выберите из четырех периодических изданий, с которыми вы работаете, четыре публикации (по одной из каждого источника), которые кажутся вам интересными и/или полезными для студента. При этом хотя бы одна публикация должна иметь двух или более авторов.
*Составьте библиографические записи к каждой из этих публикаций.
Задание 5*. Ознакомьтесь более подробно с одной из статей, описанных в задании 4. Составьте план этой статьи (вопросный или тезисный). Помните, что при ознакомительном чтении важно не глубокое понимание текста, а общее представление о его содержании.